Дело № 2 - 233/2014
Решение
Именем Российской Федерации
"15" марта 2014 года г. Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.
при секретаре Самохиной Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Качуровского И.В.,
представителя заявителя по доверенности Борисовой А.О.,
кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е., представителя кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е. по доверенности Королева А.С.,
представителя Избирательной комиссии городского поселения город Киржач по доверенности Красилевской М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Васильева О.С. об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е.,
установил:
Кандидат на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Васильев О.С. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е.. В обоснование указал, что в нарушение требований закона о политических партиях политическая партия, выдвинувшая кандидата Артемова О.Е., не опубликовала предвыборную программу партии за счет средств избирательного фонда кандидата Артемова О.Е. в муниципальном печатном издании, что является нарушением требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных законом о политических партиях и основанием к отмене регистрации кандидата Артемова О.Е.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Кандидат на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемов О.Е. в судебном заседании полагал, что оснований для отмены регистрации не имеется, поскольку при его выдвижении закон о политических партиях нарушен не был. Представитель кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е. по доверенности в судебном заседании пояснил, что обязанность партии опубликовать предвыборную программу за счет средств избирательного фонда кандидата возникает после окончания стадии выдвижения и регистрации кандидата и относится к стадии агитационной. Полагает, что неисполнение партией обязанности опубликовать предвыборную программу после регистрации выдвинутого ею кандидата не может служить основанием для отмены регистрации кандидата.
Представитель регионального отделения политической партии Справедливая Россия по доверенности в судебном заседании полагал заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку законом не предусмотрена ответственность в случае неопубликования партией, выдвинувшей кандидата, предвыборной программы. Кроме того, основанием к отмене регистрации кандидата может служить только то нарушение закона о политических партиях по выдвижению кандидата, которое существовало на момент регистрации кандидата, но не было известно избирательной комиссии. Обязанность партии опубликовать предвыборную программу возникает только после регистрации кандидата. Полагает, что оснований для отмены регистрации кандидата Артемова О.Е. не имеется.
Представитель Избирательной комиссии городского поселения город Киржач по доверенности в судебном заседании полагал заявление подлежащим удовлетворению и пояснил, что основанием к отмене регистрации кандидата является нарушения требований к выдвижению кандидата, установленных законом о политических партиях. П. 4 ст. 36 Закона о политических партиях обязывает партию, выдвинувшую кандидата, опубликовать предвыборную программу. Указанная обязанность политической партией, выдвинувшей кандидата Артемова О.Е., не выполнена, чем нарушены требования к выдвижению кандидата, установленные законом о политических партиях. Указанное обстоятельство является вновь открывшимся, поскольку не было известно избирательной комиссии и существовало на момент регистрации кандидата, поскольку опубликования программы не было. То обстоятельство, что нарушение закона допустила партия, а не кандидат не является существенным для данного дела, поскольку кандидат, выдвигаемый политической партией, и выдвинувшая кандидата политическая партия единый субъект избирательной компании и нарушения, допущенные партией, влекут отмену регистрации выдвинутого ею кандидата.
Прокурор в заключении полагал заявление не подлежащим удовлетворению. Пояснил, что нарушение закона о политической партии допущено, предвыборная программа партии после регистрации выдвинутого ею кандидата не опубликована. Однако, указанное нарушение не может служить основанием к отмене регистрации кандидата Артемова О.Е., так как обязанность опубликовать предвыборную программу возникает только после регистрации кандидата. При этом в соответствии с требованиями закона отмена регистрации кандидата наступает в случае выявления вновь открывшихся обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка выдвижения кандидата, установленного законом о политической партии, существовавших на момент регистрации, но не известных избирательной комиссии.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кандидат на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Васильев О.С., выдвинутый Владимирским региональным отделением политической партии «<данные изъяты>», зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Муниципального образования городское поселение город Киржач № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кандидат на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемов О.Е., выдвинутый Региональным отделением политической партии «<данные изъяты>», зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Муниципального образования городское поселение город Киржач № от ДД.ММ.ГГГГ.
Досрочные выборы на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом в судебном заседании установлено, что предвыборная программа политической партии «Справедливая Россия» в муниципальном печатном издании на бесплатно предоставляемых кандидату Артемову О.Е. печатных площадях или за счет средств его избирательного фонда не опубликована.
Представленная кандидатом Артемовым О.Е. копия 4 листа газеты Владимирские ведомости за ДД.ММ.ГГГГ с публикацией предвыборной программы политической партии «<данные изъяты>» не может служить доказательством публикации предвыборной программы политической партии, выдвинувшей кандидата Артемова О.Е., поскольку публикация имела место до объявления даты выборов на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач и выдвижения кандидата Артемова О.Е. Кроме того, предвыборная программа опубликована в печатном издании не соответствующем уровню досрочный выборов на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не может согласиться с утверждениями представителя заявителя и представителя избирательной комиссии о том, что допущенное при выдвижении кандидата Артемова О.Е. не соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные законом о политических партиях, которые являются основанием для отказа в регистрации кандидата, исходя из следующего.
Основания для отмены регистрации кандидата предусмотрены в п.п. а п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым установлено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Аналогичные основания для отмены регистрации кандидата установлены и в п.п. а п. 7 ст. 75 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», согласно которого регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 23.1 статьи 33 настоящего Кодекса. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Таким образом, основанием для отмены регистрации кандидата по указанному основанию могут служить только те нарушения, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
По положениям п.п. б п. 24 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Подпунктом б пункта 23.1 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» установлено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно п. 4 ст. 36 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.
Пунктом 10 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Аналогичные требования содержатся и в п. 10 ст. 44 Закона Владимирской области от 13.02.2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», которым предусмотрено, что политическая партия, выдвинувшая кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Кодексом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Таким образом, установленную п. 4 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» обязанность политической партии, выдвинувшей кандидата, опубликовать свою предвыборную программу возникает только после регистрации избирательной комиссией выдвинутого указанной политической партией кандидата. Обязанность политической партии, выдвинувшей кандидата, опубликовать свою предвыборную программу до регистрации выдвинутого ею кандидата законом не установлена. Следовательно, указанное нарушение п. 4 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях» не могло существовать на момент принятия решения о регистрации кандидата Артемова О.Е. и являться основанием для отказа в его регистрации, поскольку допущено после регистрации кандидата.
Учитывая изложенное, а также, что нарушение закона «О политических партиях», допущенное после регистрации кандидата, не предусмотрено избирательным законодательством в качестве основания к отмене регистрации кандидата, суд приходит к выводу, что заявление кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Васильева О.С. об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Васильева О.С. об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования городское поселение город Киржач Артемова О.Е. отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья И.И. Колокина
Мотивированное решение составлено 16 марта 2014 года.
Судья И.И. Колокина
Решение в законную силу не вступило
Судья И.И. Колокина