Решение в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2014 года
Дело № 2-3701/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2014 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Маренковой А.В.,
при секретаре Романюк Л.О.,
с участием:
истца Поповой Н.А.,
представителя ответчика Обрядина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Н.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Попова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (далее по тексту – пенсионный орган, УПФ) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 27 мая 2014 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с достижением 45-летнего возраста, однако ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы на соответствующих видах работ. При этом ответчик необоснованно исключил из её стажа работы с тяжелыми условиями труда периоды работы в должности <данные изъяты> с 17.03.1988 по 18.03.1988, с 10.06.1991 по 14.06.1991, с 07.07.1992 по 16.07.1992, 14.08.1992, с 10.12.1992 по 11.12.1992, 03.06.1993, 06.07.1993, с 28.02.1993 по 30.12.1993, с 02.06.1994 по 03.06.1994, с 24.11.1994 по 02.12.1994, с 04.01.1995 по 13.01.1995, 03.07.1995, с 25.02.1998 по 27.02.1998, с 05.05.1998 по 14.05.1998, с 26.04.1988 по 06.06.1988, с 08.06.1988 по 17.06.1988, 16.01.1991, 01.05.1994. Полагала данный отказ незаконным и просила суд включить в её стаж работы с тяжелыми условиями труда в должности <данные изъяты> указанные выше периоды работы и возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по достижении ею 45-летнего возраста.
В ходе судебного разбирательства по делу истец уточнила заявленные требования в части периодов, подлежащих включению в стаж работы с вредными условиями труда, просила суд включить в указанный стаж периоды её работы в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 25.03.1988 по 28.02.1989, в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 01.03.1989 по 31.03.1992, в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 01.04.1992 по 14.05.1998 и возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента её обращения в пенсионный орган.
В судебном заседании истец Попова Н.А. на заявленных требованиях с учетом их уточнений настаивала в полном объеме, указала, что работала в должности <данные изъяты> в указанных выше организациях, при этом выполняла свои должностные обязанности в производственных помещениях с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Обрядин В.И. в судебном заседании с иском не согласился, указала, что у истца отсутствует документальное подтверждение того, что в указанные ею периоды работы в указанных выше организациях она осуществляла работы с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, в связи с чем отсутствуют основания для включения указанных периодов её работы в стаж работы с опасными условиями труда, из чего следует, что у истца не наступило право на досрочную трудовую пенсию по старости по достижении 45-летнего возраста. Просил в иске Поповой Н.А. отказать в полном объеме.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
На основании пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года
№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы, и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
Профессия «<данные изъяты>» предусмотрена разделом XXXIII «Общие профессии», позицией <данные изъяты> Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, согласно которому право на льготное пенсионное обеспечение имеют «<данные изъяты>, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности».
Использование <данные изъяты> красок, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности в течение 80% рабочего времени, не является обязательным критерием при назначении льготной пенсии. Обязательным условием предоставления льготных пенсий является занятость <данные изъяты> работами с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности не менее 80% рабочего времени. Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 в 80% рабочего времени включается также время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 3) в характеристику работы <данные изъяты> входит целый ряд вспомогательных работ (очистка от коррозии, окалины, грунтовка, шпатлевка, промывка, составление красок и т.д.). Выполнение этих работ не лишает <данные изъяты> права на пенсионные льготы.
Судом установлено, что Попова Н.А. 09.09.1987 была принята на работу в <данные изъяты> учеником <данные изъяты>, 25.03.1988 истцу присвоен <данные изъяты>.
01.03.1989 истец принята на работу по переводу в Территориальное производственное объединение бытового обслуживания населения на должность <данные изъяты>, 01.04.1991 истцу присвоен <данные изъяты>.
01.04.1992 Попова Н.А. принята на работу по переводу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>.
<данные изъяты>
14.05.1998 Попова Н.А. уволена из <данные изъяты> уволена по уходу за ребенком дол достижения школьного возраста.
Таким образом, в период с 09.09.1987 по 14.05.1998 года истец Попова Н.А. работала в должности <данные изъяты>.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Реализуя свое право на пенсионное обеспечение, 26 мая 2014 года
Попова Н.А. обратилась в ГУ – УПФ Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. При этом истец просила назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости за работу по Списку № 2.
Решением пенсионного органа от 25.08.2014 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду того, что у неё отсутствует требуемый стаж работы на соответствующих видах работ.
Из протокола № 17 об отказе Поповой Н.А. в назначении пенсии, что документами подтверждено наличие у истца стажа работы с тяжелыми условиями труда с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера (Список 2) 3 года 1 месяц 5 дней. В стаж работы с тяжелыми условиями труда не включены периоды работы истца в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 25.03.1988 по 28.02.1989, в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 01.03.1989 по 31.03.1992, в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> с 01.04.1992 по 14.05.1998.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указывает, что её работа в указанные периоды проходила в тяжелых условиях труда, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, … устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 № 30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок установления трудовой пенсии, поручена Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации.
Согласно п. 5 Постановления Минтруда Российской Федерации N 16, ПФ РФ № 19па от 27.02.2002 (в редакции от 12.03.2010) «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27.1 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в необходимых случаях, … должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ. К таким документам относится справка, уточняющая характер и условия труда, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выдается администрацией предприятия или организации. При этом уточняющая справка должна содержать ссылку на имеющиеся первичные документы либо на архивные документы того периода, когда производились работы.
Все сведения о характере работы и условиях труда, необходимые для определения права на льготное обеспечение, представляются работодателями, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверность представленных сведений.
Между тем, истцом не представлено, а судом не добыто доказательств того, что истец в период своей работы <данные изъяты> была занята <данные изъяты> работами с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности не менее 80% рабочего времени.
Представленные истцом архивные справки не содержат таких сведений, а справка ООО <данные изъяты>, уточняющая характер и условия труда истца, не содержит ссылку на имеющиеся первичные документы либо на архивные документы того периода, когда производились работы.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения указанных истцом периодов работы в её льготный стаж работы.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований истцу надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости Поповой Н.А. – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья подпись Маренкова А.В.