ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-10539/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 5 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Стешовиковой И.Г.,
судей: Бакулина А.А., Шкарупиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-7217/2019 по иску Пономарева А. АлексА.а к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о предоставлении мер социальной поддержки,
по кассационной жалобе Пономарева А. АлексА.а на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарев А.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он является получателем пенсии за выслугу лет как проходивший службу в органах УФСИН России с 14.08.2013, имеет статус ветерана труда с 09.10.2013, а также третью группу инвалидности. В 2015 году с него была снята группа инвалидности, 17.11.2015 он обратился с заявлением в Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Сегежа и Сегежского района» о назначении ежемесячной денежной выплаты на общих основаниях как ветерану труда РФ. Письмом ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы в г. Сегежа и Сегежского района» от 24.11.2015 № 5768 истец был уведомлен об отказе в назначении указанной выплаты со ссылкой на внесенные с 04.03.2014 в п. 1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее - Закон № 827-ЗРК) изменения, согласно которым гражданам, указанным в п. 1 ст. 2 Закона № 827-ЗРК меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются при достижении пенсионного возраста, для мужчин - 55 лет. В 2018 году Пономарев А.А. обращался с аналогичным заявлением к ответчику и получил ответ от 25.01.2018 № 188 с отказом в назначении ежемесячной денежной выплаты по тем же основаниям. Ссылаясь на положения Федерального закона «О ветеранах», истец просил обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) с ноября 2015 г.; взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме в 300 руб., расходы по составлению искового заявления в сумме 2000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сегежа Республики Карелия (межрайонное).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пономарева А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Судом установлено, что с 14.08.2013 истец является получателем пенсии за выслугу лет как проходивший службу в органах УФСИН России, с 23.09.2013 Пономарев А.А. имеет <данные изъяты> группу инвалидности.
01.10.2013 истец обратился в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы в г. Сегежа и Сегежского района» (далее - Центр) с заявлением и комплектом документов для назначения ежемесячной денежной компенсации как инвалиду <данные изъяты> группы.
Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы в г. Сегежа и Сегежского района» от 02.10.2013 года Пономареву А.А. была назначена ЕДК как инвалиду <данные изъяты> группы с 01.11.2013 по 30.09.2014.
Приказом от 07.10.2013 № 25 истцу присвоено звание «Ветеран труда», что подтверждается удостоверением T-IV №, дата выдачи 09.10.2013.
истец обратился в Центр с заявлением о назначении ЕДК по категории «Ветеран труда».
Пономарев А.А. обратился в Центр с заявлением о продлении группы инвалидности и о предоставлении ежемесячной денежной компенсации по категории «Инвалид III группы», «Ветеран труда». Выплата ежемесячной денежной компенсации была продолжена сроком до сентября 2015 г.истец уведомил Центр о снятии у него группы инвалидности, на основании заявления выплата по категории «Инвалид III группы» была прекращена. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр с заявлением для назначения ЕДВ по категории «Ветеран труда».
Решением Центра 20.11.2015 № 28 Пономареву А.А. было отказано в назначении ЕДВ по категории «Ветеран труда» на основании п.1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 04.03.2004 № 1774-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». 24.11.2015 разъяснительным письмом № 5768 вместе с решением от 20.11.2015 Центр сообщил истцу, что право на предоставление мер социальной поддержки возникнет при достижении возраста 55 лет.
21.12.2017 истец повторно обратился в Центр с заявлением о разъяснении причин отказа в назначении ЕДВ как «Ветерану труда». Письмом от 25.01.2018 № 188 истцу были даны разъяснения в части предоставления мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» регулирует правоотношения по социальной поддержке ЕКУ СЗ РК «Центр социальной работы в г. Сегежа и Сегежского района» ряда категорий граждан, к числу которых относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 (п. 1 ст. 2).
В силу положений ст. 3 Закона № 827-ЗРК социальная поддержка граждан, указанных в п. п. 1, 2, 4 - 9 ст. 2 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2008 в размере 600 руб., с 01.07.2008 в размере 700 руб. и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твердое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50% в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов при наличии медицинских показаний, в соответствии с перечнем стоматологических услуг, перечнем ортопедических стоматологических протезов, аппаратов и приспособлений для бесплатного зубопротезирования отдельных категорий граждан, утверждаемыми Правительством Республики Карелия.
Законом Республики Карелия от 04.03.2014 № 1774-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», вступившим в силу 16.03.2014, ст. 3 Закона № 827-ЗРК дополнена ч. 7 следующего содержания: «гражданам, указанным в п. 1 ст. 2 настоящего Закона и пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также в случае выплаты ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в случае, если они достигли возраста: мужчины - 55 лет и женщины - 50 лет».
Разрешая требования истца, суд правильно применил указанные нормативные положения и пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска, поскольку обязательным условием для предоставления истцу испрашиваемых льгот является достижение установленного законом возраста.
Учитывая, что в силу п. 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 № 1-П, предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, а истец обратился с заявлением о назначении ему ЕДВ по категории «Ветеран труда» только 17.11.2015, т.е. после внесения изменений в Закон № 827-ЗРК, регламентирующих достижение определенного возраста, отказ ответчика в предоставлении истцу испрашиваемых льгот является законным и обоснованным.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
Доводы сторона истца о том, что право на предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда возникло у истца и было реализовано до введения в действие Закона Республики Карелия от 04.03.2014 № 1774-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия», были предметом оценки судов, на законность принятых судебных постановлений не влияют, поскольку до внесения изменений в закон истец получал ЕДВ по иному основанию - как инвалид <данные изъяты> группы.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 7 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева А. АлексА.а без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи