Дело № 2-1650/10
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Натаровой Т. И.,
при секретаре Прохоренко О.С.,
с участием прокурора <адрес> Гурьевой Ю.А.,
представителя истца (Госорган4) <адрес> » по доверенности Барсуковой Ю.Е., ответчика Парамзина С.Е.
представителя третьего лица (Госорган3) <адрес> по доверенности Поповой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску (Госорган4) <адрес>» к Парамзину С. Е. об изменении размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью и по встречному иску Парамзина С. Е. к (Госорган4) <адрес>» об установлении ежегодной компенсации за вред здоровью,
УСТАНОВИЛ:
(Госорган4) <адрес>» обратилось в суд с иском к Парамзину С.Е. об изменении размера ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.3-4).
В обоснование иска указало, что Парамзин С.Е. является ветераном подразделения особого риска, пенсионером с 1996 года. В соответствие с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» Парамзину С.Е., как непосредственному участнику подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других сражающих факторов ядерного оружия, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи II, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы. За ответчиком, как инвалидом 3 группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанному с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска, было признано право на получение ежегодной денежной компенсации за вред здоровью решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), начиная с (ДД.ММ.ГГГГ) года в размере <данные изъяты>. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью для Парамзина С.Е. составил <данные изъяты>. Исходя из нормативного положения статьи 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрена инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в размере, соответствующем группе инвалидности. Иными словами, группа инвалидности является обстоятельством, влияющим на определение размера ежегодной компенсации за вред здоровью. Согласно справки серии (ДД.ММ.ГГГГ) (№) с (ДД.ММ.ГГГГ) Парамзину С.Е. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска». Полагают, что изменились обстоятельства влияющие на размер ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012г. № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в реку (№), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для инвалидов 2 группы установлена сумма ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. Данный размер компенсации они и просят установить ответчику.
Определением суда произведена замена истца на его правопреемника (Госорган4) <адрес>». (Госорган4) <адрес>» привлечено в качестве третьего лица. Поскольку, Постановлением <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Госорган4) <адрес>» было реорганизовано в форме выделения из его состава 39 юридических лиц, в том числе (Госорган4) <адрес>» (далее (Госорган4) <адрес>») (л.д.58-59).
Парамзин С.Е. обратился со встречным исковым заявлением к (Госорган4) <адрес>» об изменении размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленной решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в связи с изменением группы инвалидности, установлении ее в размере <данные изъяты>. с (ДД.ММ.ГГГГ) года с последующей индексацией в установленном законом порядке. В обоснование указал, что исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), вступившего в законную силу решения Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), которым суд признал его право на применение более благополучного для него порядка индексации, на индексы роста величины прожиточного минимума в <адрес> за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гг., а далее с (ДД.ММ.ГГГГ) года по уровню инфляции, в связи с изменившимися обстоятельствами, влияющими на определение размера платежей из-за перехода с 3 группы инвалидности на 2 группу, ему необходимо изменить размер выплачиваемой ему компенсации. Органы социальной защиты населения не вправе требовать уменьшения ежегодной компенсации с <данные изъяты>. на <данные изъяты> руб., так как новый порядок индексации ухудшает его правовое положение и нарушает конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение граждан. Согласно п. 8 и п. 8.1. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 года № 35 некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 05.04.2005 года № 7) иные компенсационные выплаты (к которым относится ежегодная компенсация за вред здоровью), входящие в объем возмещения вреда здоровью, не могут быть пересчитаны в сторону уменьшения. Согласно Определению Конституционного Суда РФ 4.10.2005 года N 364-0 не предполагается придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) - как гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению, для указанного периода, размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. В соответствии с п.1 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Учитывая, что суд <адрес> в своем решении от (ДД.ММ.ГГГГ) определил порядок индексации, следовательно, ежегодная компенсация за вред здоровью по 2 группе инвалидности должна быть проиндексирована соответственно: <данные изъяты>. Таким образом, в связи с изменением группы инвалидности с 3 на 2, размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью с (ДД.ММ.ГГГГ) должен составлять <данные изъяты>.
1
В судебном заседании представитель истца (Госорган4) <адрес>» по доверенности Барсукова Ю.Е. поддержала заявленные требования, изложив свою позицию аналогично содержанию искового заявления.
Ответчик Парамзин С.Е. возражал против удовлетворения иска (Госорган4) <адрес>». Свои возражения представил в письменном виде. Свой встречный иск поддержал. Просил удовлетворить.
Представитель третьего лица (Госорган3) <адрес> по доверенности Попова Э.В.. полагала, что иск (Госорган4) <адрес> подлежит удовлетворению. Против удовлетворения встречного иска Парамзина С.Е. возражала. Свои возражения представила в письменном виде, где указала, что после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым, исчисление указанных выплат предусмотрено в твердых размерах, исходя из базовой суммы <данные изъяты> рублей, с их повышением в соответствии с законодательством РФ. Применение в период с 01.01.2002 года индексов прожиточного минимума является незаконным, так как ч.3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", было установлено ежегодное повышение пропорционально росту прожиточного минимума в целом по РФ только выплат, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в настоящее время п. 15 ст. 14 базового закона).
Выплаты, которые просит индексировать Парамзин С.Е., не предусмотрены данным пунктом указанной статьи, соответственно индексация по уровню величины прожиточного минимума на данные выплаты не распространялась (л.д.73-76).
Представитель третьего лица (Госорган2) по доверенности Рузина Ю.П. полагалась на усмотрение суда, представив письменные пояснения по делу (л.д.91-92).
Третье лицо (Госорган1), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.83-85) извещена о времени и месте судебного заседания (л.д.89). Явку представителя не обеспечила. О причинах не явки не сообщила.
Третье лицо (Госорган4) <адрес>» извещено о времени и месте судебного заседания (л.д.86). В суд не явилось. О причинах не явки не сообщило.
Суд, заслушав стороны, прокурора Гурьеву Ю.А., полагавшую, что исковые требования подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречного искового заявления необходимо отказать, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Парамзин С.Е. является участником действий подразделения особого риска, что подтверждается удостоверением (№), подтверждающим право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1 действие Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», распространено на граждан подразделений особого риска.
Парамзину С.Е., как непосредственному участнику подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других сражающих факторов ядерного оружия, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи II, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Ему с (ДД.ММ.ГГГГ) года выплачивается ежегодная денежная компенсация за вред здоровью.
Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) за Парамзиным С.Е., являющимся инвалидом 3 группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанному с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска, было признано право на получение ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, начиная с (ДД.ММ.ГГГГ) года в размере <данные изъяты> рублей с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства (л.д.6-13).
По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью для Парамзина С.Е. составил <данные изъяты>., на (ДД.ММ.ГГГГ) год– <данные изъяты>., что подтверждается соответствующей справкой от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.72).
В соответствии с п. 3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей, чем истец по настоящему делу и воспользовался, подав соответствующий иск, учитывая, что у Парамзина С.Е. изменилась группа инвалидности.
Исходя из нормативного положения статьи 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрена инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в размере, соответствующем группе инвалидности.
Иными словами, группа инвалидности является обстоятельством, влияющим на определение размера ежегодной компенсации за вред здоровью.
Согласно справке МСЭ (№) (ДД.ММ.ГГГГ) Парамзину С.Е. установлена вторая группа инвалидности бессрочно с формулировкой причины: «Заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска» (л.д.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 года № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в <адрес>, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для инвалидов 2 группы установлена сумма ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>.
Следовательно, исковые требования (Госорган4) <адрес>» об изменении и установлении с Парамзину Е.С. ежегодной компенсации за вред здоровью как инвалиду второй группы вследствие Чернобыльской катастрофы в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в установленном законом порядке, подлежат удовлетворению.
В удовлетворении встречных исковых требований Парамзина С.Е. об изменении ему ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленной решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в связи с изменением группы инвалидности и установлении ее в размере <данные изъяты> с (ДД.ММ.ГГГГ) года с последующей индексацией в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
Парамзин С.Е., сославшись на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364, согласно которой, если применение введенного нормами Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), должен применяться благоприятный для получателей указанных выплат критерий их индексации, полагает, что размер компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с установлением ему 2 группы инвалидности с (ДД.ММ.ГГГГ) должен быть пересмотрен, изменен с (ДД.ММ.ГГГГ) на основании справки МСЭ-2011 г. (№) и рассчитан в соответствии с решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), как он указывает, признавшим его право на применение более благоприятного порядка индексации, то есть, с учетом роста величины прожиточного минимума в <адрес> за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гг., и далее, с (ДД.ММ.ГГГГ) года, по уровню инфляции.
Доводы Парамзина С.Е. относительно необходимости индексации ему за период, начиная с (ДД.ММ.ГГГГ) года, на коэффициенты прожиточного минимума в <адрес>, предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежегодных выплат в возмещение вреда здоровью как инвалиду 2 группы, суд находит неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Поскольку, право Парамзина С.Е. на возмещение вреда здоровью установлено решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), вступившим в законную силу, исходя из отсутствия механизма индексации. Но уже на момент его обращения с данным иском в суд законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм в фиксированной сумме, исходя из индексации по уровню инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
В противном случае нарушается конституционный принцип справедливости, так как допускает неравный подход к вопросу исчисления сумм ежегодной компенсации за вред здоровью, принцип равенства всех перед законом, который подразумевает отсутствие у любого индивида каких-либо привилегий перед другими, а также принцип соблюдения баланса частноправовых и публичных интересов.
Размеры выплат, определенных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31 -ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат своими Постановлениями:
от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 27 декабря 2004, года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
от 16 декабря 2009 года № 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
от 21 декабря 2010 года № 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне",
от 08 декабря 2011 года № 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне",
от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) "Об индексации в 2013 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2012 года N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской: Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1)" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинскем полигоне" осуществляется индексация:
с (ДД.ММ.ГГГГ) исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на (ДД.ММ.ГГГГ) год и на плановый период (ДД.ММ.ГГГГ) и (ДД.ММ.ГГГГ) годов» с применением коэффициента 1,055:
ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы предусмотренных частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
ежемесячных денежных компенсаций, установленных Федеральным законом "С социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1);
ежемесячных компенсаций, установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Согласно указанному Постановлению размер ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (части первой статьи 39 Закона), для Парамзина С.Е. в связи с установлением ему 2 группы инвалидности должен составлять <данные изъяты>., что и соответствует размеру заявленному истцом по первоначальному иску в возмещение вреда здоровью с (ДД.ММ.ГГГГ) ежегодной денежной сумме. Расчет ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, представленный Парамзиным С.Е. нельзя признать обоснованным.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 11.01.2008 года N 25-В07-20 денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, так как размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.
Таким образом, выплата истцу на ежегодное оздоровление установлена в соответствии с действующим законодательством, а представленный Парамзиным С.Е. расчет указанному законодательству не соответствует, а именно: право на подобную индексацию законодательно установлено не было; применяемые им для индексации коэффициенты необоснованны, коэффициент 1,581 и 1,515 применяться не должны, так как на период их применения для возмещения вреда здоровью действовали базовые суммы МРОТ (<данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.). Применение в период с 01.01.2002 года индексов прожиточного минимума является незаконным, так как ч.3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было установлено ежегодное повышение пропорционально росту прожиточного минимума в целом по РФ только выплат, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в настоящее время п. 15 ст. 14 базового закона). Выплаты, которые просит индексировать ответчик, не предусмотрены данным пунктом указанной статьи, соответственно индексация по уровню величины прожиточного минимума на данные выплаты не распространялась.
Руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изменить Парамзину С. Е. размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленный решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства.
Установить Парамзину С. Е. с (ДД.ММ.ГГГГ) года ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам в связи с радиационным воздействием, вследствие Чернобыльской катастрофы с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В удовлетворении встречного иска Парамзина С. Е. об изменении размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленный решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), и установлении ежегодной денежной компенсации в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в установленном законом порядке отказать.
Исполнительные листы по решению Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) отозвать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья –
Дело № 2-1650/10
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Натаровой Т. И.,
при секретаре Прохоренко О.С.,
с участием прокурора <адрес> Гурьевой Ю.А.,
представителя истца (Госорган4) <адрес> » по доверенности Барсуковой Ю.Е., ответчика Парамзина С.Е.
представителя третьего лица (Госорган3) <адрес> по доверенности Поповой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску (Госорган4) <адрес>» к Парамзину С. Е. об изменении размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью и по встречному иску Парамзина С. Е. к (Госорган4) <адрес>» об установлении ежегодной компенсации за вред здоровью,
УСТАНОВИЛ:
(Госорган4) <адрес>» обратилось в суд с иском к Парамзину С.Е. об изменении размера ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.3-4).
В обоснование иска указало, что Парамзин С.Е. является ветераном подразделения особого риска, пенсионером с 1996 года. В соответствие с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» Парамзину С.Е., как непосредственному участнику подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других сражающих факторов ядерного оружия, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи II, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы. За ответчиком, как инвалидом 3 группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанному с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска, было признано право на получение ежегодной денежной компенсации за вред здоровью решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), начиная с (ДД.ММ.ГГГГ) года в размере <данные изъяты>. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью для Парамзина С.Е. составил <данные изъяты>. Исходя из нормативного положения статьи 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрена инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в размере, соответствующем группе инвалидности. Иными словами, группа инвалидности является обстоятельством, влияющим на определение размера ежегодной компенсации за вред здоровью. Согласно справки серии (ДД.ММ.ГГГГ) (№) с (ДД.ММ.ГГГГ) Парамзину С.Е. установлена вторая группа инвалидности, причина инвалидности «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска». Полагают, что изменились обстоятельства влияющие на размер ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012г. № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в реку (№), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для инвалидов 2 группы установлена сумма ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>. Данный размер компенсации они и просят установить ответчику.
Определением суда произведена замена истца на его правопреемника (Госорган4) <адрес>». (Госорган4) <адрес>» привлечено в качестве третьего лица. Поскольку, Постановлением <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (Госорган4) <адрес>» было реорганизовано в форме выделения из его состава 39 юридических лиц, в том числе (Госорган4) <адрес>» (далее (Госорган4) <адрес>») (л.д.58-59).
Парамзин С.Е. обратился со встречным исковым заявлением к (Госорган4) <адрес>» об изменении размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленной решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в связи с изменением группы инвалидности, установлении ее в размере <данные изъяты>. с (ДД.ММ.ГГГГ) года с последующей индексацией в установленном законом порядке. В обоснование указал, что исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), вступившего в законную силу решения Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), которым суд признал его право на применение более благополучного для него порядка индексации, на индексы роста величины прожиточного минимума в <адрес> за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гг., а далее с (ДД.ММ.ГГГГ) года по уровню инфляции, в связи с изменившимися обстоятельствами, влияющими на определение размера платежей из-за перехода с 3 группы инвалидности на 2 группу, ему необходимо изменить размер выплачиваемой ему компенсации. Органы социальной защиты населения не вправе требовать уменьшения ежегодной компенсации с <данные изъяты>. на <данные изъяты> руб., так как новый порядок индексации ухудшает его правовое положение и нарушает конституционный принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение граждан. Согласно п. 8 и п. 8.1. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 года № 35 некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 05.04.2005 года № 7) иные компенсационные выплаты (к которым относится ежегодная компенсация за вред здоровью), входящие в объем возмещения вреда здоровью, не могут быть пересчитаны в сторону уменьшения. Согласно Определению Конституционного Суда РФ 4.10.2005 года N 364-0 не предполагается придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) - как гражданам, подвергшимся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым более высокие размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению, для указанного периода, размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. В соответствии с п.1 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Учитывая, что суд <адрес> в своем решении от (ДД.ММ.ГГГГ) определил порядок индексации, следовательно, ежегодная компенсация за вред здоровью по 2 группе инвалидности должна быть проиндексирована соответственно: <данные изъяты>. Таким образом, в связи с изменением группы инвалидности с 3 на 2, размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью с (ДД.ММ.ГГГГ) должен составлять <данные изъяты>.
1
В судебном заседании представитель истца (Госорган4) <адрес>» по доверенности Барсукова Ю.Е. поддержала заявленные требования, изложив свою позицию аналогично содержанию искового заявления.
Ответчик Парамзин С.Е. возражал против удовлетворения иска (Госорган4) <адрес>». Свои возражения представил в письменном виде. Свой встречный иск поддержал. Просил удовлетворить.
