Дело № 2-6607/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Василенко Н.С.
при секретаре Абумуслимовой М.А.
22 августа 2016 года, в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волченко В.Н. к ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ, Бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ о признании действий бюро МСЭ № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ незаконными в связи с отказом в предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и понуждению к проведению заочной медико-социальной экспертизы согласно данных лечебных учреждений с даты фактического обращения в бюро МСЭ,
УСТАНОВИЛ:
Волченко В.Н. обратился с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ, Бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ о признании действий бюро МСЭ № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда незаконными в связи с отказом в проведении медико-социальной экспертизы и понуждению к предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы согласно данных лечебных учреждений с даты фактического обращения в бюро МСЭ.
В обоснование исковых требований указал, что "."..г. обратился с заявлением об оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы для определения группы инвалидности в бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области». Освидетельствование проведено не было, то есть не была оказана государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы. Более того, документы были направлены (возвращены) по почте в лечебно-профилактическое учреждение, направившее его на освидетельствование. С действиями бюро № 19 истец не согласен в связи с тем, что болеет много лет, заболевание протекает с тяжелыми болями в спине, и стабильно высокими цифрами артериального давления. Из-за болей в спине и частых головных болей не имеет возможности выполнять никакую физическую работу, а также быть участником трудовых отношений. "."..г. на основании приказа №... Волченко В.Н. уволен по выслуге лет - по достижению предельного возраста. Согласно свидетельству о болезни <...> №... от "."..г. установлен диагноз: <...>
В течение года после увольнения течение заболевания ухудшилось, отмечались частые обострения, истец неоднократно лечился стационарно в "."..г. году и "."..г. году, и постоянно амбулаторно. Лечение улучшений не приносит.
Истец просил суд обязать Бюро №19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» провести заочную экспертизу согласно имеющихся заболеваний на дату обращения в бюро, признать действия МСЭ незаконными, взыскать компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
Истец Волченко В.Н. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ, Бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены. В судебное заседание представлено направление на медико-социальную экспертизу форма №...
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Приказа Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Как следует из п.3, п. 4 Приказа Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» к основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:
нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
В судебном заседании установлено, что Волченко В.Н. направлен ООО «<...>» "."..г. на МСЭ: <...>- указано в направлении формы №... ТИА установлены выписками из карт стационарного больного.
Согласно п.152. Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» получатель государственной услуги может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
а) нарушение срока регистрации запроса получателя государственной услуги о предоставлении государственной услуги;
б) нарушение срока предоставления государственной услуги;
в) требование представления получателем государственной услуги документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
г) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
д) отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) требование внесения получателем государственной услуги при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ж) отказ бюро, главного бюро, Федерального бюро, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Как следует из материалов дела, Волченко В.Н. был уволен из <...> по ст. 58 п. «б» (по достижении предельного возраста).
Свидетельством о болезни №... от "."..г. Волченко В.Н. п. 12 установлен диагноз и заключение ВВК МСЧ МВД России по Волгоградской области о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: <...>
"."..г. Волченко В.Н. обратился в бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» с заявлением об оказании государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы на предмет установления инвалидности, к заявлению приложено направление на МСЭ ООО «Медицинский Центр». До настоящего времени услуга не была оказана.
В силу п.3, п.11, п. 43, п.90 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» заявителями на получение государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации (далее - получатели государственной услуги).
Получатели государственной услуги могут участвовать в правоотношениях по получению государственной услуги лично либо через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие получателей государственной услуги не лишает их права иметь законного или уполномоченного представителя, равно как и участие законного или уполномоченного представителя не лишает получателей государственной услуги права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.
Оснований для приостановления и отказа в предоставлении государственной услуги действующее законодательство не содержит.
Результатом предоставления государственной услуги является:
при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида);… при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги).
Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, проводится:
на дому в случае, если получатель государственной услуги не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь;
в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении;
заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро).
Таким образом, предоставление государственной услуги предполагает получение результата таковой - выдачу справки об установлении инвалидности или выдачу справки об отказе в установлении инвалидности. Волченко В.Н. не была оказана государственная услуга по причине того, что он по состоянию здоровья не смог явиться на освидетельствование и его документы были обратно отправлены в лечебное учреждение, что действующим регламентом не определяется вообще.
Следовательно, суд считает, что бюро МСЭ обязано было оказать услугу по проведению Медико-социальной экспертизы получателя государственной услуги, когда результатом ее предоставления является установление инвалидности, при этом провести экспертизу заочно по решению бюро. В данной ситуации имеет место неправильное толкование законодательства - при проведении заочной экспертизы законодатель не определяет для бюро права принимать решение о заочной экспертизе или нет - в регламенте нет ни одного указания на процедуру и основания принятия решения о заочной экспертизе или отказа в ее принятии, речь идет о процедуре оформления проведения заочной экспертизы, когда бюро обязано принять решение о ее проведении на основании заявления получателя государственной услуги.
Указанное подтверждается не только положениями регламента об отсутствии оснований в отказе в предоставлении государственной услуги, но и ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которой указано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с пунктами 28, 29, 48 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», суд приходит к выводу о нарушении права Волченко В.Н. на получение государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, когда ее результатом является установлении группы инвалидности. Право на выбор формы получения государственной услуги предоставляется только получателю государственной услуги, в том числе и на проведение заочной экспертизы как формы оказания государственной услуги.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В судебное заседание не представлены доказательства моральных нравственных страданий истца, в связи с чем, в удовлетворении требований в данной части следует отказать.
Одновременно с принятием решения судом рассмотрен вопрос о возможности немедленного исполнения решения суда. Суд полагает возможным согласно ст.212 ГПК РФ обратить решение к немедленному исполнению, поскольку имеются особые обстоятельства - необходимость лечения истца, а справка об инвалидности дает возможность получения лечения бесплатно согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида. Замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для здоровья Волченко В.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требований Волченко В.Н. к ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ, Бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ о признании действий бюро МСЭ № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ незаконными в связи с отказом в предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и понуждению к проведению заочной медико-социальной экспертизы согласно данных лечебных учреждений с даты фактического обращения в бюро МСЭ удовлетворить частично.
Признать действие (бездействие) должностных лиц Бюро № 19 –филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области от 15.02.2016 г. незаконным, выразившееся в отказе проведения медико-социальной экспертизы.
Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» в лице филиала-Бюро №... оказать государственную услугу и провести освидетельствование заочно по заболеванию: <...>
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований Волченко В.Н. к ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ, Бюро № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ о признании действий бюро МСЭ № 19 ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Минтруда РФ о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.С.Василенко
Справка: мотивированное решение составлено "."..г.
Судья Н.С.Василенко