Дело №
Строка №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
р.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,
при секретаре К.М.А.,
с участием представителя административного истца - ГУ-УПФ РФ по <адрес>, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Б.Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> к М.В.Ю, о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ-УПФ РФ по <адрес> обратилось в суд с административным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №-ФЗ), а также п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон №ФЗ) М.В.Ю, являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГг. был зарегистрирован в ГУ–УПФ РФ по <адрес>, утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием им соответствующего решения.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона №-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона №-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в ДД.ММ.ГГГГ г.г. согласно ч.1.1 ст.14 Федерального закона № определяется:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 Федерального закона №-ФЗ. увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона №-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение, восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона №-ФЗ. увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 Федерального закона №-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч. 8 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;
6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона №ФЗ в ДД.ММ.ГГГГ г.г. для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26,0%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5554 рубля в месяц. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ - 5 965 рублей.
Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ гг. плательщик страховых взносов обязан уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере:
1) если величина его дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей - МРОТ х 26,0% х 12 (за ДД.ММ.ГГГГ год - 17328,48 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - 18610,80 рублей).
2) если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000рублей - (МРОТ х 26,0% х 12 + 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., но не более 138627,84 руб. (за ДД.ММ.ГГГГ - 17328,48 + 1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ -18610,80 + 1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рубля).
- страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере МРОТ х 5,1% х 12 (за ДД.ММ.ГГГГ - 3399,05 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - 3650,58 рублей).
В соответствии с ч. 2 ст.16 Федерального закона №ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее ДД.ММ.ГГГГ текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ).
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (ч.4.1 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона №ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
Как следует из ст. 25 Федерального закона №-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом №-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона №-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 1 ст. 286 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Определением Мирового судьи судебного участка № <адрес> С.Е.П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебный приказ о взыскании с М.В.Ю, недоимки по страховым взносам и пени, а также расходов по оплате госпошлины отменен.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у должника имелась недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 20727,11 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 17328,48 руб., страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3398,63 руб.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у должника имелась недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме: 4308,65 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 3602,09 руб., страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 706,56 руб.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона №-ФЗ на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени в сумме 1069,99 руб., в том числе:
- на страховую часть трудовой пенсии - 894,31руб.,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 175,41руб.,
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 0,27руб.,
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени должником страховые взносы и пени не уплачены.
Административный истец просил взыскать с М.В.Ю, недоимку по страховым взносам и пени в сумме 26105,75 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 20930,57 руб., страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4105,19 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии - 894,31руб., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 175,41руб., пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 0,27руб. и сумму уплаченной госпошлины в размере 491,59 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца – Б.Л.В. уточнила административные исковые требования, отказавшись от взыскания с административного ответчика пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 00 руб. 27 коп., поддержав административный иск в уточненном размере в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить, а также взыскать с административного ответчика в пользу административного истца госпошлину.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В судебное заседание административный ответчик – М.В.Ю,, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 68), не явилась по уважительной причине, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражая против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что в силу сложившихся обстоятельств она не могла работать: в ДД.ММ.ГГГГ года у нее обнаружено онкозаболевание, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ года она не может работать, поскольку ей нельзя находиться на солнце и на холоде, болезнь матери (она умерла в ДД.ММ.ГГГГ году), в ДД.ММ.ГГГГ году ее муж попал в ДТП (л.д. 69).
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца – Б.Л.В., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6ФЗ РФ"Об обязательном пенсионном страховании в РФ" №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Абзацем 2 пункта 2 статьи 14 вышеуказанного Закона предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 части 1 ст. 5 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 14 названного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона (в том числе и индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи:
- 1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
- 1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 25 Закона №-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ). Согласно части 8 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Как следует из материалов дела, М.В.Ю, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятием соответствующего решения ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д, 28-30, 57-58).
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Судом установлено, что у административного ответчика М.В.Ю, имелась задолженность по уплате страховых взносов в период ДД.ММ.ГГГГ годов, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ год - в размере 17328 руб. 48 коп., за ДД.ММ.ГГГГ – 3602 руб. 09 коп., всего - 20930 руб. 57 коп.; а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год – 3 398 руб. 63 коп., за ДД.ММ.ГГГГ год - 706 руб. 56 коп., всего - 4105 руб. 19 коп. (л.д. 62).
С учетом допущенной просрочки внесения платежей установлены пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 810 руб. 11 коп., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 84 руб. 20 коп, всего – 894 руб. 31 коп. (л.д. 63); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 158 руб. 89 коп., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 16 руб. 52 коп., всего – 175 руб. 41 коп.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени должником страховые взносы и пени не уплачены (л.д. 10-19).
Суд, рассматривая административный иск, с учетом конституционно-правового смысла правовых норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", изложенного в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-0, приходит к выводу об отказе в его удовлетворении. К такому выводу суд пришел, учитывая следующее: М.В.Ю, с ДД.ММ.ГГГГ года страдает онкологическим заболеванием и состоит на учете у врача-онколога (л.д. 80,82), до настоящего времени она периодически проходит курс лечения в МЗ РФ ВОКОД (л.д. 53). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ее муж - М.М.В. попал в ДТП, в результате которого ему были причинены телесные повреждения (л.д. 73-75), в том же, в ДД.ММ.ГГГГ году, М.В.Ю, потеряла свою мать - М.Н.И. (умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72, 81). С ДД.ММ.ГГГГ года она получает трудовую пенсию по старости в сумме 5625 руб. 58 коп., с ДД.ММ.ГГГГ году – 6 865 руб. 00 коп. (л.д. 59), иного дохода не имела, с учетом характера подтвержденного клинического диагноза не могла осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку ей нельзя находиться на холоде и на солнце, фактически деятельность ответчика в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена ею по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ года.
Вышеперечисленные доказательства суд признает обстоятельствами исключительного (экстраординарного) характера, по состоянию здоровья ответчик в заявленный истцом период не осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, она не способна была заниматься трудовой деятельностью и не могла по указанным причинам своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Поэтому наличие установленных судом обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера позволяют суду принять решение об отсутствии оснований для взыскания с ответчика сумм страховых взносов за соответствующий период. Суд также полагает, что данный вывод является единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства с учетом установленных судом особенностей рассматриваемого спора, с учетом того, что права, свободы и законные интересы других лиц, кроме прав и интересов самого ответчика, М.В.Ю, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> к М.В.Ю, о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Д. Грибченко
Дело №
Строка №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
р.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,
при секретаре К.М.А.,
с участием представителя административного истца - ГУ-УПФ РФ по <адрес>, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Б.Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> к М.В.Ю, о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ-УПФ РФ по <адрес> обратилось в суд с административным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №-ФЗ), а также п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон №ФЗ) М.В.Ю, являлась плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Административный ответчик ДД.ММ.ГГГГг. был зарегистрирован в ГУ–УПФ РФ по <адрес>, утратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием им соответствующего решения.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона №-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона №-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в ДД.ММ.ГГГГ г.г. согласно ч.1.1 ст.14 Федерального закона № определяется:
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст. 12 Федерального закона №-ФЗ. увеличенное в 12 раз;
- в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона №-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение, восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона №-ФЗ. увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 Федерального закона №-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч. 8 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ доход учитывается следующим образом:
1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;
3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;
4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;
5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;
6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.
Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона №ФЗ в ДД.ММ.ГГГГ г.г. для плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26,0%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5554 рубля в месяц. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ - 5 965 рублей.
Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ гг. плательщик страховых взносов обязан уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере:
1) если величина его дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей - МРОТ х 26,0% х 12 (за ДД.ММ.ГГГГ год - 17328,48 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ год - 18610,80 рублей).
2) если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000рублей - (МРОТ х 26,0% х 12 + 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., но не более 138627,84 руб. (за ДД.ММ.ГГГГ - 17328,48 + 1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рубля, за ДД.ММ.ГГГГ -18610,80 + 1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рубля).
- страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере МРОТ х 5,1% х 12 (за ДД.ММ.ГГГГ - 3399,05 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - 3650,58 рублей).
В соответствии с ч. 2 ст.16 Федерального закона №ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее ДД.ММ.ГГГГ текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ).
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (ч.4.1 ст. 14 Федерального закона №-ФЗ).
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона №ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
Как следует из ст. 25 Федерального закона №-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом №-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона №-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 1 ст. 286 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Определением Мирового судьи судебного участка № <адрес> С.Е.П. от ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебный приказ о взыскании с М.В.Ю, недоимки по страховым взносам и пени, а также расходов по оплате госпошлины отменен.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у должника имелась недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 20727,11 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 17328,48 руб., страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3398,63 руб.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у должника имелась недоимка по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме: 4308,65 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 3602,09 руб., страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 706,56 руб.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона №-ФЗ на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начислены пени в сумме 1069,99 руб., в том числе:
- на страховую часть трудовой пенсии - 894,31руб.,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 175,41руб.,
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 0,27руб.,
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени должником страховые взносы и пени не уплачены.
Административный истец просил взыскать с М.В.Ю, недоимку по страховым взносам и пени в сумме 26105,75 руб., в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии - 20930,57 руб., страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 4105,19 руб., пени на страховую часть трудовой пенсии - 894,31руб., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 175,41руб., пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 0,27руб. и сумму уплаченной госпошлины в размере 491,59 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца – Б.Л.В. уточнила административные исковые требования, отказавшись от взыскания с административного ответчика пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 00 руб. 27 коп., поддержав административный иск в уточненном размере в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить, а также взыскать с административного ответчика в пользу административного истца госпошлину.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В судебное заседание административный ответчик – М.В.Ю,, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 68), не явилась по уважительной причине, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, возражая против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что в силу сложившихся обстоятельств она не могла работать: в ДД.ММ.ГГГГ года у нее обнаружено онкозаболевание, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ года она не может работать, поскольку ей нельзя находиться на солнце и на холоде, болезнь матери (она умерла в ДД.ММ.ГГГГ году), в ДД.ММ.ГГГГ году ее муж попал в ДТП (л.д. 69).
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца – Б.Л.В., суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 6ФЗ РФ"Об обязательном пенсионном страховании в РФ" №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Абзацем 2 пункта 2 статьи 14 вышеуказанного Закона предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 части 1 ст. 5 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Согласно ст. 14 названного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Закона (в том числе и индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи:
- 1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
- 1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 25 Закона №-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ). Согласно части 8 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Как следует из материалов дела, М.В.Ю, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятием соответствующего решения ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д, 28-30, 57-58).
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Судом установлено, что у административного ответчика М.В.Ю, имелась задолженность по уплате страховых взносов в период ДД.ММ.ГГГГ годов, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ год - в размере 17328 руб. 48 коп., за ДД.ММ.ГГГГ – 3602 руб. 09 коп., всего - 20930 руб. 57 коп.; а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год – 3 398 руб. 63 коп., за ДД.ММ.ГГГГ год - 706 руб. 56 коп., всего - 4105 руб. 19 коп. (л.д. 62).
С учетом допущенной просрочки внесения платежей установлены пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 810 руб. 11 коп., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 84 руб. 20 коп, всего – 894 руб. 31 коп. (л.д. 63); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 158 руб. 89 коп., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 16 руб. 52 коп., всего – 175 руб. 41 коп.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. До настоящего времени должником страховые взносы и пени не уплачены (л.д. 10-19).
Суд, рассматривая административный иск, с учетом конституционно-правового смысла правовых норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", изложенного в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-0, приходит к выводу об отказе в его удовлетворении. К такому выводу суд пришел, учитывая следующее: М.В.Ю, с ДД.ММ.ГГГГ года страдает онкологическим заболеванием и состоит на учете у врача-онколога (л.д. 80,82), до настоящего времени она периодически проходит курс лечения в МЗ РФ ВОКОД (л.д. 53). Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ ее муж - М.М.В. попал в ДТП, в результате которого ему были причинены телесные повреждения (л.д. 73-75), в том же, в ДД.ММ.ГГГГ году, М.В.Ю, потеряла свою мать - М.Н.И. (умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72, 81). С ДД.ММ.ГГГГ года она получает трудовую пенсию по старости в сумме 5625 руб. 58 коп., с ДД.ММ.ГГГГ году – 6 865 руб. 00 коп. (л.д. 59), иного дохода не имела, с учетом характера подтвержденного клинического диагноза не могла осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку ей нельзя находиться на холоде и на солнце, фактически деятельность ответчика в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена ею по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ года.
Вышеперечисленные доказательства суд признает обстоятельствами исключительного (экстраординарного) характера, по состоянию здоровья ответчик в заявленный истцом период не осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, она не способна была заниматься трудовой деятельностью и не могла по указанным причинам своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Поэтому наличие установленных судом обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера позволяют суду принять решение об отсутствии оснований для взыскания с ответчика сумм страховых взносов за соответствующий период. Суд также полагает, что данный вывод является единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства с учетом установленных судом особенностей рассматриваемого спора, с учетом того, что права, свободы и законные интересы других лиц, кроме прав и интересов самого ответчика, М.В.Ю, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> к М.В.Ю, о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Д. Грибченко