РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2018года п. Арсеньево
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Валицкой Л.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Глебовой Юлии Сергеевны к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области, администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками,
установил:
истица Глебова Ю.С. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области, администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о признании права собственности на жилой дом и надворные постройки в порядке наследования. Свои требования обосновывает тем, что она является дочерью Ч., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ После ее открылось наследство. заключающееся в жилом доме общей площадью 52,4 кв. м, жилой площадью 27,2 кв.м надворными постройками, расположенным по адресу: <адрес> С 2008 года истица проживает в данном доме. Данный дом Ч. приобрела в СПК ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, однако свое право не зарегистрировала в установленном законом порядке. Иных наследников к имуществу Ч. не имеется. Истица ссылается на то, что она добросовестно открыто и непрерывно владеет и пользуется жилым домом надворными постройками как своим собственным не только жилым домом, но и надворными постройками при нём, которые были построены ее силами и на ее собственные средства. С учетом уточнения, ссылаясь на ч.1 ст. 234 ГК РФ истица просила признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 52,4 кв. м, жилой площадью 27,2 кв. м, с надворными постройками в силу приобретательной давности.
Истица Глебова Ю.С. в судебном заседании, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что ее мать Ч. пользовалась жилым домом с 1999 года, оформила право собственности в 2002 г., но зарегистрировать свое право из-за смерти не успела. Мать до дня своей смерти проживала вместе с ней в <адрес>. После ее смерти она фактически приняла наследство, оставшееся после матери. Она обратилась к нотариусу о принятии наследства в виде жилого дома, однако нотариусом было отказано, т.к. право собственности матери на указанный жилой дом не зарегистрирован. После смерти матери жилым домом продолжила пользоваться Глебова Ю.С. Они на протяжении всего времени пользовались им открыто, добросовестно, как своим собственным имуществом, несли бремя его содержания, с учетом времени пользования ее матерью она пользуется домом более 18 лет. На нее открыт лицевой счет, однако ранее обслуживала другая компания, поэтому данные с какого времени ее мать стала пользоваться услугой электроснабжения справку никто дать не может.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Арсеньевский район, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевский район, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, исковые требования признал, возражений не имеет.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования Арсеньевский район, а также администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области.
Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Из материалов дела следует, что жилой дом № в <адрес> построен в 1917 году.
Согласно выписке (справке) из технического паспорта на объект капитального строительства спорный жилой дом имеет общую площадь 52,4 кв.м, жилую площадь 27,2 кв.м, подсобную 25,2 кв.м. Жилой дом состоит из жилой комнаты площадью 27,2 кв. м, трех холодных помещений площадями – 7,0 кв. м, 3,0 кв. м, 15,2 кв. м, имеются надворные постройки. Дом имеет не более 50% износа. Субъектом права указана Ч. на основании договора купли-продажи от 10.1.2002 г.
Согласно данным администрации муниципального образования Арсеньевский район, спорный жилой дом в реестре муниципальной собственности не значится.
Из договора от 10.01.2002 г., заключенного между Ч. и председателем СПК ФИО2 Н., следует, что Ч. приобрела жилой дом, расположенный в д<адрес> за 6000 рублей. Денежные средства полностью внесены в кассу СПК «ФИО2».
Согласно справке муниципального архива администрации муниципального образования <адрес> № от 15.09.2017г., архив по СПК «ФИО2» Н. района Тульской области сдан за 1992-2002 гг. только по личному составу, в связи чем невозможно подтвердить на каком балансе состоял дом №№ в <адрес>
Из кадастрового паспорта от 25.05.2012 г. видно, что по данным технической инвентаризации 7.10.2002 г., жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, 1917 года постройки, общей площадью 27,2 кв.м, имеет инвентарный №, дата последней инвентаризации 07.10.2002г. На земельном участке имеется сарай лит Г, площадью застройки 22,7 кв. м.
В справке № от 01.03.2018 г. АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Центрально-Черноземный филиал Белевское отделение имеются сведения об инвентаризационной стоимости 289642 руб.
Свидетельством о смерти серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением <адрес> подтверждается факт смерти Ч., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Факт родственных отношений между Глебовой Ю.С. и Ч. подтверждается свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ С. ЗАГС, в соответствии с которым матерью Чекмаревой Ю.С. указана Ч. а также свидетельством о заключении брака №, выданным Управлением ЗАГС <адрес>, из которого следует, что Чекмарева Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, заключила брак с Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, после регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена фамилия мужа «Глебова».
Постановлением об отказе в совершении нотариального действия за № от ДД.ММ.ГГГГ нотариус округа город К. отказал Глебовой Ю.С. в выдаче свидетельства о праве собственности в порядке наследования по закону после смерти ее матери Ч. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в связи с отсутствием сведений о государственной регистрации права собственности Ч. на указанный жилой дом.
Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и и зарегистрированных правах на жилой дом, одноэтажный, площадью 27,2 кв.м, с кадастровым № в кадастровом квартале № с датой присвоения кадастрового номера 12.07.2012 г. с ранее присвоенным государственным учетным номером – инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 170150, 42 руб., сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные», данные, необходимые для раздела 2 отсутствуют (т.е. нет сведений о владельцах).
Выпиской из домовой книги по адресу: <адрес> подтверждается, что до дня смерти Ч. проживала по данному адресу с 6.04.1989 г., где также проживает Глебова Ю.С. с 5.04.1988 г.
Согласно данным АО «ТНС энерго Тула», лицевой счет № открыт на Глебову Ю.С. по адресу: <адрес> с января 2014 г., т.е. с момента приобретения указанной компанией статуса гарантирующего поставщика.
Согласно уведомлению ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области- межрайонного отдел №4 от ДД.ММ.ГГГГ № в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
Суд учитывает, что Глебова Ю.С.. является правопреемником Ч.,в связи с чем согласно п. 3 ст. 234 ГК РФ, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Между тем, Ч., а затем ее дочь Глебова Ю.С.. длительное время владели спорным жилым домом, принимали меры к сохранению указанного имущества, несли бремя содержания дома, оплачивали коммунальные услуги.
Установив то, что истица более 18 лет открыто, добросовестно, непрерывно владеет домом как своим имуществом, а также то обстоятельство, что в ЕГРН отсутствуют сведения о владельце спорного дома, суд, основываясь на положениях ст. 234 ГК РФ, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Глебовой Юлии Сергеевны к администрации муниципального образования Манаенское Арсеньевского района Тульской области, администрации муниципального образования Арсеньевский район Тульской области о признании права собственности на жилой дом с надворными постройками удовлетворить.
Признать за Глебовой Юлией Сергеевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью 27,2 кв.м, жилой площадью. 27,2 кв.м, подсобной площадью холодных пристроек - 25,2 кв.м, с надворными постройками при нем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд.
Председательствующий Л.В. Валицкая