Дело № 2- 1580/2022
УИД 73RS0013-01-2022-003073-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2022 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кудряшевой Н.В., при секретаре Попредкиной Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Димитровграда Ульяновской области к Ключевскому Д. Л., Ключевской Л. А., Гонтовой О. В., Липатову О. А., Ключевскому А. Д. о демонтаже самовольно установленных столбиков, понуждении к обустройству пандуса, пешеходных путей, устранению перепадов на пешеходных путях
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация г.Димитровграда обратилась в суд с иском к Ключевскому Д. Л., Ключевской Л. А., Гонтовой О. В., Липатову О. А. в обоснование своих требований указав, что в декабре 2021 года специалистами МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» и Отделом Муниципального контроля г.Димитровграда осуществлен выезд на <адрес> (на территорию общего пользования), где выявлено следующее: на примыкающей территории земельного участка восточной стороны жилого <адрес> (на территории общего пользования) проведены работы по реконструкции пешеходных путей (тротуары, площадки, лестницы). А также вдоль автомобильной дороги по ул. <адрес> визуально от 3 до 10 м от жилого <адрес>, самовольно установлены металлические столбики в количестве 5 штук. В местах перепада уровней пешеходных путей выполнены ступени на лестницах, тем самым создано препятствие передвижению инвалидов на креслах-колясках, а также передвижению граждан по тротуару с детской коляской.
Земельный участок с кадастровым номером №* по ул. <адрес> находится в собственности с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Территория земельного участка, где проведены вышеуказанные работы по реконструкции пешеходных путей (тротуары, площадки, лестницы) и где размещены металлические столбики является территорией общего пользования.
Согласно Выписке из ЕГРН от (ДАТА) <адрес> находится в общей долевой собственности: Ключевского Д.Л., Ключевской Л.А., Гонтовой О.В., Липатова О.А.
(ДАТА) от имени Администрации города в адрес собственников направлены претензионные письма «О нарушении норм при устройстве тротуаров» за сих №* и от (ДАТА) «О добровольном демонтаже», где было предложено выполнить пандус, в соответствии с нормами по обеспечению доступа передвижению инвалидов на колясках, выполнить поверхность пешеходных путей ровной, без швов и не скользкой, в том числе при увлажнении, сгладить небольшие перепады имеющиеся на пешеходных путях, провести добровольный демонтаж металлических столбиков в количестве 5 штук. До настоящего времени, указанные требования не устранены. Собственникам дома не давалось разрешение на проведение работ и установки указанного объекта.
Просят обязать Ключевского Д.Л., Ключевскую Л.А., Гонтовую О.В., Липатова О.А. в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу:
- установить пандус, в местах, где имеются ступени ( в соответствии с нормами по обеспечению передвижения инвалидов на колясках) на примыкающей территории земельного участка <адрес>,
- выполнить поверхность пешеходных путей ровной, без швов и не скользкой ( в том числе при увлажнении) на примыкающей территории земельного участка <адрес> <адрес>;
- сгладить небольшие перепады, имеющие на пешеходных путях, на примыкающей территории земельного участка <адрес>;
-демонтировать металлические столбики в количестве 5 штук, расположенных на обочине, вдоль автомобильной дороги, визуально от 3 до 10 м от жилого <адрес>;
Судом в качестве соответчика привлечен несовершеннолетний сособственник Ключевский А. Д. 2005 г.р., от имени и в интересах которого действуют родители, как законные представители: Гонтовая О.В., Ключевский Д.Л., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда»».
В судебном заседании представитель истца Администрации г.Димитровграда Вагин-Калиненков А.Б., действующий на основании доверенности (л.д.70) доводы иска поддержал по изложенным в нем доводам, указав, что у <адрес> <адрес> тротуар самовольно был реконструирован, по этой причине обратились с иском.
Ответчик Ключевский Д.Л. исковые требования признал частично, указав, что не возражает установить пандус, сгладить перепады, имеющиеся на пешеходных путях, обустроить поверхность пешеходных путей ровной, возражал против демонтажа металлических столбиков, указав при этом следующее. Жилой <адрес> разделен на две половине, в одной половине проживает семья Липатовых, во второй половине живет он, его гражданская жена Гонтова О.В., его мать Ключевская Л.А. и сын Ключевский А.Д. Вдоль их дома проходит автомобильная дорога и тротуар. Участок дороги является опасным, так как из-за перепадов на дороге постоянно в их дом въезжают транспортные средства, раз в год это стабильно случается, был случай, когда машина въехала прямо в дом. По этой причине, с целью безопасности своей семьи, он единолично, без привлечения Липатова О.А. и членов своей семьи установил металлические столбики, которые выполняют роль ограждения, сначала их было 18 штук, теперь часть он снес, осталось 5 штук. Свои действия по установке столбиков он с Администрацией города не согласовывал, по этому вопросу никуда не обращался. Также в 2021 году вдоль его дома проходил ремонт тротуара, но непосредственно тротуар, который проходил параллельно их дому, не заасфальтировали, в этом месте была голая земля и лежали трубы около 8 м. Почему не провели работы по обустройству тротуара у его дома, не знает. Он сам, за свой счет обустроил тротуар, чтобы было удобно спускаться, так как местность неровная, сделал ступени, которые выложил плиткой. В настоящее время он уже сделал пандус, который будет облагораживать, сделает к нему перила. Считает, что обязанности проводить работы, о которых истец указывает в иске у него, вместе с тем, не возражает их провести.
Представитель 3-его лица МКУ «Городские дороги» Маштакова О.Н., действующая на основании доверенности (л.д.77), доводы иска считала обоснованными, указав, что участок автомобильной дороги и тротуар, расположенные вблизи <адрес> входят в их зону ответственности, этот участок дороги закреплен за МКУ «Городские дороги» на праве оперативного управления. К ним, Ключевский Д.Л. по поводу установки металлических столбов не обращался.
Ответчики по делу: Ключевская Л.А., Гонтовая О.В., Липатов О.А., Ключевский А.Д., представитель 3-его лица Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда, МКУ «Управления архитектуры и градостроительства г.Димитровграда» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что собственником жилого дома и земельного участка, общей площадью 912 кв.м. (кадастровый №*) по адресу: <адрес> являются: Ключевский Д. Л. в размере 7/48 долей, Ключевская Л. А. 7/48 долей, Гонтовая О. В. 7/48 долей, Ключевский Д. А. 7/48 долей, Липатов О. А. 5/12 долей, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от (ДАТА) (л.д.44-51).
Разрешая требования о понуждении ответчиков установить пандус, в местах, где имеются ступени ( в соответствии с нормами по обеспечению передвижения инвалидов на колясках), выполнить поверхность пешеходных путей ровной, без швов и не скользкой ( в том числе при увлаженении), сгладить небольшие перепады, имеющие на пешеходных путях, на примыкающей территории земельного участка <адрес>, суд исходит из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая, в том числе, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, тротуары.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно статье 14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" планирование дорожной деятельности осуществляется на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог.
На основании статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017) установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. А также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги. А также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как следует из пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 в редакции изменений N 2, действующих с (ДАТА), тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категории, IV и V категорий с твердым покрытием. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 45 Уставу муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области Администрация города осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города, организация дорожного движения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Как видно из материалов дела администрацией г.Димитровграда создано муниципальное казенное учреждение «Городские дороги».
Согласно Уставу МКУ «Городские дороги» основной целью деятельности учреждения является организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, эксплуатация, ремонт элементов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности города Димитровграда ( п. 2.1 Устава) (л.д.86).
Постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области от (ДАТА) №* «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в городе Димитровграде Ульяновской области» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в г.Димитровграде, в число которых входит дорога по ул.III Интернационала г.Димитровграда (л.д.79).
Таким образом, работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования, в том числе и тротуаров на территории города Димитровграда являются муниципальными нуждами города Димитровграда и выполняются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В материалах дела отсутствуют доказательства, о принятии администрацией г.Димитровграда в пределах установленной компетенции мер по обеспечению безопасности движения, касающихся обустройства тротуара в соответствии с требованиями действующего законодательства на спорном участке дороги у <адрес>.