Представитель третьего лица (Госорган3) <адрес> по доверенности Попова Э.В.. полагала, что иск (Госорган4) <адрес> подлежит удовлетворению. Против удовлетворения встречного иска Парамзина С.Е. возражала. Свои возражения представила в письменном виде, где указала, что после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год. Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», в соответствии с которым, исчисление указанных выплат предусмотрено в твердых размерах, исходя из базовой суммы <данные изъяты> рублей, с их повышением в соответствии с законодательством РФ. Применение в период с 01.01.2002 года индексов прожиточного минимума является незаконным, так как ч.3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", было установлено ежегодное повышение пропорционально росту прожиточного минимума в целом по РФ только выплат, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в настоящее время п. 15 ст. 14 базового закона).
Выплаты, которые просит индексировать Парамзин С.Е., не предусмотрены данным пунктом указанной статьи, соответственно индексация по уровню величины прожиточного минимума на данные выплаты не распространялась (л.д.73-76).
Представитель третьего лица (Госорган2) по доверенности Рузина Ю.П. полагалась на усмотрение суда, представив письменные пояснения по делу (л.д.91-92).
Третье лицо (Госорган1), привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.83-85) извещена о времени и месте судебного заседания (л.д.89). Явку представителя не обеспечила. О причинах не явки не сообщила.
Третье лицо (Госорган4) <адрес>» извещено о времени и месте судебного заседания (л.д.86). В суд не явилось. О причинах не явки не сообщило.
Суд, заслушав стороны, прокурора Гурьеву Ю.А., полагавшую, что исковые требования подлежат удовлетворению, а в удовлетворении встречного искового заявления необходимо отказать, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Парамзин С.Е. является участником действий подразделения особого риска, что подтверждается удостоверением (№), подтверждающим право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1 действие Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», распространено на граждан подразделений особого риска.
Парамзину С.Е., как непосредственному участнику подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других сражающих факторов ядерного оружия, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1-14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи II, частью первой статьи 30 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Ему с (ДД.ММ.ГГГГ) года выплачивается ежегодная денежная компенсация за вред здоровью.
Решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) за Парамзиным С.Е., являющимся инвалидом 3 группы по заболеванию, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связанному с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска, было признано право на получение ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, начиная с (ДД.ММ.ГГГГ) года в размере <данные изъяты> рублей с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства (л.д.6-13).
По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью для Парамзина С.Е. составил <данные изъяты>., на (ДД.ММ.ГГГГ) год– <данные изъяты>., что подтверждается соответствующей справкой от (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.72).
В соответствии с п. 3 ст. 209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей, чем истец по настоящему делу и воспользовался, подав соответствующий иск, учитывая, что у Парамзина С.Е. изменилась группа инвалидности.
Исходя из нормативного положения статьи 39 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрена инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в размере, соответствующем группе инвалидности.
Иными словами, группа инвалидности является обстоятельством, влияющим на определение размера ежегодной компенсации за вред здоровью.
Согласно справке МСЭ (№) (ДД.ММ.ГГГГ) Парамзину С.Е. установлена вторая группа инвалидности бессрочно с формулировкой причины: «Заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделения особого риска» (л.д.5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 года № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в <адрес>, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» для инвалидов 2 группы установлена сумма ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>.
Следовательно, исковые требования (Госорган4) <адрес>» об изменении и установлении с Парамзину Е.С. ежегодной компенсации за вред здоровью как инвалиду второй группы вследствие Чернобыльской катастрофы в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в установленном законом порядке, подлежат удовлетворению.
В удовлетворении встречных исковых требований Парамзина С.Е. об изменении ему ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленной решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в связи с изменением группы инвалидности и установлении ее в размере <данные изъяты> с (ДД.ММ.ГГГГ) года с последующей индексацией в установленном законом порядке за счет средств федерального бюджета, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
Парамзин С.Е., сославшись на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364, согласно которой, если применение введенного нормами Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действующим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), должен применяться благоприятный для получателей указанных выплат критерий их индексации, полагает, что размер компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с установлением ему 2 группы инвалидности с (ДД.ММ.ГГГГ) должен быть пересмотрен, изменен с (ДД.ММ.ГГГГ) на основании справки МСЭ-2011 г. (№) и рассчитан в соответствии с решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), как он указывает, признавшим его право на применение более благоприятного порядка индексации, то есть, с учетом роста величины прожиточного минимума в <адрес> за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гг., и далее, с (ДД.ММ.ГГГГ) года, по уровню инфляции.
Доводы Парамзина С.Е. относительно необходимости индексации ему за период, начиная с (ДД.ММ.ГГГГ) года, на коэффициенты прожиточного минимума в <адрес>, предусмотренных законом в твердой денежной сумме ежегодных выплат в возмещение вреда здоровью как инвалиду 2 группы, суд находит неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Поскольку, право Парамзина С.Е. на возмещение вреда здоровью установлено решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), вступившим в законную силу, исходя из отсутствия механизма индексации. Но уже на момент его обращения с данным иском в суд законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм в фиксированной сумме, исходя из индексации по уровню инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
В противном случае нарушается конституционный принцип справедливости, так как допускает неравный подход к вопросу исчисления сумм ежегодной компенсации за вред здоровью, принцип равенства всех перед законом, который подразумевает отсутствие у любого индивида каких-либо привилегий перед другими, а также принцип соблюдения баланса частноправовых и публичных интересов.
Размеры выплат, определенных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31 -ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат своими Постановлениями:
от 25 мая 2005 года N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 27 декабря 2004, года N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 7 мая 2005 года N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 25 апреля 2006 года N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 21 марта 2007 года N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 21 декабря 2007 года N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
от 16 декабря 2009 года № 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
от 21 декабря 2010 года № 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне",
от 08 декабря 2011 года № 1019 "Об индексации в 2012 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне",
от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) "Об индексации в 2013 году размеров компенсации и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Таким образом, постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2012 года N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1), а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской: Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральными законами "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1)" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинскем полигоне" осуществляется индексация:
с (ДД.ММ.ГГГГ) исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на (ДД.ММ.ГГГГ) год и на плановый период (ДД.ММ.ГГГГ) и (ДД.ММ.ГГГГ) годов» с применением коэффициента 1,055:
ежемесячных, ежегодных и единовременных компенсаций и иных выплат установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",
ежемесячной денежной компенсации и ежемесячной денежной суммы предусмотренных частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
ежемесячных денежных компенсаций, установленных Федеральным законом "С социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в (ДД.ММ.ГГГГ) году на (Наименование2) и сбросов радиоактивных отходов в (Наименование1);
ежемесячных компенсаций, установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Согласно указанному Постановлению размер ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (части первой статьи 39 Закона), для Парамзина С.Е. в связи с установлением ему 2 группы инвалидности должен составлять <данные изъяты>., что и соответствует размеру заявленному истцом по первоначальному иску в возмещение вреда здоровью с (ДД.ММ.ГГГГ) ежегодной денежной сумме. Расчет ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, представленный Парамзиным С.Е. нельзя признать обоснованным.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 11.01.2008 года N 25-В07-20 денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, так как размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.
Таким образом, выплата истцу на ежегодное оздоровление установлена в соответствии с действующим законодательством, а представленный Парамзиным С.Е. расчет указанному законодательству не соответствует, а именно: право на подобную индексацию законодательно установлено не было; применяемые им для индексации коэффициенты необоснованны, коэффициент 1,581 и 1,515 применяться не должны, так как на период их применения для возмещения вреда здоровью действовали базовые суммы МРОТ (<данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.). Применение в период с 01.01.2002 года индексов прожиточного минимума является незаконным, так как ч.3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было установлено ежегодное повышение пропорционально росту прожиточного минимума в целом по РФ только выплат, предусмотренных пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в настоящее время п. 15 ст. 14 базового закона). Выплаты, которые просит индексировать ответчик, не предусмотрены данным пунктом указанной статьи, соответственно индексация по уровню величины прожиточного минимума на данные выплаты не распространялась.
Руководствуясь ст. ст. 191-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изменить Парамзину С. Е. размер ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленный решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год до изменения законодательства.
Установить Парамзину С. Е. с (ДД.ММ.ГГГГ) года ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданам в связи с радиационным воздействием, вследствие Чернобыльской катастрофы с последующей индексацией в установленном законом порядке.
В удовлетворении встречного иска Парамзина С. Е. об изменении размера ежегодной денежной компенсации за вред здоровью, установленный решением Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ), и установлении ежегодной денежной компенсации в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией в установленном законом порядке отказать.
Исполнительные листы по решению Коминтерновского районного суда <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) отозвать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья –