Докладчик Иванов П.Д. Апелляционное дело № 33а-1775/2020
УИД 21RS0011-01-2019-000098-06
Судья Мальчугин А.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2020 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Иванова П.Д.,
судей Кузнецовой С.А. и Ленковского С.В.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Кузьмичева Евгения Ивановича к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поступившее по апелляционной жалобе Кузьмичева Е.И. и его представителя Шипулина Н.М. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2019 года,
установила:
Кузьмичев Е.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Требования мотивированы тем, что Кузьмичев Е.И. является инвалидом <данные изъяты> с детства, членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и обладает правом на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». За ним ухаживает его сестра ФИО1., с которой он проживает в принадлежащем ей жилом доме без каких-либо коммунальных удобств. 18 февраля 2019 года Кузьмичев Е.И. обратился в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Уведомлением от 5 марта 2019 года № 01/02-13-352 административный ответчик сообщил Кузьмичеву Е.И. об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации по мотиву обеспеченности жилой площадью в размере 25,013 кв.м., что превышает учетную норму 12 кв.м., установленную по Мариинско-Посадскому городскому поселению. Кузьмичев Е.И., полагая отказ в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным, просил признать указанное уведомление незаконным.
Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Кузьмичева Е.И. к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики о признании незаконным отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах», выраженного в уведомлении № 01/02-13-352 от 05 марта 2019 года, отказано.
Указанное решение обжаловано Кузьмичевым Е.И. и его представителем Шипулиным Н.М. на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование апелляционной жалобы указано на неправильное применение судом положений ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку административный истец, не обладая жилым помещением ни по договору социального найма, ни на праве собственности, имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем получения сертификата на 36 кв.м. общей площади жилого помещения. Его сестра ФИО1 принадлежащую ей долю в праве общей долевой собственности завещала племяннице ФИО2 в связи с чем административный истец может остаться без жилья.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Кузьмичев А.И. участие не принимал, обеспечил участие своего представителя Шипулина Н.М.
Представитель административного истца Шипулин Н.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Административный ответчик администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. 150 КАС РФ, не имеется.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с положениями подпункта 4 п. 1 указанной статьи члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Указанное обеспечение производится независимо от их имущественного положения.
Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В пункте 3 данной статьи приведен перечень документов, которые граждане должны представить вместе с заявлением о принятии их на указанный учет. Данной статьей закона предусмотрено право органа, осуществляющего принятие граждан на учет, в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивать недостающие документы, перечень которых также приведен в данной статье, а также документы, подтверждающие действительную нуждаемость гражданина и членов его семьи в жилом помещении (пункты 4.1, 7). Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет (пункт 10).
По смыслу приведенных положений, орган, осуществляющий принятие на учет, решение о постановке гражданина на учет нуждающихся в жилом помещении принимает на основании приложенных к заявлению гражданином документов, перечисленных в статье 4 закона и полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрошенных недостающих документов.
Согласно удостоверению серии В-11 № 096042 Кузьмичев Е.И. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны (п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах») и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах». Его отец ФИО3 проходил военную службу в период Великой Отечественной войны, на которую был призван в 1941 году; с 24 декабря 1941 года по 5 октября 1942 года проходил службу в составе 181 армейского запасного стрелкового полка Брянского фронта, который в период с 24 декабря 1941 года по 12 марта 1943 года входил в состав действующей армии; 5 октября 1942 года выбыл в распоряжение начальника штаба 3 армии (т. 1 л.д. 9-11).
Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-2017 № 0738716 Кузьмичев Е.И. является инвалидом <данные изъяты> с детства (т. 1 л.д. 49).
Из материалов дела следует, что Кузьмичев Е.И. проживает и зарегистрирован с 4 октября 1977 года в доме <адрес>, площадью 66,7 кв.м., в котором также зарегистрированы ФИО1., ФИО4., ФИО5., ФИО6 ФИО7., ФИО8., несовершеннолетние ФИО9 и ФИО9 - всего 9 человек (т. 1 л.д. 14, 36, 41).
Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО1 (3/4 доли) и несовершеннолетнему ФИО9.(1/4 доли) (т. 1 л.д. 33, 34-35, 38-39).
24 января и 18 февраля 2019 года Кузьмичев Е.И. обратился к административному ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».
