Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3559/2023 ~ М-3206/2023 от 22.06.2023

Дело № 2-3559/2023

73RS0001-01-2023-003551-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    16 августа 2023 года                                                         г. Ульяновск

           Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

           судьи Сизова И.А.,

           при секретаре Лысовой Д.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах Царева Александра Петровича к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности произвести ежегодную денежную выплату,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Царева А.П. (истец), обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждении социальной защиты населения Ульяновской области (далее ОГКУСЗН Ульяновской области), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») о возложении обязанности назначить ежегодную денежную выплату и произвести ежегодную денежную выплату.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска поступило обращение истца о нарушении ее прав на получение ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в 2022 г.

Проверкой установлено, что истец является членом Общественной организации «Народная дружина» по охране общественного порядка Ленинского района г.Ульяновска и получателем ежегодной выплаты как народный дружинник в соответствии с Законом № 147-ЗО и постановлением правительства Ульяновской области № 116-П.

В период с 01.01.2022 по 31.12.2022 истцом осуществлено 154 дежурств по охране общественного порядка.

В установленном порядке истец в январе 2023 года обратилась через МФЦ заявлением о предоставлении указанной выплаты за 154 дежурств. При этом выплаты были произведены лишь за 120 дежурств в размере 72000 руб.

В свою очередь действие закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 145-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

Задолженность перед истцом составляет 20400 руб.

Просит обязать: ОГКУСЗН Ульяновской области назначить истцу ежегодную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 34 дежурства по охране общественного порядка в размере 20400 руб., обязать УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» произвести истцу выплату за осуществленные в 2022 году неоплаченные 34 дежурства по охране общественного порядка в размере 20400 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске, Министерство социального развития Ульяновской области; в качестве третьих лиц – ОМВД России по Ленинскому району в г.Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, Администрация города Ульяновска.

Истец в судебное заседание не явилась, извещалась, просила провести судебное заседание в ее отсутствие.

Представитель процессуального истца в судебное заседание не явился, извещался.

Представитель ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что истец обратился с заявлением о предоставлении народному дружиннику ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка 09.01.2023. Соответственно право на получение ежегодной денежной выплаты определяется на момент обращения. Кроме того, ОГКУСЗН Ульяновской области осуществляет лишь назначение спорной выплаты. Непосредственные выплаты в соответствии производит УОГКУСЗН «ЕОЦСВ». Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что в компетенцию УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» вопрос о назначении истцу ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка не входит. Полномочия по назначению мер социальной поддержки населению возложены на ОГКУСЗН Ульяновской области. Информацию о назначении гражданину мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области вносит в единую базу данных – «Электронный социальный регистр населения Ульяновской области. На основании данных регистра УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» осуществляет выплату пособий, компенсаций, доплат. Таким образом, УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства только в случае назначения им мер социальной поддержки УОГКУСЗН «ЕОЦСВ».

Представитель ответчика Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске в судебное заседание не явился, извещался.

Представитель ответчика Министерства социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался.

Представитель третьего лица ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, решение оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, просил исковые требования удовлетворить.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

Судом установлено, что истец является членом ОО «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска».

По сведениям ОО «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска» в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 истец участвовала в 154 дежурствах по охране общественного порядка на территории Ленинского района г. Ульяновска длительностью более 4 часов подряд каждое.

09.01.2023 истец обратился в МФЦ с заявлением о предоставлении ежегодной денежной выплаты за участие в 154 дежурствах по охране общественного порядка в 2022 г.

По результатам рассмотрения заявления ОГКУСЗН Ульяновской области было принято решение о предоставлении ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в размере 72000 руб. (600 руб. х 12 дежурств), то есть за осуществление 120 дежурств.

При этом ответчик ссылается на п. 2 ст. 9 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 №145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», вступившего в силу с 01.01.2023, в соответствии с которым выплаты за дежурства осуществляются не более чем за 120 таких дежурств в совокупности за год.

В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.

Закон Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» регулирует отношения, связанные с деятельностью народных дружин, внесенных в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Ульяновской области (далее - народные дружины).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона (в редакции от 07.08.2020) народному дружиннику, являющемуся членом народной дружины не менее одного года, предоставляется ежегодная денежная выплата, размер которой определяется исходя из произведения числа длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых он принял участие в течение календарного года, и суммы, равной 600 рублям.

Пунктом 2 статьи 9 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», вступившими в силу с 01.01.2023, внесены изменения в Закон Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» и пункт 2 части 1 статьи 5 после слова «года» дополнен словами «но не более 120 таких дежурств в совокупности».

Ответчик ОГКУСЗН Ульяновской области, полагая, что истец подал заявление на предоставление денежных выплат в январе 2023 года, произвел выплату с учетом указанных изменений лишь за 120 дежурств.

Вместе с тем, согласно п. 2 Положения об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2015 №116-П (далее - Положение) решение о предоставлении денежных выплат народному дружиннику принимает территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, на основании заявления о предоставлении соответствующей денежной выплаты, составленного по установленной уполномоченным органом форме, и сведений, содержащихся: в документе, удостоверяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации личность народного дружинника; в документе, подтверждающем число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является народный дружинник, и согласованного с руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурство по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким иным правоохранительным органом; в справке, подтверждающей членство народного дружинника в народной дружине на протяжении не менее чем одного года; в документе, удостоверяющем личность представителя народного дружинника, и документе, подтверждающем его полномочия, - в случае обращения за денежной выплатой представителя народного дружинника.

Из п. 3 указанного Положения следует, что заявление и иные предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения документы представляются народным дружинником самостоятельно или через представителя в территориальный орган: через Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области; через оператора почтовой связи; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что предоставление денежных выплат осуществляется в месяце, следующем за месяцем обращения за их получением, но не ранее истечения каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины.

В случае если народный дружинник не обращался за получением денежных выплат по истечении каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины, денежные выплаты осуществляются за весь прошедший период без ограничения сроком.

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что истец обратилась в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по истечению полного 2022 года, исходя из требований п. 6 Положения с учетом даты, с которой она была принята в члены народной дружины (03.10.2016).

Дежурства истцом были осуществлены в 2022 году до внесения изменений в Закон Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» Законом Ульяновской области от 20.12.2022 №145-ЗО, которыми было ограничено число дежурств до 120, соответственно, данные изменения не могут распространяться на правоотношения в связи с осуществлением истцом дежурств в 2022 году, возникшие до вступления в силу данного Закона (01.01.2023). В связи с указанными обстоятельствами также не имеет правового значения тот факт, что истец обратился за оплатой произведенных дежурств после вступления в силу указанных изменений в Закон.

Судом принимается во внимание, что в силу п. 6 Положения об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2015 №116-П, ранее 01.01.2023 у истца отсутствовало право на обращение с заявлением об оплате дежурств, осуществленных в 2022 году.

При таких обстоятельствах, доводы ответчиков основаны на неверном толковании правовых норм.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 №234-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 №621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством переданы Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Следовательно, УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» правомочно выплачивать денежные средства в случае назначения мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области и Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске.

Таким образом, исковые требования полежат частичному удовлетворению.

Следует обязать Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске и Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области принять решение о назначении и выплате истцу ежегодных денежных выплат, в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.10.2014 N 147-30 "О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин" и обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить истцу ежегодные денежные выплаты, в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.10.2014 N 147-30 "О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин" за осуществленные в 2022 году неоплаченные 34 дежурства по охране общественного порядка в размере 20400 руб.

В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Ульяновской области суд отказывает как ненадлежащему ответчику

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах Царева Александра Петровича к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске о возложении обязанности произвести ежегодную денежную выплату - удовлетворить.

Обязать Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске и Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области принять решение о назначении и выплате Цареву Александру Петровичу ежегодной денежной выплаты, установленной Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 34 дежурства по охране общественного порядка в размере 20400 руб.

Обязать Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить Цареву Александру Петровичу ежегодную денежную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 34 дежурства по охране общественного порядка в размере 20400 руб.

В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Ульяновской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Срок изготовления решения в окончательной форме 23.08.2023.

Судья                                                                                                                   И.А. Сизов

2-3559/2023 ~ М-3206/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Царев А.П.
прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах Царева А.П.
Ответчики
ОГКУСЗН Ульяновской области
УОГКУСЗН "Единый областной центр социальных выплат"
Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске
Министерство социального развития Ульяновской области
Другие
Администрация г. Ульяновска
ОМВД по Ленинскому району г. Ульяновска
УМВД России по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Сизов И. А.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее