Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-769/2015 ~ М-619/2015 от 26.05.2015

дело № 2-769/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

3 июля 2015 года                                                            город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Нехорошевой А.В.,

с участием старшего помощника прокурора <данные изъяты> Вунгаловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <данные изъяты> к Брындину Е.В. о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку за период обучения в военном институте, компенсации стоимости вещевого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор <данные изъяты> обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы тем, что Брындин Е.В. в соответствии с приказом начальника <данные изъяты> Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - НВИ ВВ МВД России) от ДД.ММ.ГГГГ с/ч зачислен в списки личного состава института. ДД.ММ.ГГГГ с Брындин Е.В. заключил контракт о прохождении военной службы на период обучения в НВИ ВВ МВД России и 5 лет военной службы после завершения обучения (о вступлении в силу контракта объявлено приказом начальника НВИ от ДД.ММ.ГГГГ ). В контракте содержится условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку военнослужащего, в случае его отчисления, в размере 28885 руб. 53 коп. (пп. «в» п. 2 контракта). Согласно протоколу заседания ученого совета от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из приказа начальника НВИ от ДД.ММ.ГГГГ с/ч, Брындин Е.В. отчислен из военного института в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (в части невыполнения требований к дисциплинированности обучающихся) и уволен с военной службы. Учитывая, что Брындин Е.В. обучался в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 2 года и 4 полных месяцев, на его военную подготовку затрачено государством 56910 рублей 21 коп. Кроме того, за Брындиным числится задолженность по компенсации стоимости вещевого имущества в сумме 6386 руб. 97 коп. (справка расчет прилагается). Командованием НВИ ВВ МВД России своевременно исковые требования к Брындину Е.В. не предъявлены. Данные обстоятельства дают право военному прокурору обратиться в суд с заявлением о взыскании с военнослужащего денежных средств, затраченных на его обучение, поскольку собственником данного имущества является Российская Федерация, и прокурор фактически действует в защиту интересов государства. Ссылаясь на изложенное,военный прокурор Новосибирского гарнизона просит взыскать с Брыендина Е.В. в пользу истца НВИ ВВ МВД России денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку за период обучения в военном институте в размере 56910 рублей 21 копейка; взыскать с ответчика задолженность компенсации стоимости вещевого имущества в сумме 6386 руб. 97 коп. (шесть тысяч триста восемьдесят шесть) рублей 96 копеек.; взыскать с Брыендина Е.В. государственную пошлину в размере 1907 руб. 30 коп.

Военный прокурор <данные изъяты> М.И.Ю. и представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление, в котором указано, что требования, изложенные в иске к Брындину Е.В., поддерживают в полном объеме, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с участием сотрудника прокуратуры <данные изъяты>

Старший помощник прокурора <данные изъяты> Вунгалова Е.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Ответчик Брындин Е.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образомпо месту своего жительства. Судебные повестки, неоднократно направленные по месту жительства ответчика, возвращены в суд с отметками об истечении срока хранения. Согласно адресной справке, а также отметке в общегражданском паспорте, ответчик Брындин Е.В. имеет регистрацию по месту жительства по <адрес> Именно по этому адресу ответчик неоднократно извещался судом о времени и месте судебного заседания. Ответчик Брындин Е.В. имел возможность своевременно получить судебное извещение и реализовать свои процессуальные права, однако фактически злоупотребил своим правом, уклонился от получения судебного извещения. При таких обстоятельствах суд признает извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства надлежащим. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Руководствуясь статьями 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против которого старший помощник прокурора <данные изъяты> Вунгалова Е.В. не возражает.

Заслушав старшего помощника прокурора <данные изъяты> Вунгалову Е.В., исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 71 (п. п. "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.

В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 22.08.1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.

Согласно части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в о от 16.07.2009 года № 943-О-О, положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, если это предусмотрено федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», пункт 1 статьи 35 которого закрепляет право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.

Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (ч. 1). 71 (п. "м"), 72 (п. "б" ч. 1) и 114 (п. п. "д", "е" ч. 1) представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 года N 322-О).

Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждении приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (п. 3 ст. 2, ст. ст. 32, 34, 35, п. 10 ст. 38).

В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.

При заключении контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (п. 3). Аналогичные задачи ставились перед высшим военно-учебным заведением и ранее действовавшим Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, которое было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 650.

Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании пункта «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счет средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.

Предусмотренная же пунктом 7 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает лишь возмещение государству фактически понесенных им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.

При этом данный пункт предусматривает возмещение всех затраченных средств федерального бюджета, в том числе и за время обучения до заключения контракта.

Кроме того, положения вышеприведенной нормы предусматривают также обязанность граждан возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку и в случаях отказа заключить контракт о прохождении военной службы (что также влечет отчисление), из чего следует, что течение расчетного периода начинается с момента фактического зачисления в военное образовательное учреждение (издания приказа о зачислении), независимо от того, в какой момент был заключен контракт или контракт заключен не был.

Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Брындин Е.В. в соответствии с приказом начальника <данные изъяты> за с/ч зачислен курсантом 1 курса и на все виды довольствия с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из приказа.

ДД.ММ.ГГГГ между Брындиным Е.В. и Министерством внутренних дел в лице начальника <данные изъяты> Министерства внутренних дел Российской Федерации» заключен контракт о прохождении военной службы на период обучения в институте и пять лет военной службы после его окончания.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 контракта о прохождении военной службы Брындин Е.В. добровольно дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 28885 рублей 53 копейки.

Как следует из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ с/ч начальника <данные изъяты>, Брындин Е.В. отчислен в связи с невыполнением условий контракта, исключен из списков переменного состава и со всех видов довольствия военного института, кроме того, с ним расторгнут контракт о прохождении военной службы с ДД.ММ.ГГГГ года.

Порядок исчисления размера возмещаемых расходов определен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее - Методика).

В соответствии с пунктами 2 - 7 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.

В состав указанных расходов включаются: расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки; расходы на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований; расходы на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

В силу подпункта «а» пункта 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению денежных средств.

Для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО \ 12), где ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военного учебного заведения, ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств в год, ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении, ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения), либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

В период обучения Брыендина Е.В. в указанном учебном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на его подготовку были затрачены средства федерального бюджета в сумме 56910 рублей, кроме того расходы на вещевое обеспечение в сумме 6386 рублей 97 копеек.

Учитывая изложенное, поскольку оснований для освобождения ответчика от обязанности возмещения денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, а также возмещения средств затраченных на его вещевое обеспечение не имеется, таким образом требования военного прокурора Новосибирского гарнизона подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями пункта 9 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации при обращении в суд с заявленными требованиями освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку ответчик по делу признается плательщиком, в тех случаях, когда решение состоялось в пользу истца, который был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с нормами Налогового Кодекса Российской Федерации, следует исходить из ставки государственной пошлины, установленной для истца.

То есть, с ответчика госпошлина взыскивается в том размере, которую подлежало уплатить истцу при подаче иска.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

Таким образом, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 1907 рублей 30 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 56910 ░░░░░░ 21 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6386 ░░░░░░ 97 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 63297 (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 18 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1907 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 30 (░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

          ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

          ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                          ░.░. ░░░░░░░░

2-769/2015 ~ М-619/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор новосибирского гарнизона
Ответчики
Брындин Елисей Викторович
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Макарова Лариса Альфредовна
Дело на сайте суда
ujur--krk.sudrf.ru
26.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2015Передача материалов судье
29.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2015Подготовка дела (собеседование)
24.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2015Судебное заседание
03.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2015Копия заочного решения возвратилась невручённой
11.12.2015Дело оформлено
11.12.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее