К делу № 2-392/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2016 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи: Шуткиной О.В.,
при секретаре: Лопуховой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Безмощенко А.И. к Ивановой М.И., Безмощенко Т.Н., Публичному акционерному обществу «Газпром» о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Безмощенко А.И. обратилась в суд с иском к Ивановой М.И., Безмощенко Т.Н., ПАО «Газпром» о восстановлении срока для принятия наследства после смерти И.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследственной трансмиссии после смерти М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, признании ее принявшей наследство и признании за ней права собственности на ? долю наследственного имущества в виде <данные изъяты> акций обыкновенных именных бездокументарных, счет депо № (ранее счет депо №) в депозитарии № Депозитарно-операционного управления Депозитарного центра Банка ГПБ (АО), на момент смерти клиента ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ учитываются обыкновенные именные бездокументарные акции ОАО «Газпром», государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг – <данные изъяты>, дата регистрации в ФКЦБ России – ДД.ММ.ГГГГ, номинальная стоимость одной акции – <данные изъяты> рублей. В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ умерла <данные изъяты> М.И., наследниками после смерти которой являлись <данные изъяты> И.В. и <данные изъяты> Безмощенко А.В.. В права наследования после смерти <данные изъяты> вступил <данные изъяты> по завещанию на дом и земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ умер <данные изъяты> – И.В., наследниками после смерти которого являлись истец и <данные изъяты> М.И.. На момент смерти <данные изъяты> истец закончила школу и уехала в <адрес> учиться, полагая, что наследственного имущества после смерти <данные изъяты> не имеется. В августе 2015 года от <данные изъяты> Безмощенко А.В. истцу стало известно, что <данные изъяты> М.И. принадлежат указанные выше акции, на ? долю которых свидетельство о праве на наследство по закону выдано <данные изъяты> Вторую половину акций должен был наследовать <данные изъяты> истца И.В., который проживал совместно с наследодателем, то есть наследство фактически принял, но не оформил и умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, истец полагает, что вправе наследовать в соответствии со ст.1156 ГК РФ в порядке наследственной трансмиссии ? долю акций, на другую ? долю которых имеет право <данные изъяты> Иванова М.И.. Поскольку истцу о наличии акций известно не было, считает, что срок для принятия наследства пропустила по уважительной причине, просит данный срок ей восстановить, признав принявшей наследство и признать за ней право собственности на ? долю указанных выше акций.
В судебное заседание истец Безмощенко А.И. не явилась, о его месте и времени извещена, в заявлении и телефонограмме в адрес суда просила рассмотреть дело в ее отсутствие и иск удовлетворить.
Ответчик Иванова (до вступления в брак - Б.) М.И. исковые требования не признала, указав в обоснование возражений, что в наследство после смерти <данные изъяты> И.В. в установленном законом порядке вступила она и <данные изъяты> Безмощенко Т.Н. по ? доле. Истец в наследство не вступала, о смерти <данные изъяты> знала, уважительных причин пропуска установленного законом срока для принятия наследства не представила. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик Безмощенко Т.Н. исковые требования не признала по аналогичным основаниям, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо Безмощенко А.В. в разрешении иска полагался на усмотрение суда.
Представитель ответчика ПАО (ранее – ОАО) «Газпром» в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ПАО «Газпром», являясь эмитентом, права истца не нарушало и не оспаривало.
Третье лицо – нотариус Геленджикского нотариального округа Краснодарского края Краснопеева С.В. в судебное заседание не явилась, о его месте и времени извещена, истребуемые судом наследственные дела представила. Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умерла М.И. (повторное свидетельство о смерти серии 1V-АГ №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС города-курорта Геленджик Краснодарского края, запись акта о смерти №).
Из наследственного дела №г. Геленджикской государственной нотариальной конторы, начатого 26 февраля 1997 года и оконченного 16 сентября 1997 года, следует, что после смерти М.И. с заявлением о принятии наследства обратился <данные изъяты> Безмощенко А.В., в пользу которого М.И. распорядилась ? долей жилого дома по адресу: <адрес>, с земельным участком на основании завещания от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Геленджикского нотариального округа Третьяковой Т.В., зарегистрированного в реестре за №. Безмощенко А.В. наследство в установленном законом порядке принял, получив 16 сентября 1997 года свидетельство о праве на наследство по завещанию на ? долю жилого дома по указанному адресу, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., денежные вклады в Сбербанке № г.Геленджика по № и причитающиеся проценты. Безмощенко А.В., приходясь <данные изъяты> наследодателю, является также наследником по закону после смерти М.И. в соответствии со ст.532 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия и на период принятия наследства, которая аналогична в этой части по содержанию ст.1142 ГК РФ. Являясь наследником по закону, Безмощенко А.В. ДД.ММ.ГГГГ получил свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю наследственного имущества в виде <данные изъяты> акций обыкновенных именных бездокументарных, счет депо № (ранее счет депо №) в депозитарии № Депозитарно-операционного управления Депозитарного центра Банка ГПБ (АО), на момент смерти клиента ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ учитываются обыкновенные именные бездокументарные акции ОАО «Газпром», государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг – №, дата регистрации в ФКЦБ России – 30 декабря 1998 года, номинальная стоимость одной акции – <данные изъяты> рублей, выданное ему нотариусом Геленджикского нотариального округа Краснопеевой С.В., зарегистрированное в реестре за №.
Из указанного наследственного дела следует, что вторым наследником по закону на ? долю наследственного имущества после смерти М.И. являлся <данные изъяты> И.В., который, согласно справке МП «Геленджикгорсправка» от 26 февраля 1997 года, проживал совместно с наследодателем, то есть наследство после ее смерти фактически принял в соответствии со ст.546 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия и в период принятия наследства, которая аналогична по своему содержанию ст.1153 ГК РФ.
И.В., фактически приняв наследство, но не оформив его, умер ДД.ММ.ГГГГ (повторное свидетельство о смерти серии 1V-АГ №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС города-курорта Геленджик Краснодарского края, запись акта о смерти №).
Из наследственного дела №г. Геленджикской государственной нотариальной конторы, начатого и оконченного 16 февраля 2001 года, следует, что после смерти И.В. с заявлением о принятии наследства обратились <данные изъяты> Безмощенко Т.Н. и <данные изъяты> Б. (после вступления в брак – Иванова) М.И. с согласия <данные изъяты>, которые в соответствии со ст.532 ГК РСФСР, действовавшего на момент открытия наследства и в период его принятия, аналогичной по содержанию ст.1142 ГК РФ, являлись наследниками по закону в равных долях и 15 февраля 2001 года получили свидетельство о праве наследования по закону в равных долях на имущественный пай в рыболовецком колхозе <данные изъяты> с причитающимися дивидендами в сумме <данные изъяты> рублей, выданное нотариусом г.Геленджика Ворониной Г.А., зарегистрированное в реестре за №.
Пунктом 2 статьи 1152 ГК РФ установлено, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось и где бы не находилось.
Поскольку Безмощенко Т.Н. и Иванова (до вступления в брак – Б.) М.И. наследство после смерти И.В. приняли в установленном законом порядке, следовательно, они вправе оформить в равных долях иное принадлежащее наследодателю имущество или имущественные права (ст.1112 ГК РФ), в том числе в виде ? доли спорных акций (по ? их доле), принадлежащих <данные изъяты> М.И., после смерти которой И.В. наследство фактически принял.
Пунктом 1 статьи 1161 ГК РФ предусмотрено, что если наследник не примет наследство…, часть наследства, которая причиталась бы такому отпавшему наследнику, переходит к наследникам по закону, призванным к наследованию, пропорционально их наследственным долям.
Следовательно, нотариусом правомерно было выдано свидетельство о праве на наследство после смерти И.В. на имущественный пай его наследникам по закону – Б. (после вступления в брак – Ивановой) М.И. и Безмощенко Т.Н. в равных долях, то есть по ? доле.
В соответствии со ст.1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст.1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Истцом не отрицается и из содержания иска следует, что ей о смерти <данные изъяты> И.В., то есть об открытии наследства, было известно. Вместе с тем, в установленный законом шестимесячный срок истец, являясь совершеннолетним и дееспособным лицом, по вопросу принятия наследства в нотариальный орган не обратилась. Настоящий иск подан 17 декабря 2015 года, то есть спустя более 16 лет после смерти отца. Уважительных причин столь значительного пропуска установленного законом срока для принятия наследства истцом в судебное заседание не представлено и в исковом заявлении они не указаны.
При таких обстоятельствах, оснований для восстановления истцу срока для принятия наследства, признании ее принявшей наследство и признании за ней права собственности на ? долю наследственного имущества в виде испрашиваемых ею акций не имеется.
Ссылку в обоснование требований на ст.1156 ГК РФ (наследственная трансмиссия) суд находит несостоятельной, поскольку И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более двух лет после смерти <данные изъяты> М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении шестимесячного срока для принятия наследства и при этом наследство после смерти матери в причитающейся ему по закону ? доле фактически принял, поскольку значился проживающим совместно с ней по одному адресу.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств в обоснование требований, заявленных в иске, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в их удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Безмощенко А.И. к Ивановой М.И., Безмощенко Т.Н., Публичному акционерному обществу «Газпром» о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество - отказать.
После вступления решения суда в законную силу отменить меры по обеспечению иска, наложенные определением Геленджикского городского суда от 21 декабря 2015 года, в виде запрета нотариусу Геленджикского нотариального округа Краснопеевой С.В. на выдачу свидетельств о праве на наследство после смерти М.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на ? долю <данные изъяты> акций обыкновенных именных бездокументарных, счет депо № (ранее счет депо №) в депозитарии № Депозитарно-операционного управления Депозитарного центра Банка ГПБ (АО), на момент смерти клиента ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ учитываются обыкновенные именные бездокументарные акции ОАО <данные изъяты> государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг – № дата регистрации в ФКЦБ России – 30 декабря 1998 года, номинальная стоимость одной акции – <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суда через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья