РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2014 года город Наро-Фоминск
Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Родичева А.В., при секретаре Бондарь Н.В., с участием заявителя, его представителя по доверенности Леденева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> капитана запаса Черникова Алексея Викторовича об оспаривании действий начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Черников обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> и имел общую продолжительность военной службы более 10 лет. На основании приказа командующего войсками Западного военного округа от 11 ноября 2013 года № 329 он был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения по установленным нормам.
Имея право в связи с увольнением быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятым на учет в качестве такового, с учетом членов его семьи, он обратился об этом в 1 отдел. 11 апреля 2014 года начальник отдела направил в адрес заявителя решениеот 7 апреля 2014 года № 1/ТС-66 об отказе в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, заявитель просил суд признать действия начальника 1 отдела, связанные с принятием решения от 7 апреля 2014 года № 1/ТС-66 об отказе ему и члену его семьи - супруге ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконными и обязать указанное должностное лицо отменить свое решение. Кроме того, обязать начальника 1 отдела повторно рассмотреть вопрос о принятии заявителя и члена его семьи - супругу ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании Черников, настаивая на заявленных требованиях, просил суд его заявление удовлетворить. В обоснование нарушения своих прав он, а также его представитель Леденев Д.А., по доверенности, пояснили, каждый в отдельности, что в связи с досрочным увольнением его с военной службы по состоянию здоровья, имея выслугу более 10 лет, он приобрел право на обеспечение постоянным жилым помещением. При этом в листе беседы с командованием части он выразил свое желание быть уволенным с военной службы с оставлением его в списках очередников, нуждающихся в жилом помещении. Об оставлении с списках нуждающихся было указано и в приказе командующего ЗВО о его увольнении с военной службы. В начале 2014 года заявитель на сайте Министерства обороны, в личном кабинете не обнаружил себя в списках очередников, нуждающихся в получении постоянного жилого помещения, после чего он обратился к ФИО2 от которой узнал, что ему необходимо повторно собрать документы и предоставить их в 1 отдел, что он и сделал.Однако 11 апреля 2014 года начальник 1 отдела направил ему выписку из решения от 7 апреля 2014 года об отказе в принятии его на жилищный учет, поскольку он предоставил заявление и соответствующие документы, после исключения его из списков личного состава воинской части.
Надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания начальник 1-го отдела не явился, при этом его представитель, по доверенности, Девина, в представленных в суд письменных возражениях, просила о рассмотрении заявления Черникова в её отсутствие. Кроме того, в возражениях она указала, что полагает требования заявителя незаконными и необоснованными, и просила суд в удовлетворении заявления отказать. В обоснование законности действий ее доверителя она пояснила, что документов, подтверждающих постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма или в собственность бесплатно по месту прохождении службы или по избранному после увольнения месту жительства, Черниковым за время прохождения службы предоставлено не было, в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений не состоял, то есть нуждающимся в обеспечении жилым помещением до образования Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не признавался. Вместе с тем, заявление и документы, необходимые для принятия решения о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в 1 отдел поступили от заявителя только 18 марта 2014 года, то есть после исключения его из списков личного состава воинской части.
Свидетель ФИО2 - уполномоченный представитель войсковой части <данные изъяты> для организации содействия с Западным управлением жилищного обеспечения МО РФ и территориальными отделами - в суде показала, что на основании приказа командира части она отвечает за централизованное предоставление документов от военнослужащих в 1-ый отдел и ею ведется учет военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, работники отделения кадров части, перед беседой с военнослужащим и подготовкой документов на увольнение выясняют у нее информацию об обеспеченности жилыми помещениями или нахождении на соответствующем учете нуждающихся, о чем она запрашивает необходимую информацию в 1-ом отделе. В случае с Черниковым начальник отделения кадров к ней не обращался.
Свидетель ФИО3 - начальник отделения кадров - в суде показал, что после написания Черниковым рапорта об увольнении, он провел с ним беседу, после чего заполнил лист беседы, в котором указал, что Черников не обеспечен жилым помещением, кроме это заявитель собственноручно добавил, что с увольнением согласен, просит уволить его с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения для постоянного проживания. При этом, состоял ли военнослужащий в таких списках он не проверял. В настоящее время, документы на увольнение представляются в управление кадров округа только при наличии достоверных сведений о нахождении увольняемого военнослужащего на соответствующем учете.
Выслушав объяснения заявителя, его представителя, свидетелей и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из выписки из личного дела Черникова, он в ноябре 1997 заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания.
Из листа беседы, проведённой с Черниковым 9 сентября 2014 года командиром войсковой части <данные изъяты> видно, что заявитель просил уволить его с военной службы по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение постоянной жилой площади.
Сведениями из выписки из приказа командующего войсками ЗВО от 11 ноября 2013 года № 329 подтверждается, что Черников досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (п.п. «б» п. 3 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В этой же выписке указано о том, что он изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
На основании абзаца четвёртого пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (далее - Закон) на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года).
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 указанной статьи Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Изложенные данные свидетельствуют о том, что Черников, в силу приведённых норм Закона, приобрёл право на обеспечение его жилым помещением только при увольнении с военной службы и в связи с этим. Более того, он выразил командованию своё желание о реализации данного права, путём оставления его в списках очередников, нуждающихся в жилом помещении, что и было отражено в приказе об увольнении его с военной службы. Однако, в соответствии с теми же нормами Закона, реализация прав военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, на предоставление им жилых помещений поставлена в зависимость от признания их нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения военной службы.
Из оспариваемого решения начальника 1 отдела № 1/ТС-66 от 7 апреля 2014 года усматривается, что в обоснование своего отказа в постановке заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях, он также ссылался на то, что нуждающимися в жилых помещениях признаются военнослужащие в период прохождения военной службы.
Механизм признания указанной категории военнослужащих нуждающимся в жилых помещениях в период прохождения военной службы предусмотрен Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее - Правила), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно».
В соответствии с пунктом 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются соответствующие документы.
Порядок подачи указанного заявления, его форма и перечень соответствующих документов предусмотрены также и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
В абзацах 1 - 3 пункта 5 Правил предусмотрено, что в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Вместе с тем с вышеуказанными доводами начальника 1-го отдела о том, что заявитель не подлежит принятию на учёт нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не был признан таковым в период прохождения военной службы, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Так, из вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации № 512 - 2011 года следует, что оно утверждено во исполнение абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Закона.
Таким образом Постановление Правительства, регламентирует лишь сам механизм признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, а не условия и основания для этого.
Как показали свидетели ФИО2 и ФИО3, перед предстоящим увольнением военнослужащих тех категорий, которые имеют право на жилье, по ним выясняются, в том числе сведения о том, состоят ли он в списках таковых или нет, поскольку сведения об этом указываются и в приказе об увольнении, чего в случае с Черниковым сделано не было
Более того, как добавил ФИО3, срок увольнения военнослужащего может составлять от нескольких дней, что само по себе исключает возможность для обращения в уполномоченный орган по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно личной карточке учета жилых помещений, Черников был признан нуждающимся с 2001 года. И как он пояснил в судебном заседании, от ФИО2 ему стало известно о том, что в случае нахождение его в очереди на служебное жилое помещение, при увольнении с военной службы он будет признан нуждающимся и в постоянном жилье.
Такая социальная гарантия - как обеспечение жилым помещением для постоянного проживая военнослужащих, в том числе, обеспечиваемых на весь период служебным жилым помещением, является наиболее значимой в системе действующего законодательства о военной службе и само по себе, несвоевременное обращение Черникова, как об этом указано в решении должностного лица, с учетом приведенных обстоятельств дела, не может являться основанием для безусловного лишения его такой социальной льгот и несоизмеримо между собой, учитывая основания к увольнению и срок его военной службы.
При таких обстоятельствах суд находит установленным, что оспариваемое Черниковым решение, принятое начальником 1-го отдела, нарушило права заявителя, а поэтому признаёт его заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению с возложением обязанности на указанное должностное лицо устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление Черникова Алексея Викторовича, - удовлетворить.
Действия начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с принятием решения от 7 апреля 2014 года № 1/ТС-66 об отказе капитану запаса Черникову А.В. и члену его семьи - супруге ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - признать незаконными и обязать указанное должностное лицо отменить решение.
Обязать начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии капитана запаса Черникова А.В. и члена его семьи - супругу ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Наро-Фоминский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Наро-Фоминского
гарнизонного военного суда А.В. Родичев
Секретарь судебного заседания Н.В.Бондарь