Дело №2-3386/2021
64RS0047-01-2021-006448-33 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации08 сентября 2021 г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Пивченко Д.И.,
при секретаре Кузнецовой А.А.,
с участием представителя истца Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Косенко Н.Е.,
ответчика Коротковой В.Н., ее представителя Идиатуллиной Э.И.,
третьего лица Морозовой Т.А.,
представителя третьего лица Исаченко Е.Ю. – Исаченко А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области к Коротковой ФИО15 о приведении жилого дома в прежнее состояние,
установил:
Истец – Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области обратилось в суд с иском к Коротковой В.Н. о приведении жилого дома в прежнее состояние, мотивируя требования тем, что в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 г. №-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», объект, расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения «Мужское начальное городское училище кон. XIX в. (далее – объект культурного наследия). Приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О регистрации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения» указанный объект был включен в единые реестр объектов культурного наследия и ему был присвоен регистрационный №. Указывает на то, что 28 августа 2015 г. произведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в ходе которого проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта, в ходе которого проведен осмотр участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, являющегося непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта, в ходе которого установлено, что на указанном земельном участке ведется несогласованное строительство здания в защитной зоне объекта. Пользователем вышеуказанного земельного участка является Короткова В.Н. Срок договора земельного участка закончился в 2016 г., тем самым ответчиком нарушены нормы п. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом, разрешение Коротковой В.Н. на проведение работ по строительству жилого дома не выдавалось.
Истцом в адрес ответчика было вынесено предписание от 16 января 2020 г. на проведение работ в срок до 31 октября 2020 г. по демонтажу незаконно возведенной постройки. При этом в установленный законом срок предписание исполнено не было. Постановлением Кировского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2019 г., вступившим в законную силу Короткова В.Н. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
По изложенным основаниям с учетом уточненных исковых требований просит суд обязать Короткову В.Н. в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в установленный законом срок произвести работы по демонтажу возведенной постройки по адресу: <адрес>, на участке с кадастровым номером № непосредственно связанным с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия «Мужское начальное городское училище» кон. XIX», расположенного по адресу: <адрес>, а именно: привести самовольное строение в надлежащее состояние в соответствии со свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае неисполнения решения суда установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Коротковой В.Н. в пользу Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области 50000 рублей в случае неисполнения решения суда в установленный решением суда срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – 100000 рублей в месяц по требованию, указанному в п. 1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца Косенко Н.Е. просил исковые требования удовлетворить с учетом уточнений.
Ответчик Короткова В.Н. и ее представитель Идиатуллина Э.И. просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Исаченко Е.Ю. – Исаченко А.Г., третье лицо Морозова Т.А. просили требования удовлетворить в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны. Третье лицо Коротков А.А. просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника.
В силу ч. 4 ст. 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 г. объект культурного наследия «Мужское начальное городское училище, конец XIX в.», расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Большая Горная, д. 236 включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 68-69).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. №-р вышеуказанные объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» под № (л.д. 70-76).
Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 12 декабря 2017 г. № утверждены границы территории, правового режима использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Мужское начальное городское училище, конец XIX в.» (л.д. 79-88).
При этом, из материалов дела усматривается, что 16 января 2020 г. Управлением по охране объектов культурного наследия в адрес Коротковой В.Н. вынесено предписание в срок до 31 октября 2020 г. провести работы по демонтажу незаконно возведенной постройки (2-х этажного частного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>).
Поскольку требования предписания Коротковой В.Н. исполнены на ответчика был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением Кировского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2019 г. вступившим в законную силу Короткова В.Н. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Саратова от 26 октября 2020 г. по исковому заявлению Коротковой В.Н. к Исаченко Е.Ю., Морозовой Т.А., Морозовой И.Г. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, встречному исковому заявлению Исаченко Е.Ю., Морозовой Т.А., Морозовой И.Г. о приведении самовольно реконструированного жилого дома в прежнее состояние в удовлетворении искового заявления и встречного искового заявления было отказано.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Короткова В.Н. является собственником жилого дома площадью 56,2 кв.м. и арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения вышеуказанного дела судом апелляционной инстанции по делу была назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «НОСТЭ».
Из заключения проведенной по делу дополнительной судебной экспертизы от 31 мая 2021 г. № 125 следует, что вокруг объекта культурного наследия местного значения, «Мужское «Мужское начальное городское училище, конец XIX в.», сформирована «особая территория» - режимная охранная зона, создающая ограничения в использовании застройки земель. Границы территории каждого объекта культурного наследия и его охранных зон определяются при их проектировании и составляют 100 метров. На территории любых объектов культурного наследия разрешается ведение хозяйственной деятельности, отвечающей следующим двум условиям: она не должна противоречить требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, установленных ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ; она должна быть направлена на обеспечение функционирования объекта культурного наследия в современных условиях. Согласно графической схемы, приложенной к экспертному заключению (Приложение № 2) обследуемы объект (жилое помещение, принадлежащее Коротковой В.Н.) полностью входит в охранную зону и территорию объекта культурного наследия. Настоящей экспертизой подтверждено, что жилой дом Коротковой В.Н. является реконструированным жилым домом. Кроме того, на основании имеющихся в материалах дела документов экспертным путем определить давность произошедших изменений в площади застройки возведении второго этажа спорного здания во временном периоде с мая 2000 г. по август 2012 г. в связи с отсутствием научно обоснованных методик, рекомендованных к применению, не предоставляется возможным. Экспертным путем установить нарушения градостроительного регламента в части соответствия (или несоответствия) проведенной реконструкции в период с мая 2000 г. по август 2012 г., вызвавшей изменения высоты, возведения второго этажа, площади объекта капитального строительства, спорного жилого дома, требованиям принятого 25 декабря 2009 г. №-П решения «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», также не представляется возможным. Отсутствие сведений о конструкции «старой» двускатной крыши, возможности произвести расчет стропильной системы крыши, использование газовой кирпичной печи, конструкция и параметры которой (в т.ч. фундаменты печи) также не известны, в качестве отопительного прибора, не позволяют привести реконструированный жилой дом истца в состояние, предшествующее реконструкции.
Указанное экспертное заключение принято судебной коллегией по гражданским делам Саратовского областного суда в качестве допустимого доказательства по делу.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО7 поддержал выводы экспертного заключения, суду пояснил, что дом, принадлежащий Коротковой В.Н., находится не в охранной, а защитной зоне объекта культурного наследия. При этом, указанный жилой дом не нарушает панораму и не создает угрозу - объекту культурного наследия.
Таким образом, из заключения дополнительной экспертизы и пояснений эксперта следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не входит в охранную зону объекта культурного наследия, но расположено на территории его защитной зоны.
Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что границы территории, правового режима использования территории и предмета охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Мужское начальное городское училище, конец XIX в.» установлены в 2017 г., а также учитывая, что установить нарушения градостроительного регламента в части соответствия проведенной реконструкции в период с мая 2000 г. по август 2012 г. требованиям принятого постановления №-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и приведение реконструированного строения, принадлежащего Коротковой В.Н., предшествующее реконструкции не предоставляется возможным, а также принимая во внимание, что предписание, выданное ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не обжаловалось, то есть его законность не проверялась, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца и возложении на ответчика обязанности произвести работы по демонтажу незаконно возведенной пристройки в надлежащее состояние в соответствии со свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется.
Поскольку требования истца о взыскании с Коротковой В.Н. денежных средств в случае не исполнения решения суда в установленный срок, а также денежных средств до фактического исполнения решения суда являются производными от основного требования, в удовлетворении которого было отказано, в связи с чем суд приходит к выводу, что данные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подп. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области охраны объектов культурного наследия, имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего закона.
В соответствии с абзацем 11 пункта 12 Положения об Управлении по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, Управление обращается в суд с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что Управление по охране объектов культурного наследия Правительство Саратовской области не наделено правом на обращения в суд, являются несостоятельными.
Доводы жалобы третьего лица Морозовой Т.А. о том, что срок договора аренды земельного участка, заключенный с Коротковой В.Н. в настоящее время истек, были предметов проверки при рассмотрении гражданского дела № и не приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку было установлено, что в настоящее время договор аренды отражен в выписке из ЕГРН и является действующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области к Коротковой ФИО16 о приведении жилого дома в прежнее состояние оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 сентября 2021 г.
Судья Д.И. Пивченко