№ 2-539/2021
25RS001-01-2021-001608-64
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 мая 2021 года г. Спасск-Дальний
Приморский край
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего - судьи Бобрович П.В.,
при секретаре судебного заседания Еременко И.А.,
с участием представителя истца прокурора г. Спасск-Дальний Приморского края – помощника прокурора г. Спасск-Дальний – Седых В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Спасского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах инвалида Приходько Н.К. к ответчику ООО УК «Артель-1» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Спасский районный суд с исковым заявлением в интересах инвалида Приходько Н.К. к ответчику ООО УК «Артель-1» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес>.
В исковом заявлении истец указал, что Прокуратурой города во исполнение приказа прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» проведена проверка соблюдения управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории городского округа Спасск-Дальний требований федерального законодательства, в том числе исполнения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам которой в деятельности ООО УК «Артель-1» выявлены нарушения закона, выражающиеся в непроведении внеочередных осмотров общедомового имущества.
На основании вышеизложенного, прокуратурой города в адрес ООО УК «Артель-1» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере, которое рассмотрено и не удовлетворено.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Проверкой установлено, что МКД № по <адрес> в <адрес> находится в управлении ООО УК «Артель-1» согласно договору управления указанным домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 13(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Вместе с тем, ООО УК «Артель-1» не провело внеочередной осмотр общедомового имущества после произошедшей аварийной ситуации в указанном многоквартирном доме.
ООО УК «Артель-1» осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной государственной жилищной инспекцией <адрес>.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно пп. «б» п. 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных положений законодательства должностные лица ООО УК «Артель-1» не приняли своевременные меры по устранению установленных в ходе проверки недостатков и нарушений. В связи с чем, указанное обстоятельство дает основания полагать о возникновении аварийных ситуаций, которые повлекут нарушения жилищных прав граждан.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Приходько Н.К. является инвали<адрес> группы, в силу своего возраста и социального положения, состояния здоровья не может самостоятельно обратиться с исковым заявлением в суд в защиту своих прав и законных интересов.
На основании изложенного, просит возложить на ООО УК «Артель-1» обязанность по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес>, на котором произошла аварийная ситуация в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора <адрес> Седых В.М. в судебном заседании, поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Лицо, в интересах которого подано исковое заявление, Приходько Н.К. в зал судебного заседания не явилась, согласно представленного заявления, исковое заявление прокурора <адрес>, поданное в суд в защиту её интересов поддержала, просила рассмотреть без своего участия.
В связи с чем, суд признал возможным рассмотреть дело без участия лица, в интересах которого подано исковое заявление.
Согласно телефонограммы представитель ответчика директор ООО УК «Артель-1» Еремин Ф.А. указал, что ООО УК «Артель-1» с исковыми требованиями согласно, факт нарушения подтверждает, просит рассмотреть дело без участия представителя общества.
Суд, выслушав доводы представителя истца, исследовав имеющиеся материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены обосновано и подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку ненадлежащее состояние общедомового имущества <адрес> в <адрес> может повлечь угрозу безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, проживающих в указанном доме, то прокурор вправе обратиться в суд с данным требованием.
Согласно ст.ст. 2, 7 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно нормам ч.ч. 1, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. "а" п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил).
В силу п. 13(1) Правил, осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные.
Внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.
Как установлено из представленных в материалы дела доказательств, в истекшем периоде ДД.ММ.ГГГГ года ООО УК «Артель-1» не проводило внеплановые осмотры технического состояния общедомового имущества, после устранения аварийных ситуаций по протеканию кровли МКД, расположенного по адресу: <адрес> №.
При этом, согласно ответа ООО УК «Артель-1» исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № г., в зимний период ДД.ММ.ГГГГ годы произошли аварии в ряде многоквартирных домов виде неисправностей в системе отопления, в том числе и в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> №. Внеочередной осмотр общего имущества указанного многоквартирного дома ООО УК «Артель-1» после возникших аварийных ситуаций не проводился, акт осмотра не составлялся.
Согласно ответа ООО УК «Артель-1» исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, представление прокурора № г. от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, допущенные нарушения будут устранены. Срок устранения нарушений не указан.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что общедомовое имущество, многоквартирного <адрес> в <адрес>, эксплуатируется с нарушением требований действующего законодательства, что может повлечь угрозу безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, проживающих в указанном доме.
Обязанность по содержанию в надлежащем состоянии общедомового имущества, расположенного в указанном доме, согласно договору, возложена на ООО УК «Артель-1».
При осуществлении своей деятельности, применении законов все органы и должностные лица должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора <адрес> в интересах Приходько Н.К. к ответчику ООО УК «Артель-1» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес> - подлежит удовлетворению.
При подаче искового заявления прокурор, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию с ответчика ООО УК «Артель-1» в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании части 2 статьи 61.2, части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах инвалида Приходько Н.К. к ответчику ООО УК «Артель-1» о возложении обязанности совершить действия по проведению внеочередного осмотра общедомового имущества МКД № по <адрес>, - удовлетворить.
Обязать ООО УК «Артель-1» провести внеочередной осмотр общедомового имущества многоквартирного <адрес> в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО УК «Артель-1» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме сумма
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Спасский районный суд Приморского края.
Судья Бобрович П. В.