Уведомлением от 5 марта 2019 года № 01/02-13-352 администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики на основании ст. 51 ЖК РФ отказала Кузьмичеву Е.И. в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основанием для отказа в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий администрация Мариинско-Посадского городского поселения указала, что в доме <адрес>, общей площадью 66,7 кв.м., в котором проживает Кузьмичев Е.И., члену его семьи - его сестре ФИО1. принадлежит 3/4 доли, что составляет 50,025 кв.м., в связи с чем обеспеченность жилой площадью истца составляет 25,013 кв.м., что выше учетной нормы – 12 кв.м. по Мариинско-Посадскому городскому поселению, утвержденной на основании решения Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения от 17 февраля 2009 года № 35/02.
Иных оснований для отказа в принятии административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий оспариваемое решение не содержит (т. 1 л.д. 3).
Отказывая в удовлетворении требований Кузьмичева Е.И., суд первой инстанции исходил из правильности расчета административным ответчиком уровня обеспеченности Кузьмичева Е.И. общей жилой площадью только из размера общей жилой площади, приходящейся на долю его сестры в жилом доме, и пришел к выводу, что Кузьмичев Е.И., являющийся членом семьи своей сестры ФИО1., обладающей правом собственности на указанный жилой дом в размере 3/4 доли, нуждаемости в жилом помещении не имеет, поскольку доля члена его семьи в праве собственности на указанный дом имеет размер 50,025 кв.м., соответственно, обеспеченность административного истца общей жилой площадью составляет 25 кв.м.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Так согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» жители Чувашской Республики признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения составляет менее учетной нормы.
Таким образом, уровень обеспеченности граждан общей жилой площадью в целях признания нуждающимися в жилом помещении определяется из размера площади, приходящейся на каждого пользователя.
Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Статьей 241 ГК РФ определено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что изначально собственником жилого дома, в котором проживает административный истец, являлась сестра истца - ФИО1, 1932 года рождения.
На основании договора купли-продажи от 1 июля 2017 года ФИО1 продала 1/4 долю в праве собственности на принадлежащий ей дом своему родственнику - несовершеннолетнему ФИО9., а в период с июля 2017 года по ноябрь 2018 года вселила в дом (поскольку на вселение других граждан в силу ч. 1 ст. 246 ГК РФ требуется и ее согласие) других своих родственников - ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7., ФИО8 т. 1 л.д. 33, 41).
Из материалов дела не следует, что между собственниками жилого дома было заключено какое-либо соглашение, определяющее неравные права собственников дома и проживающих в доме лиц, либо об определении иного порядка пользования ими помещениями в доме. Из дела также не усматривается, что жилой дом, в котором проживает истец, состоит из двух квартир и предусмотрен либо перестроен для проживания в нем двух отдельных семей, что бы позволило определить проживание истца с сестрой на площади 50,025 кв.м., приходящейся на 3/4 доли в доме, принадлежащей сестре истца, а семьи Л. из 7 человек на площади 16,67 кв.м., приходящейся на 1/4 доли, принадлежащей несовершеннолетнему ФИО9
Договор купли-продажи 1/4 доли жилого дома, заключенный между ФИО1 и законным представителем ФИО9 – ФИО8., условий о достигнутом между его сторонами (собственниками) соглашения о порядке пользования помещениями в доме, также не содержит.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. В частности, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В связи с тем, что на момент обращения Кузьмичева Е.И с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 18 февраля 2019 года, он совместно с ФИО1, ФИО4., ФИО5., ФИО6., ФИО7., ФИО8., ФИО9., ФИО9 занимал принадлежащее ФИО1 и ФИО9 на праве собственности жилое помещение, общей площадью 66,7 кв.м., то есть был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы 12 кв.м. (66,7 кв.м. : 9 = 7,41 кв.м.), отказ от 5 марта 2019 года администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики по указанным основаниям не может быть признан законным.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое решение законным и обоснованным не является, оно не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований установлена, что, однако, не учтено судом при вынесении обжалуемого решения, выводы которого противоречат фактическим обстоятельствам дела.
При таких данных судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 310 КАС РФ, полагает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным отказа администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, выраженного в уведомлении от 5 марта 2019 года № 01/02-13-352 исх., об отказе в признании Кузьмичева Е.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики устранить допущенное нарушение прав административного истца Кузьмичева Е.И. путем повторного рассмотрения его заявления от 18 февраля 2019 года о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 3 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, выраженный в уведомлении от 5 марта 2019 года № 01/02-13-352 исх., об отказе в признании Кузьмичева Евгения Ивановича нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Возложить обязанность на администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики устранить допущенное нарушение прав административного истца Кузьмичева Евгения Ивановича путем повторного рассмотрения его заявления от 18 февраля 2019 года о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах».
Председательствующий П.Д. Иванов
Судьи: С.А. Кузнецова
С.В. Ленковский