Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2021 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,
при секретаре ГРИДНЕВОЙ Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
административное дело № 2а-2008 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области к Реваеву С. А. о восстановлении срока для подачи административного иска, о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 12 руб., пени в размере 0 руб. 18 коп., о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.511 руб., пени в размере 29 руб. 78 коп., о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.844 руб., пени в размере 27 руб. 43 коп.,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области (далее Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области) обратился в суд с административным иском к Реваеву С.А. о восстановлении срока для подачи административного иска, о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 12 руб., пени в размере 0 руб. 18 коп., о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.511 руб., пени в размере 29 руб. 78 коп., о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.844 руб., пени в размере 27 руб. 43 коп..
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области не явился, в материалах дела имеется ходатайство представителя административного истца о рассмотрении дела в отсутствии представителя Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области.
Из административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области следует, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков-физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Административный ответчик являлся налогоплательщиком указанных налогов в рассматриваемом налоговом периоде, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 НК РФ. Соответственно у налогоплательщика возникла обязанность уплаты в рассматриваемом налоговом периоде обязательных платежей, в связи с чем, налоговым органом на основании п. 2 ст. 52 НК РФ в адрес налогоплательщика своевременно направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Указанные налоговые уведомления получены ответчиком в соответствии с положениями п.4 ст. 31 НК РФ и п. 4 ст. 52 НК РФ. Согласно сведениям, полученным налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ за налогоплательщиком зарегистрированы: 1) жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; 2) автомобиль легковой, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 3) легковой автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак №. Именно представленные сведения от регистрирующих органа, в соответствии со ст. 85 НК РФ, являются основанием для исчисления имущественных налогов, расчет которых проводится по истечению календарного года с направлением единого налогового уведомления в адрес налогоплательщика (ст.52 НК РФ). В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки административным ответчиком налоги не уплачены, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени в сумме 57,39 руб. (расчет сумм пени, включенной в требование по уплате от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №). В соответствии со ст. 69 НК РФ налоговым органом в отношении налогоплательщика выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налогов и пени и направлены в соответствии со ст. 70 НК РФ. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1,2 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4 ст. 31 НК РФ, п.6 ст. 69 НК РФ). Расчет налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года в отношении жилого дома с кадастровым номером №, 12 руб.: 112.963*0,3*1/12*0,6. Пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 руб. 18 коп.. Расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в отношении автомобиля легкового автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в размере 1152 руб.: 72 л.с.*16 руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1511 руб. в отношении легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, в размере 1152 руб., в отношении легкового автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак № в размере 359 руб.: 89л.с. (мощность двигателя)*16 руб. (налоговая ставка)/12*3 (месяца). Пени в размере 29 руб. 78 коп.. Расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ года в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 93 руб.: 370049*0,30*12/12; расчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 1.751 руб.: 583.650*0,3*12, всего 1.844 руб.. Пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 27 руб. 43 коп.. На момент обращения в суд сумма недоимки по налогам в размере 4.576 руб. 39 коп. в бюджет не поступила. В установленный срок ответчик указанные требования об уплате налога, пени не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке согласно п.3 ст. 48 НК РФ. Инспекцией пропущен срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Пропуск срока осуществлен в связи с ростом задолженности по имущественным налогам физических лиц, загруженностью налоговым органом по подаче заявлений в суды. На основании вышеизложенного, Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области просит восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Реваева С.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 12 руб., пени в размере 0 руб. 18 коп., недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.511 руб., пени в размере 29 руб. 78 коп., недоимку по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.844 руб., пени в размере 27 руб. 43 коп..
Административный ответчик Реваев С.А. требования административного истца не признал, пояснив суду, что сведения об объектах налогообложения в виде жилого дома по адресу: <адрес>, не являются актуальными, так как жилой <адрес> и жилой <адрес> – это один и тот же объект, Администрацией сельского поселения Комсомольский была произведена смена адреса: с <адрес>. Это же относится и к земельному участку. В отношении автомобиля <данные изъяты> такого автомобиля у него в собственности никогда не было. Также полагает, то административным истцом пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, и оснований для восстановления срока. Поэтому просит в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области отказать.
Выслушав пояснения административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков физических лиц, относится транспортный налог (глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации), земельный налог (глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации) налог на имущество физических лиц (глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объектов налогообложения по указанным выше налогам предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на спорный налоговой период) налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из представленных административным истцом документов следует, что Реваеву С.А., как налогоплательщику, был начислен налог на имущество физически лиц за ДД.ММ.ГГГГ года на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в размере 12 руб.: 112.963 руб. (кадастровая стоимость)*0,30*12/12 (за один месяц).
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, пунктом 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Законом Самарской области от 10.11.2014 № 107-ГД «Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», принятого Самарской Губернской Думой 28.10.2014 года, дата 01 января 2015 года установлена как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При этом в пункте 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
Пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из пояснений административного истца следует, что у него в собственности действительности находится жилой дом, который до ДД.ММ.ГГГГ года находился по адресу: <адрес>, а затем на основании Постановления Администрации сельского поселения Комсомольский № от ДД.ММ.ГГГГ жилому дому был присвоен новый адрес: <адрес>, в подтверждение чего административным ответчиком представлено указанное выше постановление (л.д.38).
Доказательства, подтверждающие факт нахождения у административного ответчика Реваева С.А. в собственности в ДД.ММ.ГГГГ года жилого дома по адресу: <адрес>, административным истцом в суд не представлено.
С учетом указанных выше обстоятельств, основания для взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 12 руб. и пени в размере 0 руб. 18 коп. отсутствуют.
По требованиям Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о взыскании с административного ответчика Реваева С.А. задолженности по транспортному налогу суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на спорный налоговой период) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002 года (в ред. от 12.11.2014 года) на ДД.ММ.ГГГГ год и на ДД.ММ.ГГГГ год были определены ставки транспортного налога, сроки и порядок его уплаты, а также установлены льготы по транспортному налогу и основания для их использования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пункта 2 статьи 362 Налогового Кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из представленных административным истцом документов следует, что Реваеву С.А., как налогоплательщику, был начислен транспортный налог на автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, за ДД.ММ.ГГГГ год и за ДД.ММ.ГГГГ год в размере по 1152 руб. за каждый налоговый период: 72 л.с. (мощность двигателя)*16 руб. (налоговая ставка); на автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак № за ДД.ММ.ГГГГ был начислен транспортный налог в размере 359 руб.: 89 л.с. (мощность двигателя)*16 руб. (налоговая ставка)/12* 3 месяца (неполный год).
На недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год начислена пени в размере 07 руб. 30 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а на недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ года (общая сумма 1.511 руб.) начислена пени в размере 22 руб. 48 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего начислена пени в размере 29 руб. 78 коп..
Однако в ходе рассмотрения дела административный ответчик отрицал факт нахождения у него в собственности транспортного средства - легкового автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
Доказательства, подтверждающие факт принадлежности административному ответчику указанного выше транспортного средства, административным истцом не представлены.
При этом, согласно карточки учета транспортного средства, представленной ОГИБДД МО МВД России «Кинельский» на данное транспортное средство, собственником транспортного средства является Реваев С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата рождения которого не соответствует дате рождения административного ответчика, так как дата рождения административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).
С учетом указанных выше обстоятельств, оснований для взыскания с административного ответчика Реваева С.А. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1152 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1152 руб., которые были начислены на автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1152 руб., не имеется.
Доказательства того, что транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 359 руб., начисленный в отношении автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, был оплачен административным ответчиком не представлено.
По требованиям административного истца о взыскании с административного ответчика Реваева С.А. земельного налога, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Из материалов дела следует, что Реваев С.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.9).
Поскольку Реваев С.А. является собственником указанного выше земельного участка, таким образом, он является налогоплательщиком земельного налога.
В соответствии с частью 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок, собственником которого является Реваев С.А., начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 1751 руб.: 583.650 руб. (кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ год) * 0,3% (ставка налога). Данный налог начислен за полный год.
При этом, как следует из указанного выше налогового уведомления, Реваеву С.А. также начислен налог за один месяц на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 93 руб.: 370.049 руб. (кадастровая стоимость)*0,3 (ставка налога)/12.
Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером № – этот один и тот же земельный участок. Данное обстоятельство подтверждается Постановлением Администрации сельского поселения Комсомольский муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, был присвоен новый адрес: <адрес> (л.д.37). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, имела место только лишь переадресация в отношении одного и того же земельного участка, то есть у административного ответчика в собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год находился только один земельный участок. С учетом указанных выше обстоятельств, оснований для взыскания земельного налога в размере 93 руб. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
Таким образом, за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года Реваевым С.А. подлежал уплате земельный налог в размере 1.751 руб..
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу пункта 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.
Пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что административному ответчику было выставлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., земельного налога в размере 1.844 руб., налога на имущество физических лиц в размере 12 руб..
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Установлено, что в связи с неуплатой Реваевым С.А. указанных выше налогов, административному ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога, в соответствии с которым должнику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность по транспортному налогу в размере 1152 руб. и пени в размере 07 руб. 30 коп. (л.д.17), а также направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов, в соответствии с которым должнику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность по транспортному налогу в размере 1511 руб. и пени в размере 22 руб. 48 коп. (л.д.17).
При этом, несмотря на то, что административный ответчик Реваев С.А., как налогоплательщик, не исполнил обязанность по уплате налогов, вместе с тем, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о взыскании с Реваева С.А. задолженности по налогам не имеется в связи с пропуском срока для обращения в суд с соответствующими требованиями.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
При этом, абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Учитывая, что общая сумма налога, пеней, которые были установлены налоговым органом, превысила 3000 рублей лишь с момента выставления требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, заявление о вынесении судебного приказа, исходя из требований, установленных абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, могло быть подано налоговым органом не позднее ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования.
Определением мирового судьи судебного участка № 64 Кинельского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Реваева С.А. обязательных платежей было отказано в связи с истечением срока для обращения в суд с соответствующим требованием.
В суд административный истец с данным иском обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец обратился в суд за пределами шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, не только с заявлением о выдаче судебного приказа, но и с административным иском.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 367-О и от 18 июля 2006 года № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.
Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области, заявляя требование о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, в качестве причины пропуска срока указано на рост задолженности по имущественным налогам физических лиц, загруженностью налогового органа по подаче заявлений в суды.
.
Вместе с тем, суд считает, что указанная административным истцом причина, не может рассматриваться как уважительная, вследствие чего суд считает, что основания для восстановления административному истцу пропущенного срока для обращения в суд с административным иском к Реваеву С.А. о взыскании задолженности по налогам не имеется, вследствие чего, заявление Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании обязательных платежей, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о взыскании с Реваева С.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 12 руб., пени в размере 0 руб. 18 коп., о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.511 руб., пени в размере 29 руб. 78 коп., о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.844 руб., пени в размере 27 руб. 43 коп. и о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска, удовлетворению не подлежит, а потому административному истцу в удовлетворении административного иска и в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области к Реваеву С. А. о восстановлении срока для подачи административного иска, о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 12 руб., пени в размере 0 руб. 18 коп., о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.152 руб., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.511 руб., пени в размере 29 руб. 78 коп., о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1.844 руб., пени в размере 27 руб. 43 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 28 декабря 2021 года.
председательствующий –