ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Шебалиной Ю.М.,
с участием представителя административного истца Козлова М.Ю. – Ярослаевой Т.Ю. ( по доверенности);
представителей административных соответчиков Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области – Потехина С.А. (по доверенности), Управления ФНС России по Самарской области – Мегрелишвили Т.Р. ( по доверенности);
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-698/2021 по административному исковому заявлению Козлова Михаила Юрьевича к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, Управлению ФНС России по Самарской области о признании незаконным требования об уплате налога, ответов на обращения, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Козлов М.Ю. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать незаконным требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2020г. и отменить его. Признать незаконным ответ Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, от 09.11.2020г. исх. №@ на обращение Козлова М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его. Признать незаконным ответ Управления ФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №@ на обращение Козлова М.Ю. от 20.11.2020г. и отменить его. Установить исчисление срока в соответствии с п. 16 ст. 396 НК РФ для строительства объектов недвижимости на земельном участке, расположенного по адресу <адрес> кадастровый №, площадью 56001,00 кв.м, с 01.09.2020г., с момента устранения препятствий по распоряжению Козловым М.Ю. указанным земельным участком - с 01.09.2020г.
В судебном заседании представителем административного ответчика Управления ФНС России по Самарской области заявлено ходатайство об оставлении административного иска без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Обсудив заявленное ходатайство, выслушав представителя административного соответчика Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, представителя административного истца, суд приходит к следующему:
Согласно статье 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (пункт 1).
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).
Как установлено статьями 139 и 139.2 НК РФ, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалоба подается в письменной форме, подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем, может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В жалобе указываются: фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; требования лица, подающего жалобу; способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Таким образом, приведенными выше нормами налогового законодательства установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих между налогоплательщиком и налоговыми органами, в том числе для обжалования действий налоговых органов.
Как следует из материалов дела, Козлову М.Ю. межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области в связи с неисполнением обязанностей, содержащимся в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ о уплате исчисленного земельного налога, направлено требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что указанное требование является незаконным, истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Между тем, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение Козловым М.Ю. обязательного досудебного порядка урегулирования возникшего административного спора, установленного пунктом 2 статьи 138 НК РФ для обжалования действий налоговых органов.
Согласно пп. 1 п.1 ст.196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных требований процессуального закона, учитывая, что административный истец в досудебном порядке за урегулированием спора не обращался, суд считает необходимым настоящее административное исковое заявление оставить без рассмотрения.
Оставление административного искового заявления Козлова М.Ю. без рассмотрения не ограничивает его право на обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьями 138, 139 и 139.2 НК РФ, в течение одного года со дня, когда он узнала о нарушении своих прав (пункт 2 статьи 139 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 196, 198, 199 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Административное исковое заявление Козлова Михаила Юрьевича к Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, Управлению ФНС России по Самарской области о признании незаконным требование об уплате налога, ответов на обращения, возложении обязанностей – оставить без рассмотрения.
Разъяснить административному истцу, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без рассмотрения на основании пп. 1 п.1 ст.196 КАС РФ, он вправе предъявить свой иск в общем порядке.
На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней через Ставропольский районный суд Самарской области.
Председательствующий