Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Ереминой И.Н.
при секретаре Кунчининой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1218/2019 по иску Липатова В.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сызрани (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стажи стаж работы с особыми условиями труда, назначении досрочной страховой пенсии,
У с т а н о в и л:
Истец Липатов В.А. обратился в суд к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда России в городе Сызрань Самарской области (межрайонное) (далее – УПФР) с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании решения УПФР от <дата> № *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в страховой и общий трудовой стаж периодов работы с <дата> по <дата> в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе; в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте период работы с <дата> по <дата> в должности монтера пути в Октябрьской дистанции пути; включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации со <дата> по <дата>, <дата> год, с <дата> по <дата>; обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с особыми условиями труда с момента обращения с письменным заявлением, а именно с <дата>, ссылаясь на то, что решением УПФР от <дата> № *** ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ В стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не были включены вышеуказанные периоды работы. Считает отказ УПФР незаконным, поскольку данные периоды работы и условия работы подтверждаются записями в трудовой книжке и архивными справками, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а следовательно должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Согласно данных о стаже в пенсионном органе период работы с <дата> по <дата> учтен как обычные условия работы. Справкой, уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда от <дата> определены периоды работы, исключенные из периодов с особыми условиями труда, указанный период в данном перечне отсутствует, следовательно пенсионным органом необоснованно был исключен из стажа в качестве рабочих локомотивных бригад. Считает, что действия работодателя по заполнению трудовых книжек не должны ущемлять законно возникшие права граждан на пенсию. Отсутствие дополнительных документов от организаций, в которых работал истец, не должны ущемлять его прав, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец Липатов В.А. исковые требования с учетом уточнений поддержал, в обоснование иска привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца по доверенности А. исковые требования с учетом уточнений поддержала, в обоснование требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что в период с <дата> по <дата> истец работал в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе, данный период подтверждается записями в трудовой книжке АТ-II № *** от <дата>, а также архивной справкой № ***-Л от <дата>. Период работы с <дата> по <дата> в качестве монтера пути в Октябрьской дистанции пути подтвержден справкой уточняющей характер работы или условия труда от <дата> № ***. Полагает, что с учетом всех спорных периодов стаж с особыми условиями труда составляет 12 лет 6 месяцев 18 дней, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии.
В судебном заседании представитель УПФР в лице Т. против исковых требований возражала по основаниям, изложенным в решении УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) от <дата> № ***, указав, что Липатову В.А. обоснованно было отказано в досрочном назначении пенсии, указанные истцом периоды работы не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по следующим основаниям. В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение страховой пенсии, не включены периоды с <дата> по <дата> в качестве монтера пути Октябрьской дистанции пути, поскольку сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица льготный характер работы не подтвержден (отсутствует код льготы), также не включены периоды обучения истца на курсах повышения квалификации со <дата> по <дата>, <дата> год, с <дата> по <дата>, поскольку постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 возможность зачета в специальный стаж данных периодов не предусмотрена. В общий страховой стаж не включен период работы с <дата> по <дата> в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе, поскольку в архивной справке от <дата> № ***-Л, отсутствует дата рождения истца, а в трудовой книжке отсутствует запись о работе в спорный период.
Свидетель М. , в судебном заседании пояснила, что работает в должности ведущего специалиста по управлению персоналом Октябрьской дистанции пути. Липатов А.В. с <дата> работает в должности монтера пути в Октябрьской дистанции пути, в период с <дата> по <дата> также работал монтером пути в указанной организации, и отстранений от работы не имелось. Отсутствие кода льготы пояснила возможным сбоем в программе.
Проверив письменные материалы дела, заслушав стороны, свидетеля, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;
В соответствии с п. 2 ст.30 указанного Федерального закона право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определяется Списками соответствующих производств, работ, профессий, должностей специальностей и учреждений.
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: в периоды работы до 01 января 1992 года - Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, а также Список профессий рабочих локомотивных бригад, профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок, и, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272; в периоды работы после 01 января 1992 года - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.
Судом установлено, что <дата> Липатов В.А. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
Решением УПФР от <дата> № *** Липатову В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Установлено, что в общий трудовой (страховой) стаж работы истца не включен период работы с <дата> по <дата> в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе; в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу не включены периоды работы: с <дата> по <дата> в качестве монтера пути в Октябрьской дистанции пути Куйбышевской железной дороги, периоды обучения на курсах повышения квалификации со <дата> по <дата>, <дата> год, с <дата> по <дата>.
Установлено, что вышеуказанным решением УПФР в страховой, в общий трудовой стаж истца не включен период его работы с <дата> по <дата> в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе, в связи с тем, что в архивной справке от <дата> № ***-Л не указана дата рождения истца, а в трудовой книжке Липатова В.А. АТ-II № *** от <дата> отсутствует спорный период.
Однако, факт осуществления истцом трудовой деятельности в период с <дата> по <дата> в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе подтверждается записями в трудовой книжке (страница 6, записи № *** – 14 трудовой книжки), а также архивной справкой от <дата> № ***-Л Архивного отдела Администрации Муниципального района Шигонский Самарской области с указанием приказа о приеме на работу от <дата> № *** и расчетно-платежных ведомостей за 1988 год.
Таким образом, период работы с <дата> по <дата> он работал в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе подлежит включению в страховой и общий трудовой стаж работы Липатова В.А.
Установлено также, что решением УПФР № *** от <дата> в стаж на соответствующих видах работ дающих право на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 с. 30 ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включен период работы истца с <дата> по <дата> в качестве монтера пути в Октябрьской дистанции пути г. Октябрьск, поскольку сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица льготный характер работы не подтвержден (отсутствует код льготы).
Согласно Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года N 272, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют: бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, составители поездов.
Из трудовой книжки Липатова В.А. усматривается, что в период времени с <дата> по <дата> в качестве монтера пути в Октябрьской дистанции пути г. Октябрьск.
В судебном заседании установлено, что в указанный период истец работал в указанной должности, которая являлась для него основной работой, сведений об одновременном выполнении им другой работы суду не представлено, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда от <дата> № ***, из которой следует, что Липатов В.А. с <дата> по настоящее время работает в Октябрьской дистанции пути Куйбышевской железной дороги в должности монтер пути, занятый на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. Сведений об отвлечении в указанный период не имеется.
При этом, отсутствие сведений индивидуального персонифицированного учета в периоды работы истца с <дата> по <дата> после его регистрации в системе индивидуального персонифицированного учета не может рассматриваться в качестве законного основания для отказа в зачете спорных периодов, поскольку обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного пенсионного обеспечения, Федеральным законом РФ N 167-РФ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возложена на работодателя (ст. 14 Закона).
В соответствии со статьями 8 и 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального учета в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Таким образом, факт занятости истца на работах с особыми условиями труда и характер выполняемой работы подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и отказывая истцу во включении в льготный стаж спорных периодов его работы, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил его в пенсионных правах.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что период работы Липатова В.А. с <дата> по <дата> в качестве монтера пути в Октябрьской дистанции пути Куйбышевской железной дороги, подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку истец постоянно в течение полного рабочего дня был занят на работах, дающих ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд полагает, что истцу также необоснованно не включены периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата>.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации были оплачиваемыми, за указанные периоды истцу начислялась заработная плата, из которой производились отчисления взносов на государственное социальное страхование, на курсы повышения квалификации истец направлялся по инициативе работодателя, поэтому периоды обучения истца на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата> следует засчитать в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с учетом включения в стаж работы истца вышеуказанных периодов работы, он имеет право на досрочное назначение пенсии, то ответчика следует обязать назначить истцу пенсию досрочно с момента обращения с письменным заявлением, а именно с <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Липатова В.А. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городе Сызрани (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в страховой стажи стаж работы с особыми условиями труда, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) от <дата> № *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ города Сызрани (межрайонное) включить Липатову В.А. :
- в общий трудовой и страховой стаж период работы с <дата> по <дата> в качестве электромонтера на Суринском консервном заводе;
- в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:
- с <дата> по <дата> в качестве монтера пути в Октябрьской дистанции пути Куйбышевской железной дороги,
- с <дата> по <дата>, <дата>, с <дата> по <дата> обучение на курсах повышения
квалификации.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ города Сызрани (межрайонное) назначить Липатову В.А. досрочную страховую пенсию с момента обращения с письменным заявлением - с 23.07.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.
Судья: Еремина И.Н.