Дело № 2-201/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Кемля 07 апреля 2015 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Малова М.И.,
при секретаре Прониной Т.И.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ломшина А.М., действующего на основании удостоверения,
представителя ответчика - Ичалковского районного потребительского общества Буяновой Т.С., действующей на основании постановления Совета Ичалковского райпо от 31.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Ичалковскому районному потребительскому обществу о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения федерального законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Исполняющий обязанности Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Ашутов О.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к Ичалковскому районному потребительскому обществу о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения федерального законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование своего искового заявления указал, что прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения, в результате которой выявлены нарушения закона в деятельности Ичалковского районного потребительского общества в продуктовом магазине расположенном по адресу: РМ, Ичалковский район, ___.
Проверкой установлено, что перед входом в здание магазина, расположенного по адресу: РМ, Ичалковский район, ___ имеется лестница высотой более 0,5 м, которая не имеет средств доступа инвалидов. Меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов с общественными объединениями инвалидов не согласовывались. Таким образом, Ичалковским районным потребительским обществом не обеспечены предусмотренные Федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. Отсутствие на лестнице при входе в здание продуктового магазина средств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, обратившихся в магазин невозможно.
На основании изложенного, и.о. прокурора просит суд признать незаконным бездействие Ичалковского районного потребительского общества, выразившееся в необеспечении свободного доступа в здание продуктового магазина, расположенного по адресу: РМ. Ичалковский район, ___, маломобильных групп населения и обязать ответчика с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем выполнения работ по обеспечению беспрепятственного входа в здание магазина по адресу: РМ, Ичалковский район, ___, маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора Ломшин А.М. заявил об уточнении исковых требований и просил обязать Ичалковское районное потребительское общество с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения федерального законодательства путем оборудования входа в здание продуктового магазина, расположенного по адресу: ___, Ичалковского района РМ пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения», по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Ичалковского районного потребительского общества Буяновой Т.С. исковые требования признала, пояснив, что представляемое ею общество обязуется оборудовать вход в здание магазина пандусом и поручнями в соответствии с ГОСТом, просит для этого предоставить время желательно до трех месяцев.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования и.о. прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ичалковское районное потребительское общество с ___ зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
С ___ Ичалковское районное потребительское общество поставлено на налоговый учет в МИ ФНС №4 по Республике Мордовия в качестве юридического лица, что подтверждается копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3. Устава Ичалковское районное потребительское общество – юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющее самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, штампы, бланки и другие реквизиты. Объектами права собственности общества являются имущественные комплексы, здания, сооружения, сырье и материалы, деньги ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения продукты интеллектуального и творческого труда (п.5.2 Устава).
Согласно справке Ичалковского районного потребительского общества на балансе Райпо числится здание магазина в ___, ___ года постройки.
Согласно техническому паспорту – магазин общей площадью 118,8 кв.м. адрес (местонахождение) объекта: Республика Мордовия, Ичалковский район, ___ зарегистрирован на праве собственности за филиалом «Ичалковский» Ичалковского РАЙПО. В поэтажном плане строения указан один этажа, в котором размещены торговый зал, складские помещения, котельная.
Актом проверки от ___, проведенной прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия в присутствии и.о. председателя правления Ичалковского райпо Буяновой Т.С. и приложенной к нему фотокопией подтверждается, что перед входом в здание магазина, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский муниципальный район, ___ имеется лестница высотой более 0,5 м, которая не имеет средств доступа для инвалидов.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 закона).
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с положениями статьи 2 пункта 3 Градостроительного кодекса РФ основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в ГОСТе Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», в строительных нормах и правилах («СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утвержденная Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).
СП 59.13330.2012 (СНиП 35-01-2001) указано следующее:
4.1.15. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
5.1.1. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
5.1.2. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
5.2.9. При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН.
В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения следует предусматривать ограждения высотой в пределах 1 - 1,2 м.
Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Анализируя представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу. Здание продуктового магазина является собственностью ответчика. Вход в здание магазина осуществляется по ступенькам, через которые коляска инвалида в помещение въехать не сможет, также по ступенькам затруднен подъем другим маломобильным группам граждан. Вход для облегчения подъема не оборудован пандусом и поручнями. В связи с этим, в нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ответчиком до настоящего времени не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание магазина.
В соответствии с п.1.2 СниП 35-01-2001 в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Ответчик суду не представил доказательства о невозможности приспособления объекта для нужд малогабаритных групп населения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих воспользоваться зданием, в котором расположен магазин и совершить в нем покупки, определить невозможно, то поэтому иск и.о. прокурора района, обратившегося в суд в защиту неопределенного круга лиц, является обоснованным.
В соответствии статьей 206 ГПК Российской Федерации суд принимает решение о возложении обязанности на ответчика устранить допущенные нарушения законодательства в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для выполнения такого вида работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, на основании п.3 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет Ичалковского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой освобожден прокурор при обращении в суд с заявлением в интересах неопределенного круга физических лиц.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск исполняющего обязанности прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Ичалковскому районному потребительскому обществу удовлетворить.
Обязать Ичалковское районное потребительское общество в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» путем оборудования входа в здание продуктового магазина, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ичалковский район, ___ пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малогабаритных групп населения».
Взыскать с Ичалковского районного потребительского общества государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ичалковского районного
суда Республики Мордовия М.И. Малов