То обстоятельство, что ответчик Ключевский Д.Л. своими силами и за свой счет выполнил работы по обустройству пандуса на спорном участке тротуара, согласен с исковыми требованиями в этой части, не свидетельствует о наличии у него и ответчиков Ключевской Л.А., Ключевского А.Д., Гонтовой О.В., Липатова О.А., как сособственников домовладения, вблизи которого расположен тротуар, обязанности провести работы по установке пандуса, в местах, где имеются ступени ( в соответствии с нормами по обеспечению передвижения инвалидов на колясках), выполнить поверхность пешеходных путей ровной, без швов и не скользкой ( в том числе при увлажнении) и сгладить небольшие перепады, имеющие на пешеходных путях, на примыкающей территории земельного участка <адрес>, соответственно в этой части иска надлежит отказать.
Разрешая требования о демонтаже металлических столбов в количестве 5 штук, расположенных на обочине, вдоль автомобильной дороги, визуально от 3 до 10 м от жилого <адрес> <адрес> суд приходит к выводу, что требования в этой части обоснованные и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением Правил дорожного движения, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Пунктом 1.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации N 1090 от 23.10.1993 г., установлена обязанность участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, вдоль автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. <адрес> Ключевский Д.Л. своими силами, самовольно установил металлические столбики в количестве 5 штук, которые расположил на обочине, вдоль автомобильной дороги, визуально от 3 до 10 м от жилого <адрес> <адрес> на территории общего пользования.
Доказательства наличия законных оснований для установки металлических столбов в количестве 5 штук ответчик Ключевский Д.Л. суду не предоставил. Доводы ответчика Ключевского Д.Л. о том, что столбики установлены для безопасности его и членов его семьи, ввиду того, что участок дороги, расположенный у их дома является опасным, суд считает несостоятельными, так как так как данное обстоятельство не может служить основанием для произвольной установки гражданами ограждений, препятствующих свободному движению по дорогам местного значения. Более того, ответчик Ключевский Д.Л. не является тем лицом, которое в соответствии с действующим законодательством могло самостоятельно выполнить мероприятия по установке дорожных ограждений, ограничивающих движение транспорта по автомобильной дороге, расположенной в черте города Димитровграда.
Доводы Ключевского Д.Л. на то, что собственники домовладений на их улице устанавливают аналогичные заграждения, в виде автомобильных шин, суд во внимание не принимает, так как проверка законности установки самовольных ограждений иными лицами не является предметом настоящего судебного рассмотрения. Более того, установка указанных столбиков может неблагоприятным образом сказаться на безопасности других лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая положения названных норм материального права, а также фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о неправомерности установки ответчиком Ключевским Д.Л. пяти металлических столбиков и размещения их на обочине автомобильной дороги общего пользования местного значения визуально от 3 до 10 м от жилого <адрес>, соответственно, указанные металлические столбики в количестве 5 штук должны быть демонтированы.
Так как металлические столбики установил ответчик Ключевский Д.Л., соответственно на него и следует возложить обязанность по их демонтажу, в удовлетворении этой части иска к ответчикам Ключевской Л.А., Ключевскому А.Д., Гонтовой О.В., Липатову О.А. надлежит отказать.
На основании ст. 103 ГПК РФ взыскать с Ключевского Д. Л. в доход местного бюджета государственную пошлину 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации <адрес> к Ключевскому Д. Л., Ключевской Л. А., Гонтовой О. В., Липатову О. А., Ключевскому А. Д. о демонтаже самовольно установленных столбиков, понуждении к обустройству пандуса, пешеходных путей, устранению перепадов на пешеходных путях удовлетворить частично.
Обязать Ключевского Д. Л. демонтировать своими силами и за свой счет металлические столбики в количестве 5 штук, установленные вдоль автомобильной дороги у жилого <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Администрации города Димитровграда Ульяновской области к Ключевской Л. А., Гонтовой О. В., Липатову О. А., Ключевскому А. Д. о демонтаже самовольно установленных столбиков, понуждении к обустройству пандуса, пешеходных путей, устранению перепадов на пешеходных путях отказать.
В остальной части исковых требований Администрации города Димитровграда Ульяновской области к Ключевскому Д. Л. о понуждении к обустройству пандуса, пешеходных путей, устранению перепадов на пешеходных путях отказать.
Взыскать с Ключевского Д. Л. в доход местного бюджета государственную пошлину 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 2 августа 2022 года.
Судья: Кудряшева Н.В.