Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1183/2021 от 13.04.2021

УИД 29RS0018-01-2020-005194-71

Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2021 года

Дело № 2-1183/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 года                         ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.

при секретаре Селигеевой В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Печатновой Любови Евгеньевны к Филиалу «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, территориальному отделу «Архангельский» филиалу «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ понуждении принять на учет нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Печатнова Л.Е. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Филиалу «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, территориальному отделу «Архангельский» филиалу «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о понуждении принять на учет нуждающихся в жилом помещении.

В обоснование иска указала, что является вдовой военнослужащего ***, который проходил военную службу в войсковой части *** (ныне войсковая часть ***). На момент увольнения 03.10.2000 супруг имел выслугу в календарном исчислении 20 лет 10 месяцев 11 дней, в льготном исчислении – 27 лет 3 месяца 9 дней. Во время прохождения военной службы *** было выделено жилое помещение на территории войсковой части.

28 мая 2013 года *** скончался, а истец с совершеннолетними детьми до настоящего времени проживает в предоставленной ранее супругу квартире по адресу: ***, общей площадью 71,2 кв.м (с октября 2018 года), а ранее 66,4 кв.м.

Вместе с тем, поскольку супруг связь с военным ведомством утратил, она не имеет права на регистрацию в указанной квартире, в связи с чем право пользования данным жилым помещением у нее прекратиться когда трудовые отношения с войсковой частью будут окончены.

С учетом положений ст. 50 Жилищного кодекса РФ, статей 15, ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», вплоть до смерти *** учетная норма общей площади данного жилого помещения не соответствовала нормативным требованиям, поскольку в 2005-2009 годах решением Архангельского городского совета депутатов для поселений Приморского района учетная норма жилой пощади на 1 человека была установлена 12 кв.м., тогда как в квартире проживали 5 человек. В период военной службы покойного супруга на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не поставил, и вплоть до смерти супруг не состоял в реестре военнослужащих, имеющих право на обеспечение служебным жилым помещением в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.10.2010 года. Таким образом, права военнослужащего *** были нарушены.

Полагала, что как вдова военнослужащего имеет право на предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантии по обеспечению жильем.

По результатам ее обращения в мае 2020 года в территориальное отделение г. Архангельска ФГКУ «СРУЖО» Министарства обороны РФ (ныне территориальный отдел «Архангельский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ), 27.07.2020 вынесено решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Полагая данное решение незаконным, уточнив исковые требования, просила суд обязать ответчика поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как вдову военнослужащего, в составе семьи совместно с совершеннолетними детьми Печатновым Андреем Валерьевичем и Печатновым Антоном Валерьевичем для обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Истец Печатнова Л.Е., ее представитель Залывский Р.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыли, ранее в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить.

Ответчики филиал «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, территориальный отдел «Архангельский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в судебное заседание представителей не направили.

Территориальный отдел «Архангельский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ представил в суд письменные возражения, согласно которым на момент обращения Печатновой Л.Е. с заявлением о постановке ее на учет как вдовы военнослужащего ***, ее покойный супруг умер. При этом с момента увольнения с военной службы, с 2000 года, статус военнослужащего утратил, по вопросу принятия на учет нуждающихся в получении жилого помещения не обращался, на учете не состоял, в связи с чем в удовлетворении исковых требований просили отказать.

Третьи лица Печатнов Ант.В., Печатнов Анд.В., Дружинина Е.В. в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения искового заявления.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 данного Федерального закона статус военнослужащих есть совокупность прав, в том числе и права на жилище, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных действующим законодательством. Как предусмотрено п. 2 ст. 2 этого закона, граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На основании п. 11 ст. 38 Федерального закона 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как установлено судом, ***, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и относящийся в связи с этим к названной категории, приказом командующего Краснознаменным Северным флотом от 03 октября 2000 года № *** досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и приказом командира войсковой части *** от 24 октября 2000 года № *** с 27 октября 2000 года исключен из списков личного состава.

Таким образом, истец в связи с исключением из списков личного состава войсковой части утратил статус военнослужащего.

На момент увольнения 03.10.2000 *** имел выслугу в календарном исчислении 20 лет 10 месяцев 11 дней, в льготном исчислении – 27 лет 3 месяца 9 дней.

28 мая 2013 года *** скончался.

Из материалов дела следует, что военнослужащему ***А. и членам его семьи (супруга Печатнова Л.Е., сыновья Печатнов Ант.В. и Печатнов Анд.В., а также дочь Печатнова (ныне Дружинина) Е.В.) была предоставлена служебная квартира по адресу: ***, общей площадью 66,4 кв.м.

Из материалов учетного дела также следует, что истец Печатнова Л.Е. в связи с наличием трудовых отношений с войсковой частью состояла в ФГКУ «СРУЖО» Минобороны РФ в списках на предоставление служебного жилого помещения.

Решением ФГКУ «СРУЖО» Минобороны РФ от 01.10.2018 № 29-84/1 Печатновой Л.Е. на состав семьи из трех человек (включая сыновей Печатнова Ант.В. и Печатнова Анд.В.) предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: ***, общей площадью 71,2 кв.м., с ней заключен соответствующий договор служебного найма жилого помещения, в связи с чем Печатнова Л.Е. исключена из списка на предоставление служебных жилых помещений.

Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ) за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.

При этом лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке.

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, до 1 января 2005 года принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Из содержания положения пункта 3.1. статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ следует, что члены семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также увольнения с военной службы по определенным основаниям.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ ( в редакции, действующей на момент увольнения *** с военной службы) предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Абзацем 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции, действующей на момент увольнения *** с военной службы) было установлено, что военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

В период прохождения *** военной службы и на момент его увольнения с военной службы порядок предоставления в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства был определен Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Так, п. 2 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80, предусмотрено, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В соответствии с п. 4 Инструкции военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

На основании п. 13 Инструкции военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 25 Инструкции установлено, что в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту: имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно - строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 26 Инструкции учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению № 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

При этом как следует из п. 27 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства.

При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

На основании п. 28 Инструкции военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (п. 29 Интсрукции).

Аналогичное требование содержалось и в действовавшей после увольнения *** Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.

Категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также были определены ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР и ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, действовавших как на момент увольнения *** с военной службы, так и на дату его смерти.

При этом, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РСФСР, Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Принимая во внимание, что права истца как вдовы военнослужащего на получение жилищных гарантий производны от прав ее супруга, учитывая, что *** до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, на указанный учет ни жилищной комиссией по месту прохождения военной службы, ни уполномоченным жилищным органом Министерства обороны РФ не принимался, суд полагает, что оснований для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства истца Печатновой Л.Е. и членов ее семьи по линии Министерства обороны РФ не имеется.

Вышеуказанное обстоятельство как юридически значимое подлежало доказыванию, однако истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих принятие ее супруга на данный учет, не представлено.

Таким образом, супруг истца *** фактически на момент увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилья не являлся, более того, не относился к категории военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем по избранному мест жительства.

Доводы Печатновой Л.Е. о том, что у нее отсутствуют основания для регистрации по месту жительства в квартире по адресу: ***, опровергаются представленным в материалы дела договором служебного найма жилого поиещения № 29-85/1 от 01.10.2018.

Учитывая изложенное, ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ, а ныне Филиал «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ своим решением от 24.07.2020 № 29-21/25 правомерно отказало Печатновой Л.Е. в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                        РЕШИЛ:

исковое заявление Печатновой Любови Евгеньевны к Филиалу «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, территориальному отделу «Архангельский» филиалу «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о понуждении принять на учет нуждающихся в жилом помещении – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

    Председательствующий: А.Н. Курчак

2-1183/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Печатнова Любовь Евгеньевна
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
ТОФ ГКУ СРУЖО МО РФ
Другие
Залывский Роман Николаевич
Дружинина Евгения Валерьевна
Печатнов Андрей Валерьевич
Печатнов Антон Валерьевич
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Курчак А.Н.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
23.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
01.06.2021Судебное заседание
08.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее