Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-347/2013 ~ М-35/2013 от 11.01.2013

    Дело № 2-347/2013

    З А О Ч Н О Е    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    Город Соликамск                                                            06 марта 2013 года.

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

    председательствующего судьи Крымских Т.В.,

    при секретаре Долотовских Н.В.,

    с участием истца Белоног В.С.,

    представителя истца Кених Л.А., действующей на основании доверенности,

    с извещением ответчика Министерства обороны РФ,

    ответчика Министерства финансов РФ,

    третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Соликамску и Соликамскому району,

    третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоног С. В. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда,

    у с т а н о в и л:

    Истец Белоног С.Н. обратился в Соликамский городской суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда.

    Иск обосновал следующим: был призван в ряды Российской армии <дата>. Служил в городе <...>, в воинской части в должности командира танка. В период с <дата> по <дата> принимал участие в проведении операции по принуждению Грузии к миру на территории Южной Осетии. Отслужив, <дата>, встал на воинский учет в отдел Военного комиссариата Пермского края по городу Соликамску и Соликамскому району. Полагает, что после <дата> его должны были пригласить в Военный комиссариат для вручения удостоверения ветерана боевых действий. Однако, сотрудники ответчика этого не сделали. Удостоверение ветерана боевых действий ему было выдано только <дата>. В результате этого ему были причинены убытки в виде неполученной выгоды, поскольку, в период с <дата> по <дата> он не получал льготы в виде социальных выплат. Ему был причинен моральный вред.

    Просит взыскать с ответчика Министерства Обороны РФ в свою пользу упущенную выгоду в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

    В судебном заседании истец на иске настаивает. Дополнительно пояснил, что <дата> сотрудниками военного комиссариата города Соликамска ему было вручено удостоверение ветерана боевых действий. Ранее, в <дата> он устно обратился в военный комиссариат, чтобы выяснить, полагается ли ему удостоверение участника боевых действий, однако, ответа не получил. <дата> его пригласили в военный комиссариат, где он написал письменное заявление для получения выписок из приказов, подтверждающих факт его службы, поскольку, такими документами не обладал. Его бабушка от его имени многократно обращалась с жалобами в различные инстанции, чтобы ускорить процесс получения документов. Доверенности на совершение каких-либо действий от своего имени он ей не выдавал. В <дата>, после того, как его служебные документы из военного архива поступили в военный комиссариат города Соликамска, его пригласили в военный комиссариат, где он написал заявление о выдаче ему удостоверения, к которому приложил фотографии, копию паспорта. Когда его заявление поступило в специальную комиссию военного округа и было зарегистрировано в специальной комиссии, не знает. <дата> ему было выписано удостоверение ветерана боевых действий, которое он получил в военном комиссариате <дата>. С заявлениями к третьим лицам для получения социальных льгот обратился в декабре 2012 года. Полагает, что его права нарушены. Действия сотрудников военного комиссариата, военного архива, комиссии военного округа не обжаловал. Считает, что ему причинены моральный вред и нравственные страдания, поскольку, документы собирались долго, решение по данному вопросу было принято благодаря тому, что его бабушка обращалась с многочисленными жалобами в различные инстанции. Ему пришлось тратить личные денежные средства на отправление телеграммы в военный архив, на проезд рейсовым автобусом до военного комиссариата.

    Представитель истца исковые требования поддержала. Пояснила, что ответчиком допущены следующие нарушения прав истца: командир истца не исполнил обязанность о предоставлении истцу выписки из приказа о его службе, которая предписана п. 5, 6 ст. 3, ст.18, 21, 25 Закона РФ «О статусе военнослужащих», ст. 45 Конституции, п. 1 ст. 9 ГК РФ. Ответчиком нарушен тридцатидневный срок разрешения вопроса о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Считает, что ответчик должен был пригласить внука и вручить ему удостоверение, что не было сделано в 2010 году. Внуку причинены убытки.

    Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Соликамску и Соликамскому району в судебное заседание не явилась. Просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, что подтверждается письменным заявлением.

    Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, что подтверждается письменным заявлением. Исковые требования поддержал.

        Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Об отложении судебного разбирательства не просил. С исковыми требованиями не согласился. Представил письменный отзыв, в котором указал, что истец подал заявление для оформления запросов в архивы для получения личного дела только <дата>, поскольку, он не имел выписок из приказов о службе. Именно с этого момента он изъявил свою волю в реализации права на получение мер социальной поддержки участника боевых действий. Для установления факта участия в боевых действиях военным комиссариатом направлялись анкеты – запросы в Центральный архив по Южному Федеральному округу и командиру воинской части. <дата> в адрес военного комиссариата были направлены справки с выписками из приказов командира воинской части. <дата> истец обратился с заявлением о направлении документов для рассмотрения Центральной комиссией Центрального военного округа вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, которое было им получено в <дата> года. Кроме того, ежемесячная денежная выплата, установленная Законом «О ветеранах», является мерой социальной поддержки и не является средством дохода. Считает, что истец не обосновал наличие морального вреда.

        Судом по своей инициативе в качестве соответчика привлечено Министерство Финансов РФ.

        Представитель ответчика Министерства Финансов РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. Об отложении судебного разбирательства не просил. Уважительности причин неявки суду не представил.

        Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц и представителей ответчиков по правилам гл. 22 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.

        Заслушав истца, представителя истца, проанализировав доводы представителей третьих лиц, ответчика Министерства финансов РФ, исследовав материалы дела, проанализировав доводы искового заявления, нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.

        На основании ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

        Ч. 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ, установившей основания возникновения гражданских прав и обязанностей, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

    Ст. 12 ГК РФ определила способы защиты гражданских прав, а именно: защита гражданских прав осуществляется путем:.. возмещения убытков,.. компенсации морального вреда; иными способами, предусмотренными законом.

Возмещение убытков регламентируется положениями ст. 15 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Из указанных положений закона следует, что лицо, которому причинен вред, имеет право требовать возмещения убытков от лица, причинившего вред.

Для взыскания убытков в порядке ст. 15 ГК РФ необходимым условием наступления ответственности является наличие в действиях ответчика вины в их причинении.

Возмещение убытков – является формой гражданско-правовой ответственности. В то же время, как указано выше, возмещение убытков законодатель в соответствии со ст. 12 ГК РФ относит и к способам защиты субъективных гражданских прав и интересов.

Гражданско-правовая ответственность наступает лишь при наличии определенных условий: убытков, противоправности, причинной связи и вины причинителя вреда.

    Совокупность этих условий обеспечивает кредитору возможность защитить свое нарушенное право и требовать возмещения.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Исходя из этих положений закона, суд приходит к выводу, что именно истец обязан доказать то обстоятельство, что по вине ответчика ему причинен ущерб, он понес убытки, а так же доказать размер причиненного ему ущерба.

Истцу надлежит представить доказательства наличия реального ущерба, убытков, т.е. расходов, которые он понес (произвел) для восстановления нарушенного ответчиком права, утрату имущества.

Чтобы предъявить требование о возмещении убытков, кредитор должен доказать их наличие, произвести расчет убытков, доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником принятого на себя обязательства (противоправность) и наличие причинной связи между поведением должника и наступившими убытками.

Руководствуясь ст. 1082 ГК РФ, установившей способы возмещения вреда, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Убытки в гражданском праве составляют: а) реальный ущерб - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение имущества лица; б) упущенная выгода - это неполученные доходы, которые лицо, право которого нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Таким образом, взыскание убытков является способом возмещения вреда.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

При отсутствии доказательств наличия реального ущерба, взыскание сумм в соответствие со ст. 15 ГК РФ невозможно.

Судом установлено, что истец проходил военную службу по призыву в рядах Российской армии в период с <дата> по <дата>. Участвовал в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия в период с 8 по <дата>. <дата> Белоног С.В. поставлен на воинский учет после увольнения в запас.

В соответствии с положениями ст. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ», правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 1 указанного Закона, воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет;.. призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе;..

Ст. 10 приведенного Закона, установила перечень обязанностей граждан по воинскому учету.

Ч. 6 ст. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ» установила, что военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

Вместе с тем Закон предусматривает, что целям юридического оформления социально-правового статуса военнослужащего, удостоверения его права на получение соответствующих льгот и социальных гарантий служат документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Статьей 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от <дата> N 763 «ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до <дата>

Согласно «ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ, ВЫДАЧИ И УЧЕТА УДОСТОВЕРЕНИЯ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ», удостоверение ветерана боевых действий, является документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки. Выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. Удостоверение выдается ветерану под расписку.

При рассмотрении дела установлено, что <дата> Кених Л.А. от имени своего внука – истца обратилась в Отдел военного комиссариата Пермского края по городу Соликамску и Соликамскому району с жалобой на отсутствие в военном комиссариате личного дела Белоног С.В.

<дата> Белоног С.В. был приглашен в Отдел военного комиссариата Пермского края по городу Соликамску и Соликамскому району, где им было написано заявление об оформлении запросов в архивы для подтверждения фактического участия в боевых действиях.

Тогда же истцом Белоног С.В. была направлена телеграмма, адресованная начальнику Центрального архива Министерства обороны по Южному военному округу для направления в военный комиссариат документов о службе.

<дата> и <дата> для установления факта участия истца в боевых действиях Отделом военного комиссариата по городу Соликамску и Соликамскому району направлены анкеты–запросы в Центральный архив по Южному Федеральному округу и командиру воинской части, где проходил службу истец.

<дата> Отделом военного комиссариата по городу Соликамску и Соликамскому району истцу Белоног С.В. направлено сообщение о направлении запросов в архив Южного военного округа и войсковую часть.

<дата> из филиала Центрального архива по Южному Федеральному округу в адрес Отдела военного комиссариата были направлены справки с выписками из приказов командира воинской части Белоног С.В.

<дата> в адрес истца из филиала Центрального архива Южного военного округа направлено сообщение о направлении в его адрес ответа от <дата>.

<дата> в адрес Белоног С.В. были направлены копии запрашиваемых документов.

Письмом Министерства обороны РФ от <дата> Белоног С.В. разъяснено, что принятие решения о выдаче удостоверения входит в компетенцию комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий военного округа по месту проживания, разъяснена необходимость обращения с соответствующим заявлением, указан перечень необходимых документов.

В тот же день, <дата> истец был приглашен в Отдел военного комиссариата, где представил заявление о направлении документов для рассмотрения Центральной комиссией Центрального военного округа вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.

<дата> военный комиссариат Пермского края сообщил начальнику Отдела военного комиссариата Пермского края по г. Соликамску о том, что <дата> заявление и документы истца направлены на комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Центрального военного округа.

<дата> истцу выписано удостоверение ветерана боевых действий.

<дата> удостоверение вручено истцу Белоног С.В., что подтверждается его распиской, не оспаривается в ходе рассмотрения дела.

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании истцом, не оспаривались ответчиком, третьими лицами.

<дата> истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Соликамску и Соликамскому району с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.

Тогда же было вынесено решение о назначении ему ежемесячной денежной выплаты.

<дата> Белоног С.В. обратился в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

<дата> принято решение о назначении истцу ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 131, 00 рублей на него и двоих членов семьи.

В судебном заседании истец настаивает на том, что в период с 2010 года по октябрь 2012 года включительно он был лишен возможности получать социальные льготы по вине ответчика, поскольку, ответчиком были нарушены правила и сроки выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.

«ПОРЯДОК ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», регулирует вопросы ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЙ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

«Порядок…» установил, что в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются специальные комиссии.

В соответствии с п. 7 Раздела 2 Инструкции, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

ФЗ РФ «О ВЕТЕРАНАХ» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно ст. 1 данного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

По смыслу ч. 1 ст. 3 данного Закона, к ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации…

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону, где содержится указание на выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с <дата> по <дата>.

Государственная политика в отношении ветеранов, предусматривает:.. реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;...

Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке ветеранов определены положениями ст. 10 Закона ФЗ РФ «О ВЕТЕРАНАХ». Статья 13 Закона указала, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты;.. 4) оплату коммунальных услуг;.. (ч. 1). Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены положениями ст. 16 Закона.

На основании п. 8 приведенной выше «ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ, ВЫДАЧИ И УЧЕТА УДОСТОВЕРЕНИЯ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ», для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие - рапорт по команде, лица гражданского персонала - заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника):    в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организации), им подчиненных, проходящие военную службу (работающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства)...

Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.

Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - на непосредственных командиров (начальников); для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).

Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны: проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта; в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

По правилам п. 9 Инструкции, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении, кроме фамилии, имени и отчества заявителя, указываются: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"); для иных лиц - личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий.

К обращению прикладываются две фотографии размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач): для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны: проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта; в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.

В соответствии с положениями п. 10 Инструкции, обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в связи с рассмотрением обращения председатель центральной комиссии (комиссии) может продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

На основании п. 13 Инструкции, если при рассмотрении документов, приложенных к обращению, комиссия не может принять решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, то обращение и документы направляются на рассмотрение в центральную комиссию для принятия решения. В этом случае срок рассмотрения обращения центральной комиссией может быть продлен до 30 дней без учета времени на его пересылку. Центральная комиссия организует проверку представленных документов и после принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения готовит заключение, которое направляется в соответствующую комиссию, представившую документы на рассмотрение.

Судом установлено, что истец <дата> впервые обратился с Отдел военного комиссариата Пермского края по городу Соликамску и Соликамскому району с заявлением об оформлении запросов в архивы для поручения его личного дела, подтверждения его службы, что соответствует положениям п. 8 «ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ, ВЫДАЧИ И УЧЕТА УДОСТОВЕРЕНИЯ ВЕТЕРАНА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ». Обращение истца было вызвано отсутствием у него выписок из приказов о службе. Ранее, <дата> с жалобой в указанный орган от имени истца обратилась Кених Л.А., полномочий которой на совершение каких-либо действий в его интересах, Белоног С.В. не выдавал. Сотрудниками Отдела военного комиссариата <...> для получения истцом удостоверения его обращение направлено в архив, командиру воинской части. <дата> данные документы поступили в Военный комиссариат, <дата> истцом в Отдел подано заявление о направлении документов с приложением необходимых документов. После получения запрашиваемых документов они были приложены вместе с копиями запросов к заявлению истца. После проверки документов, приложенных к заявлению, последние были направлены для рассмотрения в Центральную комиссию Центрального военного округа, в состав которого они включены.

Суду не представлено доказательств того, что в нарушение положений п. 10 Инструкции, обращение истца, поступившее в комиссию, рассмотрено было за пределами 30-дневного срока со дня его регистрации.

    Суд не может принять во внимание и отклоняет довод представителя истца, сославшуюся на то, что действиями сотрудников ответчика нарушены п. 5, 6 ст. 3, ст.18, 21, 25 Закона РФ «О статусе военнослужащих», ст. 45 Конституции, п. 1 ст. 9 ГК РФ, ответчиком нарушен установленный срок разрешения вопроса о выдаче удостоверения, командир истца нарушил обязанность вручить ему выписки из приказов о службе, поскольку, приведенные нормы носят декларативный характер, ни одна из них не содержит указания на обязанность командира военнослужащего выдать военнослужащему приказы о службе.

    При этом, истец пояснил, что данные документы ни по окончании службы, ни после увольнения со службы самостоятельно у командира войсковой части не запрашивал. Суду не представлено сведений о том, что истец обращался к командиру воинской части, и ему было отказано в предоставлении запрошенных документов. Действия сотрудников военного комиссариата, военного архива, комиссии, истцом не обжаловались.

    Вместе с тем, процедура получения удостоверения участника боевых действий носит заявительный характер. Белоног С.В. обратился к ответчику с заявлением об оформлении соответствующих запросов впервые только <дата>, что подтверждается его заявлением. Запросы были оформлены и направлены по месту хранения документов уже на следующий день. После получения необходимых сведений в июле 2012 года сотрудники ответчика после проверки поступивших документов направили их вместе с заявлением истца от <дата> в соответствующую комиссию. Данных о дате регистрации указанных документов суду не представлено. Сведений о нарушении сроков рассмотрения заявления истца комиссией суду не представлено.

В соответствии с п. 5 ч. 2 Закона РФ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ», сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

«УСТАВ ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» не содержит обязанности командира войсковой части вручения военнослужащим приказов о службе.

УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ утверждено «ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ», где в п. 35 указана задача военных комиссариатов в виде участия в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы.

Судом не установлено нарушения ответчиком приведенных выше положений законодательства, не установлено нарушений прав истца действиями ответчика.

При рассмотрении дела суд приходит к выводу, что истец не доказал наличия убытков, факта неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком принятого на себя обязательства (противоправность) и наличие причинной связи между поведением ответчика и наступившими убытками.

При этом, суд принимает во внимание, что выше указанные социальные выплаты ветеранам боевых действий являются не средством извлечения дохода, а мерой социальной поддержки.

    Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков.

В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГПК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными статьей 151 ГК РФ.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, по правилам ч. 2 указанной статьи, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Ч. 3 ст. 1099 ГК РФ установила, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Способ и размер компенсации морального вреда определен ч. 1, 2 ст. 1101 ГК РФ. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Статья 151 ГК РФ определила, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Нематериальные блага перечислены в ч. 1 ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ч. 2).

Исходя из смысла положений приведенных норм законодательства, компенсация морального вреда не подлежит взысканию при рассмотрении имущественных споров, споров о нарушении имущественных прав.

Суд приходит к выводу, что истец, в силу ст. 56 ГПК РФ, не доказал того, что действиями ответчика были нарушены его личные неимущественные права либо ответчик своими действиями посягнул на принадлежащие Белоног С.В. нематериальные блага, в результате чего ему был причинен моральный вред (физические или нравственные страдания). Судом так же не установлено, что на ответчика законодательными актами возложена обязанность по возмещению истцу компенсации морального вреда.

Кроме того, истец не доказал факта причинения ему морального вреда.

Суд рассматривает дело на основании представленных сторонами доказательства. При этом, суд рассматривает дело, исходя из заявленных исковых требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к убеждению, что в удовлетворении исковых требований истца к ответчику надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Белоног С. В. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                                 Т.В. Крымских.

2-347/2013 ~ М-35/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белоног Сергей Викторович
Ответчики
Министерство финансов РФ
Министерство обороны РФ
Другие
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по г.Соликамску и Соликамскому району
ТУ-Минсоцразвития Пермского края ао Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Крымских Татьяна Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
11.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2013Передача материалов судье
14.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.02.2013Предварительное судебное заседание
21.02.2013Предварительное судебное заседание
06.03.2013Судебное заседание
11.03.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2013Дело оформлено
19.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее