Решение по делу № 2-1155/2013 ~ М-711/2013 от 15.03.2013

Дело № 2-1155\2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2013 года       г. Клин, Московской области

Клинский городской суд Московской области, в составе председательствующего:

судьи Кореневой Н.Ф.

при секретаре Саргсян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробиленко Г.И. к филиалу Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, 3-и лицо - Администрация Клинского муниципального района, о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Истец, обратился в суд с вышепоименованным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровый номер №/номер/. Право собственности было зарегистрировано /дата/ 2011 года.

На основании Постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от /дата/ 2012 года № /номер/ вышеуказанному земельному участку был изменен вид разрешенного использования с «сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства».

Согласно кадастровой выписке земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости по состоянию на /дата/ 2012 года) кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет /сумма/ рублей при удельном показателе 2402.59руб\кв.м.

Истец произвел оценку указанного земельного участка, которая, согласно экспертному заключению № /номер/ об определении рыночной стоимости земельного участка от /дата/ 2013 года, составляет /сумма/ рублей при удельном показателе 143.99руб\кв.м.

В результате установленная кадастровая цена вышеуказанного земельного участка, принадлежащего истцу, оказалась выше рыночной. Таким образом, существует несоответствие кадастровой стоимости земельных участков рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу, согласно ст.391 НК РФ, является нарушение прав истца как собственника указанного земельного участка и плательщика налога. Истец полагает, что его права, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости новых сведений о кадастровой стоимости земельных участков, которая может быть определена в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, поэтому он вынужден обратиться с иском в суд.

Истец просит:

- Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, с кадастровым номером № /номер/, расположенный по адресу: /адрес/, в размере /сумма/ рублей при удельном показателе кадастровой стоимости 2402.59руб.\за1кв.м;

- обязать внести изменения в государственный кадастр недвижимости, в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав установленную рыночную стоимость в размере /сумма/ рублей, с удельным показателем кадастровой стоимости 143.99руб\за1кв.м, в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, с кадастровым номером № /номер/, расположенный по адресу: /адрес/, с /дата/ 2012 года, на основании экспертного заключения № /номер/ об определении рыночной стоимости, составленного ООО «/организация/» /дата/ 2013 года.

В судебном заседании представитель истца, Сандрикова К.О., поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить в полном объем, установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, согласно предоставленному отчету, по состоянию на /дата/ 2012 года.

Представитель ответчика - филиал ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Московской области, Тарасова Р.П., в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что отчет не соответствует требованиям закона, нет заключения саморегулирующей организации по отчету. Представила суду акт об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка на дату утверждения акта, на /дата/ 2012 года.

Администрация Клинского муниципального района была уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Клинского муниципального района.

Выслушав стороны, присутствующие в судебном заседании, проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, суд пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, расположенный по адресу: /адрес/, кадастровый номер № /номер/. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке /дата/ 2011 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным повторно /дата/ 2012 года, запись регистрации № /номер/ от /дата/ 2011 года ( л.д.7).

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в сумме /дата/ рублей, выписка по состоянию на /дата/ 2012 года № /номер/ (л.д. 8). Кадастровая стоимость в отношении указанного земельного участка определена путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402. 59руб.\кв.м. на площадь земельного участка.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»).

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.

Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений» кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.

Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение № 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение № 2).

Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 № 121-РМ.

Из приложения № 2 к указанному Распоряжению следует, что средняя величина показателя кадастровой стоимости для дачных объединений Клинского муниципального района не установлена.

Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе вышеуказанного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации, т.е. среднего по Московской области, утвержденного Распоряжением №121-РМ в размере 2402.59руб\кв.м.

Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215 (далее - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

В Распоряжении от 23.12.2009 № 121-РМ указание на земельные участки истца отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и сама кадастровая стоимость указанного земельного участка не установлена.

Соответствующим Распоряжением кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков, которые принадлежит истцу, не утверждалась.

Суд полагает, что действия ответчика по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости исходя из среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации, т.е. среднего по Московской области, утвержденного Распоряжением №121-РМ в размере 2402.59руб\кв.м, незаконны.

Анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.

Оспариваемые в рамках настоящего дела действия не соответствуют требованиям Распоряжения от 23.12.2009 № 121-РМ, поскольку данным актом не утверждены кадастровая стоимость земельного участка, который принадлежит истцу, а также его удельный показатель.

Определение кадастровой стоимости каждого земельного участка из подготовленного перечня является результатом государственной кадастровой оценки земель. Результатом государственной кадастровой оценки земель не может являться лишь установление среднего удельного показателя кадастровой стоимости по кадастровому кварталу по виду разрешенного использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.

В настоящее время, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельных участков.

Суд полагает, что изменения в государственный кадастр недвижимости в части установленной рыночной стоимости - /сумма/ рублей в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка категории земель: на праве собственности принадлежит земельный участок, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, расположенного по адресу: /адрес/, кадастровый номер № /номер/. принадлежащего Дробиленко Г.И., на праве собственности, должна быть внесена в ГКН с /дата/ 2012 года.

Представитель ответчика с представленным истцом экспертным заключением № /номер/ об определении рыночной стоимости, составленным ООО «/организация/» /дата/ 2013 года, не согласился, однако доказательств несоответствия данного экспертного заключения требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности суду не представлено. Ходатайство о назначении экспертизы экспертного заключения представителем ответчика заявлено не было.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, требования о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости установленную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером № /номер/. принадлежащего истцу, подлежат удовлетворению. Законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости посредством указания его рыночной стоимости.

Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, с кадастровым номером № /номер/, расположенный по адресу: /адрес/, в размере /сумма/ рублей при удельном показателе кадастровой стоимости 2402.59руб.\за1кв.м. и внести изменения в государственный кадастр недвижимости, в сведения о кадастровой стоимости земельного участка, указав установленную рыночную стоимость в размере /сумма/ рублей, с удельным показателем кадастровой стоимости 143.99руб\за1кв.м, в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общей площадью /площадью/ кв.м, с кадастровым номером № /номер/, расположенный по адресу: /адрес/, с /дата/ 2012 года, на основании экспертного заключения № /номер/ об определении рыночной стоимости, составленного ООО «/организация/» /дата/ 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено /дата/ 2013 года.

Судья Н.Ф. Коренева

2-1155/2013 ~ М-711/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дробиленко Глеб Игоревич
Ответчики
ФГБУ " ФКП Росреестра" по МО
Другие
Администрация Клинского муниципального района по МО
Суд
Клинский городской суд Московской области
Судья
Коренева Наталья Федоровна
Дело на странице суда
klin--mo.sudrf.ru
15.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2013Передача материалов судье
19.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.04.2013Предварительное судебное заседание
15.05.2013Судебное заседание
22.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2013Дело оформлено
17.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее