Дело № 2-3342/15-11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Петрозаводск 13 мая 2011 года
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой Г.В. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании возобновить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Фомина Г.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что 29.10.2004 она вышла в отставку с должности муниципальной службы главного специалиста, при этом ей была назначена доплата за стаж муниципальной службы, предусмотренная ст.17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Ее выплата прекращена ответчиком с марта 2008 года в связи с достижением суммы пенсии и доплаты установленного процента от ее должностного оклада. Истица считает, что подобный подход неправомерен, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и умаляет ее право на социальное обеспечение, равное, по аналогии, объему пенсионного обеспечения государственных служащих, в связи с чем просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по прекращению выплаты ей ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы незаконными, взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в ее пользу, согласно представленному расчету, недополученную доплату в сумме 128032,50 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, продолжить с 01.01.2011 выплату ей ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы в размере 61 % должностного оклада в сумме 7247 рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин уважительности неявки не представил, об отложении дела не просил, в связи с чем дело на основании ст.233 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Суд, заслушав истца, исследовав представленные документы, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации (ст.ст.7, 39) в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого — предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, относится к компетенции федерального законодателя.
Согласно п.12 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", на муниципальных служащих, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п.5 ст.1 Федерального закона от 17.12.2011 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что истец 29.10.2004 была уволена с муниципальной службы с должности главного специалиста в связи с выходом в добровольную отставку, что подвержено копией ее трудовой книжки.
Ст.17 Закона Республики Карелия от 05.12.1996 № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», в редакции Закона РК от 04.02.2004 N 745-ЗРК, действующей на момент выхода истца в отставку, было предусмотрено, что гражданам, имеющим стаж работы на муниципальной службе не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом было предусмотрено увеличение размера доплаты на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков.
Распоряжением Главы самоуправления г.Петрозаводска от 16.11.2004 № 400-рк на основании ст.17 Закона Республики Карелия № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» истцу была установлена ежемесячная доплата к пенсии по старости в размере 61 % месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно представленной справке Администрации Петрозаводского городского округа от 31.03.2011, последняя выплата указанной доплаты была осуществлена истцу в январе 2008 года.
С 13.08.2007 правовое регулирование осуществлялось Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК, в соответствии со ст.11 которого законодатель констатировал право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, и определил, что сумма пенсии по старости и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ст.56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.
Согласно ч.2 названной статьи ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячная доплата составляла 55 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законом Республики Карелия от 28.05.2010 № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», внесены изменения в ч.2 ст.11, в соответствии с которыми исключена зависимость размера доплаты от изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности). Так, если ранее действовавшей ее редакцией было установлено, что сумма пенсии по старости (инвалидности) и ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада, то в настоящей редакции установлено, что «размер ежемесячной доплаты не может превышать 80% месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, фактически, ежемесячная доплата к пенсии трансформировалась в пенсию за выслугу лет на муниципальной службе, что сходно с правовым регулированием соответствующей доплаты государственным служащим Республики Карелия.
Кроме того, статья дополнена частью 5 - «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования".
Решением Петросовета от 02.09.2010 № 26/44-875 в ст.56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010, согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.
Вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии, по крайней мере, государственным служащим субъектов Российской Федерации был неоднократно предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Имея в виду закрепленный п.1 ст.3 Закона РФ «О системе государственной службы в РФ» принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы, проявляющийся, согласно п.6 ст.5 Закона РФ «О муниципальной службе в РФ», в соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, суд усматривает основания для применения обозначенных Конституционным Судом РФ подходов при разрешении настоящего спора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 01.12.1999 № 189-О, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, в силу чего при изменении законодателем правил исчисления таких доплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Следовательно, при отсутствии федерального законодательного регулирования законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия начисления за счет средств субъекта Российской Федерации доплат к устанавливаемым государством пенсиям, как и других видов дополнительного обеспечения лиц, замещавших в субъекте Российской Федерации соответствующие государственные должности, что само по себе не вступает в противоречие с предписаниями статьи 39 (части 1 и 2) Конституции РФ. Это, однако, не означает, что при изменении правового регулирования законодатель субъекта Российской Федерации обладает неограниченной свободой усмотрения и может произвольно отказаться от взятых на себя ранее публично-правовых обязательств по предоставлению отдельным категориям граждан социальных гарантий, основанных на положениях данной статьи Конституции РФ.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П, при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Норма Закона РК от 24.07.2007 № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК), устанавливая иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, по методу правового регулирования является диспозитивной, и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.
Вместе с тем, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предполагает и его обязанность, в случае установления таковой, разработать механизм реализации такого права.
Внесением в Устав указанных изменений орган местного самоуправления в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, но на тот момент не принял соответствующий механизм его реализации, в том числе, в отношении тех муниципальных служащих, которые приобрели такое право на основании ранее действовавшего законодательства.
Соответствующий механизм был разработан и введен лишь 27.04.2011 путем принятия «Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», утвержденного Решением 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39, т.е. в период с 10.09.2010 по 06.05.2011 (дата вступления в силу Порядка) данные отношения на уровне Петрозаводского городского округа урегулированы не были.
Поэтому суд не усматривает препятствий для применения к правоотношениям между истцом и ответчиком в части начисления вышеназванной доплаты, возникшим с подтверждения путем внесения 10.09.2010 соответствующих изменений в Устав Петрозаводского городского округа, гарантировавших право на установление муниципальным служащим ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, норм Закона РК от 12.10.2009г. № 1326 –ЗРК «О государственной службе Республики Карелия» в части расчета размера доплаты по аналогии, как регулирующего сходные правоотношения, с учетом положений ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ», согласно которой в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
По мнению суда, противоправность бездействия ответчика в данном случае не может быть оправдана отсутствием принятого представительным органом порядка назначения, перерасчета и выплаты. Правоотношения и обязательства ответчика по выплате истице доплаты возникли до 10.09.2010. Поскольку право на получение доплаты ранее им установлено и не утрачено в рамках действующего правового регулирования, это означает, что законодатель муниципального образования принял на себя определенное социальное обязательство. Утверждение же им в дальнейшем соответствующего порядка реализации установленного права, в любом случае не должно затрагивать и ущемлять права тех лиц, которые приобрели право на доплату до введения в действие нового правового регулирования. Иное означало бы придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан.
Более того, подлежащий принятию муниципальный правовой акт не может противоречить принципу регулирования доплаты как дополнительного вида пенсионного обеспечения, закрепленному ч. 2 ст. 11 Закона РК от 24.07.2007г. № 1107-ЗРК (в ред. Закона РК от 28.05.2010г. № 1388-ЗРК).
Поэтому, рассматривая исковое требование истицы с точки зрения его объема, применительно к ч.1 ст.258 ГПК РФ, применяемой по аналогии на основании ч.4 ст.1 ГПК РФ, суд учитывает, что ст.12 Гражданского кодекса РФ в качестве способов защиты права предусмотрены как признание права, так и изменение правоотношения, и возмещение убытков.
Процентное выражение установленной истцу при выходе в отставку надбавки не превышает установленный максимальный предел, на иной размер доплаты ответчик не ссылался, при этом ранее приобретенное право не оспаривал.
Размер указанной доплаты, с учетом оклада по должности <данные изъяты>, занимаемой истцом на день прекращения муниципальной службы, составляет 7246,80 рублей (7200 рублей (оклад) х 61% х 1,65), что в части расчета не оспорено ответчиком.
Убытками истицы, в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ, являются неполученные доходы в виде ежемесячной доплаты к пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 по апрель 2011 года включительно, в размере 57 974 рубля 40 копеек (7 246,8 рублей х 8 месяцев).
Определяя период взыскания, суд учитывает, что социальное обязательство по выплате доплаты в рамках нового правового регулирования законодательством субъекта муниципальной и гражданской службы, было принято муниципальным образованием внесением изменением в Устав, вступивших в силу с 10.09.2010. Следовательно, с этого момента у истицы возникло право на получение доплаты по новым условиям. Прекращение выплаты с января 2008 года не противоречило действовавшему до внесения изменений уставному регулированию. В связи с чем требование о возмещении убытков, причиненных невыплатой доплаты до сентября 2010 года удовлетворению не подлежит.
По той же причине не может быть удовлетворено требование о взыскании недоплаты из расчета минимального размера оплаты труда как аналога минимального размера доплаты к пенсии. Установление минимального размера доплаты является правом, а не обязанностью муниципального образования, и органом местного самоуправления он в период, в который возникли убытки истца, не был установлен, что не может быть признано ухудшающим положение, поскольку ранее действовавшим законодательством возможность его установления не гарантировалась, а действующее правовое регулирование – диспозитивно.
Учитывая, что с 06.05.2011 вступил в действие Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», утвержденный Решением 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39, то с указанной даты выплата доплаты истцу подлежит в таком порядке.
Положения о распространении действия данного Порядка на правоотношения, возникшие с 01.10.2010, с точки зрения суда, не влияют на размер исчисленной судом и подлежащей взысканию в польку истца суммы убытков, поскольку те, как и право на их возмещение, возникли, в силу указанных в решении суда выводов, до вступления в силу Порядка.
Требования о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку основанием для предъявления истцом таких требований послужило нарушение ее имущественных прав, выразившееся в лишении ее доплаты к пенсии. При таких обстоятельствах нельзя говорить о том, что действиями ответчика были нарушены какие-либо неимущественные права либо иные нематериальные блага, принадлежащие истцу, а возможность возмещения морального вреда действиями, нарушающими имущественные права, законодательством не предусмотрена.
В соответствии с ч.1 ст.88, ч.1 ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по делу в виде уплаченной при подаче иска государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Фоминой Г.В. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с 06 мая 2011 года производить Фоминой Г.В. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы в соответствии с «Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа», утвержденным Решением 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Фоминой Г.В. недополученную ежемесячную доплату к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с сентября 2010 года по апрель 2011 года включительно в сумме 57974 (пятьдесят семь тысяч девятьсот семьдесят четыре) рубля 40 копеек; судебные расходы по делу в сумме 200 (двести) рублей.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд Республики Карелия заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья К.А. Кипятков
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.