УИД 36RS0№-86
Дело №
Строка 2.042
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2019 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Шестопаловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шальнева О.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с указанным иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, указывая, что работает в ДСЗ <адрес> в должности начальника отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан с 2012 года. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Считает данный приказ незаконным, так как отсутствуют основания применения дисциплинарного взыскания – состав дисциплинарного проступка. Указывает, что основанием проведения служебной проверки послужило поручение руководителя департамента ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке порядка проведения анализа поступивших обращений граждан и разработке речевых шаблонов. Материалами, представленными в комиссию по проведению проверки подтверждается следующее: во исполнение поручения руководителя департамента отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан Шальневой О.В. проведена соответствующая работа, подготовленные материалы, согласованные с курирующим заместителем руководителя департамента ФИО4, представлены на решение руководителя департамента служебной запиской Шальневой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается соответствующими данными размещенными в АС ДОУ. В этой связи в ответ на служебную записку ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о причинах неисполнения поручения, указаны не причины неисполнения, а указаны сведения об исполнении поручения. При этом не до ДД.ММ.ГГГГ, ни позже конкретные замечания, дополнения, требований о доработке представленных материалов, как и разрешение на направление подготовленных материалов в подведомственные структуры для использования, от руководства департамента не поступили. Без согласования с руководителем, поставившим данную задачу, направление речевых шаблонов для использования, считаю не возможным во избежание толкования подобных действий как дисциплинарного проступка.
По вопросу подготовки порядка проведения анализа поступивших обращений граждан, в связи с разъяснениями заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации, которые доведены до всех ИОГВ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, предписывающими единообразие в вопросах организации работы, в том числе порядка проведения анализа поступивших обращений граждан, подготовлен и направлен анализ по установленной форме за I, II III кварталах 2018 года и сравнительный анализ количества вопросов, поступивших от граждан, с предыдущим периодом в разрезе вопросов. Отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту.
Также ссылается на нарушение сроков применения дисциплинарного взыскания, порядка оформления дисциплинарного взыскания и ознакомления с ним, в приказе о дисциплинарном взыскании не отражены действия, признанные дисциплинарным проступком, не указаны негативные последствия, наступившие в результате дисциплинарного проступка, не указано, в чем выражена вина истца; отсутствует перечень документов, послуживших основанием для применения дисциплинарного взыскания, в приказе отсутствует графа, предусматривающая отметку о вручении экземпляра приказа истцу, работодателем не запрошено мотивированное мнение представительного органа работников.
Просит признать незаконным, необоснованным, оформленным с нарушением норм действующего законодательства и отменить приказ департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О применении дисциплинарного взыскания»; взыскать с департамента социальной защиты <адрес> в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500000,00 руб.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было оставлено без рассмотрения, определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определение отменено, производство по делу возобновлено.
В дополнении к исковому заявлению истец Шальнева О.В. ссылается на незаконность решения комиссии по трудовым спорам, однако соответствующих исковых требований в ходе рассмотрения дела не заявила, в связи с чем законность решения комиссии по индивидуальным служебным и трудовым спорам предметом рассмотрения не является.
В судебном заседании истец Шальнева О.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представители ответчика по доверенности Нурчкова И.Н., Панкова И.В., Мишин Д.Г. против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.20-24).
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2).
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пункты 2, 4, 11 части 1).
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона.
Статьей 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течении пяти дней со дня издания соответствующего акта (п.5 ст. 58 Закона).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч.6 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.
В силу ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: комиссией государственного органа по служебным спорам (п.1); судом (п.2).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 775-О-О указал, что указал, что учитывая специфику государственной гражданской службы, предполагающую необходимость предоставления правовых гарантий государственным гражданским служащим, федеральный законодатель предусмотрел, что порядок рассмотрения служебных споров судом устанавливается федеральным законом (часть 17 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
До настоящего времени федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, не принят. Между тем, само по себе отсутствие специального законодательного регулирования порядка рассмотрения судом служебных споров не означает, что государственные гражданские служащие лишены судебной защиты своих прав. Такая защита осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
При этом согласно статье 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из изложенного следует, что к спорным правоотношениям применимы положения трудового законодательства.
Как установлено судом следует и из материалов дела, Шальнева О.В. проходила государственную гражданскую службу в департаменте социальной защиты <адрес> в должности начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан, о чем с ней заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.70-71).
Пунктами 2.1, 2.2, 2.3 названного служебного контракта предусмотрена обязанность гражданского служащего исполнять обязанности, предусмотренные должностным регламентом на должность государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан, статьями 14, 15, п.3 ст. 23 и другими положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», иными нормативно-правовыми актами о государственной гражданской службе РФ и <адрес> (т.1 л.д.92-93).
Пунктом 3.10 должностного регламента на должность государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты <адрес> предусмотрена обязанность осуществлять контроль выработки мер управляющего воздействия по устранению причин, порождающих рост устных и письменных обращений граждан, их реализацию.
Пунктом 3.12 должностного регламента установлено, что начальник отдела обеспечивает методическое сопровождение и контроль за состоянием делопроизводства и работы с обращениями граждан в подразделениях департамента и в подведомственных учреждениях, оказывает им помощь в работе.
В силу пункта 5 должностного регламента начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента Шальневой О.В. она несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Согласно пунктам 2.1.1, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения об отделе организации делопроизводства и работы с обращениями граждан ДСЗ ВО, утв. ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами отдела являются ведение централизованного делопроизводства корреспонденции департамента, обеспечение своевременной обработки поступившей и отправляемой корреспонденции, осуществление методического руководства, контроля за состоянием делопроизводства и за соблюдением требований инструкции по делопроизводству в подразделениях департамента и в подведомственных учреждениях и оказание им методической помощи.
Как усматривается из материалов гражданского дела, в соответствии с приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О проведении внеплановой тематической проверки» контрольно-ревизионному отделу департамента было поручено провести внеплановую тематическую проверку деятельности отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан в период с 23 июля по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).
По результатам проверки был составлен акт тематической проверки отдельных вопросов деятельности отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.39-49).
На основании письма контрольно-ревизионного отдела департамента по результатам тематической проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.128-129) врио руководителя департамента ФИО3 начальнику отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента О.В. Шальневой было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить порядок проведения количественного и качественного анализа поступивших обращений граждан; до ДД.ММ.ГГГГ разработать речевые шаблоны для работников подведомственных учреждений, непосредственно взаимодействующих с гражданами при оказании услуг. Данные речевые шаблоны должны содержать корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках предоставления той или иной услуги (л.д.130).
На основании заявления Шальневой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ № срок исполнения пункта 1 поручения, а именно, разработки и утверждения порядка проведения количественного и качественного анализа поступающих обращений граждан продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.131-133).
ДД.ММ.ГГГГ Шальневой О.В. представлены типовые ответы и материалы для подготовки речевых шаблонов, разработанные начальником отдела организации комплексного социального обслуживания граждан ФИО8, начальником отдела предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО9, начальником отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан ФИО10, начальником отдела кадров ФИО11 (л.д.171-216).
ДД.ММ.ГГГГ Шальневой О.В. в адрес врио руководителя департамента ФИО3 был направлен анализ поступивших обращений граждан за I – III кварталы 2018 года, сравнительный анализ количества вопросов, поступивших от граждан, с предыдущим периодом в виде таблиц (л.д.224-234).
ДД.ММ.ГГГГ врио руководителя департамента ФИО3 Шальневой О.В. было поручено представить объяснительную записку по поводу неисполнения поручения к № от ДД.ММ.ГГГГ в части разработки порядка проведения количественного и качественного анализа поступивших обращений граждан, разработки речевых шаблонов и типовых ответов для работников подведомственных учреждений с целью использования в работе с обращениями граждан (л.д.73).
Во исполнение поручения ДД.ММ.ГГГГ Шальневой О.В. представлена информация, согласно которой отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан обобщены материалы, предоставленные отделом кадров, отделом социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан, отделом организации комплексного социального обслуживания граждан и отделом предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, и своевременно представлены (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ №) речевые шаблоны и наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них для использования работниками подведомственных учреждений, взаимодействующих с гражданами при предоставлении мер социальной поддержки; аналитическая информация об обращениях граждан в разрезе вопросов за I, II, III кварталы 2018 года представлена служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ №; также отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту (л.д.72).
В соответствии с приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О создании комиссии» проведена служебная проверка по факту неисполнения в полном объеме поручения врио руководителя департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-75).
Как следует из объяснительной записки Шальневой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.), предоставленной на основании поручения зам. руководителя департамента ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), во исполнение поручения руководителя департамента ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о разработке совместно с отделами департамента (Свиридов, Трунаева, Арнаутова, Алексеева, Жданов) речевых шаблонов для работников подведомственных учреждений, содержащих корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках предоставления той или иной услуги, отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан проведена организационная работа с профильными подразделениями по данному вопросу, оказана им методологическая и консультативная помощь при подготовке, а в последующем обобщены и систематизированы материалы, полученные от структурных подразделений департамента, в т.ч. от отдела кадров, от отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан, от отдела организации комплексного социального обслуживания населения, отдела предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг департамента. Обобщенные материалы, согласованные с курирующим заместителем руководителя департамента ФИО4, представлены на решение руководителя департамента служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ №. Работа с обращениями граждан в органах исполнительной власти Российской Федерации ведется в соответствии со «Сборником методических рекомендаций и документов, в том числе в электронном виде, по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в приемных президента российской федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций», утвержденным заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, который доведен до всех ИОГВ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, благодаря чему на территории всей страны обеспечен единый порядок работы с обращениями граждан, в т.ч. «анализ обращений российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также результатов рассмотрения и принятых по ним мер в государственных органах и органах местного самоуправления», его периодичность и надлежащее оформление. На территории <адрес> всю работу по этому направлению координирует и обобщает управление по работе с обращениями правительства. По их запросам департаментом своевременно готовятся и направляются в их адрес, а также размещается в информационной системе «<адрес> в сети Интернет». По поручению руководителя департамента дополнительно отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан проведен анализ поступивших обращений граждан по вопросам за I, II, III кварталы 2018 г. и сравнительный анализ количества вопросов. Отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.249-251).
Согласно заключению комиссии по результатам проведения служебной проверки в департаменте социальной защиты <адрес> от 26.11.2018г. начальником отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом Шальневой О.В., которой не соблюдались нормы должностного регламента (пункты 3.10. 3.12), а именно не выполнено поручение руководителя департамента (л.д.34-37).
Комиссией по проведению служебной проверки был установлен факт совершения дисциплинарного проступка; вина начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента, Шальневой О.В. в нарушении пунктов 3.10, 3.12 должностного регламента; причины и условия совершения дисциплинарного проступка - недобросовестное исполнение должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении поручения руководителя департамента.
В заключении по результатам служебной проверки комиссия предложила применить к Шальневой О.В. дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Приказом руководителя департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О применении дисциплинарного взыскания» к Шальневой Ольге Васильевне, начальнику отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, предусмотренных разделом 3 должностного регламента.
Руководствуясь нормами материального права, регулирующими отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, оценивая по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт совершения ею дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 3.10, 3.12 должностного регламента, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и явился законным основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 2800/ОД.
Учитывая, что срок исполнения поручения от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 1 был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а затем продлен до ДД.ММ.ГГГГ, в части пункта 2 срок был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, датой обнаружения дисциплинарного проступка является ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, служебная проверка проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а дисциплинарное взыскание применено ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки, а именно не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени проведения служебной проверки.
Факт совершения истцом дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащего исполнения возложенных на нее служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Доводы истца о том, что поручение относительно разработки речевых шаблонов было сформулировано некорректно, т.к. соответствующая методическая работа проводится Администрацией Президента РФ, на уровне департамента методики не создаются, в связи с чем разрабатывать такую методику она не имела права, кроме того, понятия «речевые шаблоны» не существует, поручение было ею выполнено путем систематизации материалов, поступивших от других отделов, а также выполнен анализ обращений граждан, не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении дисциплинарного проступка.
Поручение от ДД.ММ.ГГГГ, сформулировано в достаточной степени четко и ясно, выполнение поставленных задач действующему законодательству не противоречит и согласно должностному регламенту входило в обязанности Шальневой О.В., однако доказательств их выполнения в полном объеме и в установленный срок суду представлено не было: порядок проведения количественного и качественного анализа разработан и утвержден не был, речевые шаблоны, которые должны были содержать корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы – не представлены. Кроме того, поручение в части пункта 1 исполнено с нарушение установленного срока.
Задача по проведению анализа обращений перед истцом не ставилась, в связи с чем поручение в данной части не может быть признано исполненным надлежащим образом.
К исполнению поручения в части разработки речевых шаблоном истец отнеслась формально, поступившие материалы от других отделов не обобщены и не унифицированы, речевые шаблоны в том смысле, как указано в поручении, не разработаны, что также свидетельствует о его ненадлежащем исполнении.
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что истец фактически приступила к исполнению поручения руководителя, за разъяснением относительно его исполнения к руководителю не обращалась, однако исполнение поручения не соответствовало требованиям работодателя, в связи с чем не было им принято.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено нарушение со стороны истца п. 3.10, 3.12 должностного регламента, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Шальневой О.В. трудовых обязанностей, которое и послужило основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины.
Доводы истца о нарушении порядка оформления дисциплинарного взыскания и процедуры ознакомления, а именно, что в приказе не отражены действия истца, признанные дисциплинарным проступком, негативные последствия и в чем выражена ее вина, отсутствует перечень документов, послуживших основанием для применения дисциплинарного взыскания, отсутствует графа, предусматривающая отметку о вручении ей экземпляра приказа, который не был предоставлен ей в установленный срок, также являются несостоятельными.
В обжалуемом приказе о применении дисциплинарного взыскания имеется ссылка на заключение служебной проверки, с которой истец была ознакомлена, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержат каких-либо обязательных требований к форме приказа о применении дисциплинарного взыскания.
В силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" все обстоятельства совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка устанавливаются именно в ходе служебной проверки и отражаются в заключении о проведении служебной проверки.
Вопреки доводам истца в заключении по результатам служебной проверки все необходимые данные отражены.
С приказом о применении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом пятидневный срок со дня его издания (п.5 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела установлено, что у работодателя имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД о наложении дисциплинарного взыскания не усматривается.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку трудовые права истца ответчиком нарушены не были, заявленные истцом исковые требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С.Леденева
УИД 36RS0№-86
Дело №
Строка 2.042
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2019 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Леденевой И.С.,
при секретаре Шестопаловой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шальнева О.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с указанным иском к Департаменту социальной защиты <адрес>, указывая, что работает в ДСЗ <адрес> в должности начальника отдела делопроизводства и работы с обращениями граждан с 2012 года. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Считает данный приказ незаконным, так как отсутствуют основания применения дисциплинарного взыскания – состав дисциплинарного проступка. Указывает, что основанием проведения служебной проверки послужило поручение руководителя департамента ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке порядка проведения анализа поступивших обращений граждан и разработке речевых шаблонов. Материалами, представленными в комиссию по проведению проверки подтверждается следующее: во исполнение поручения руководителя департамента отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан Шальневой О.В. проведена соответствующая работа, подготовленные материалы, согласованные с курирующим заместителем руководителя департамента ФИО4, представлены на решение руководителя департамента служебной запиской Шальневой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается соответствующими данными размещенными в АС ДОУ. В этой связи в ответ на служебную записку ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о причинах неисполнения поручения, указаны не причины неисполнения, а указаны сведения об исполнении поручения. При этом не до ДД.ММ.ГГГГ, ни позже конкретные замечания, дополнения, требований о доработке представленных материалов, как и разрешение на направление подготовленных материалов в подведомственные структуры для использования, от руководства департамента не поступили. Без согласования с руководителем, поставившим данную задачу, направление речевых шаблонов для использования, считаю не возможным во избежание толкования подобных действий как дисциплинарного проступка.
По вопросу подготовки порядка проведения анализа поступивших обращений граждан, в связи с разъяснениями заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации, которые доведены до всех ИОГВ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, предписывающими единообразие в вопросах организации работы, в том числе порядка проведения анализа поступивших обращений граждан, подготовлен и направлен анализ по установленной форме за I, II III кварталах 2018 года и сравнительный анализ количества вопросов, поступивших от граждан, с предыдущим периодом в разрезе вопросов. Отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту.
Также ссылается на нарушение сроков применения дисциплинарного взыскания, порядка оформления дисциплинарного взыскания и ознакомления с ним, в приказе о дисциплинарном взыскании не отражены действия, признанные дисциплинарным проступком, не указаны негативные последствия, наступившие в результате дисциплинарного проступка, не указано, в чем выражена вина истца; отсутствует перечень документов, послуживших основанием для применения дисциплинарного взыскания, в приказе отсутствует графа, предусматривающая отметку о вручении экземпляра приказа истцу, работодателем не запрошено мотивированное мнение представительного органа работников.
Просит признать незаконным, необоснованным, оформленным с нарушением норм действующего законодательства и отменить приказ департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О применении дисциплинарного взыскания»; взыскать с департамента социальной защиты <адрес> в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500000,00 руб.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было оставлено без рассмотрения, определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определение отменено, производство по делу возобновлено.
В дополнении к исковому заявлению истец Шальнева О.В. ссылается на незаконность решения комиссии по трудовым спорам, однако соответствующих исковых требований в ходе рассмотрения дела не заявила, в связи с чем законность решения комиссии по индивидуальным служебным и трудовым спорам предметом рассмотрения не является.
В судебном заседании истец Шальнева О.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представители ответчика по доверенности Нурчкова И.Н., Панкова И.В., Мишин Д.Г. против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.20-24).
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданские служащие), регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2).
Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пункты 2, 4, 11 части 1).
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона.
Статьей 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.
В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4 названной статьи).
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течении пяти дней со дня издания соответствующего акта (п.5 ст. 58 Закона).
Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьей 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения (ч.6 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки.
В силу ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: комиссией государственного органа по служебным спорам (п.1); судом (п.2).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 775-О-О указал, что указал, что учитывая специфику государственной гражданской службы, предполагающую необходимость предоставления правовых гарантий государственным гражданским служащим, федеральный законодатель предусмотрел, что порядок рассмотрения служебных споров судом устанавливается федеральным законом (часть 17 статьи 70 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
До настоящего времени федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, не принят. Между тем, само по себе отсутствие специального законодательного регулирования порядка рассмотрения судом служебных споров не означает, что государственные гражданские служащие лишены судебной защиты своих прав. Такая защита осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
При этом согласно статье 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из изложенного следует, что к спорным правоотношениям применимы положения трудового законодательства.
Как установлено судом следует и из материалов дела, Шальнева О.В. проходила государственную гражданскую службу в департаменте социальной защиты <адрес> в должности начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан, о чем с ней заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.70-71).
Пунктами 2.1, 2.2, 2.3 названного служебного контракта предусмотрена обязанность гражданского служащего исполнять обязанности, предусмотренные должностным регламентом на должность государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела организации делопроизводства и приема граждан, статьями 14, 15, п.3 ст. 23 и другими положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», иными нормативно-правовыми актами о государственной гражданской службе РФ и <адрес> (т.1 л.д.92-93).
Пунктом 3.10 должностного регламента на должность государственной гражданской службы <адрес> начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента социальной защиты <адрес> предусмотрена обязанность осуществлять контроль выработки мер управляющего воздействия по устранению причин, порождающих рост устных и письменных обращений граждан, их реализацию.
Пунктом 3.12 должностного регламента установлено, что начальник отдела обеспечивает методическое сопровождение и контроль за состоянием делопроизводства и работы с обращениями граждан в подразделениях департамента и в подведомственных учреждениях, оказывает им помощь в работе.
В силу пункта 5 должностного регламента начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента Шальневой О.В. она несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Согласно пунктам 2.1.1, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Положения об отделе организации делопроизводства и работы с обращениями граждан ДСЗ ВО, утв. ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами отдела являются ведение централизованного делопроизводства корреспонденции департамента, обеспечение своевременной обработки поступившей и отправляемой корреспонденции, осуществление методического руководства, контроля за состоянием делопроизводства и за соблюдением требований инструкции по делопроизводству в подразделениях департамента и в подведомственных учреждениях и оказание им методической помощи.
Как усматривается из материалов гражданского дела, в соответствии с приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О проведении внеплановой тематической проверки» контрольно-ревизионному отделу департамента было поручено провести внеплановую тематическую проверку деятельности отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан в период с 23 июля по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56).
По результатам проверки был составлен акт тематической проверки отдельных вопросов деятельности отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.39-49).
На основании письма контрольно-ревизионного отдела департамента по результатам тематической проверки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.128-129) врио руководителя департамента ФИО3 начальнику отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента О.В. Шальневой было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить порядок проведения количественного и качественного анализа поступивших обращений граждан; до ДД.ММ.ГГГГ разработать речевые шаблоны для работников подведомственных учреждений, непосредственно взаимодействующих с гражданами при оказании услуг. Данные речевые шаблоны должны содержать корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках предоставления той или иной услуги (л.д.130).
На основании заявления Шальневой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ № срок исполнения пункта 1 поручения, а именно, разработки и утверждения порядка проведения количественного и качественного анализа поступающих обращений граждан продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.131-133).
ДД.ММ.ГГГГ Шальневой О.В. представлены типовые ответы и материалы для подготовки речевых шаблонов, разработанные начальником отдела организации комплексного социального обслуживания граждан ФИО8, начальником отдела предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг ФИО9, начальником отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан ФИО10, начальником отдела кадров ФИО11 (л.д.171-216).
ДД.ММ.ГГГГ Шальневой О.В. в адрес врио руководителя департамента ФИО3 был направлен анализ поступивших обращений граждан за I – III кварталы 2018 года, сравнительный анализ количества вопросов, поступивших от граждан, с предыдущим периодом в виде таблиц (л.д.224-234).
ДД.ММ.ГГГГ врио руководителя департамента ФИО3 Шальневой О.В. было поручено представить объяснительную записку по поводу неисполнения поручения к № от ДД.ММ.ГГГГ в части разработки порядка проведения количественного и качественного анализа поступивших обращений граждан, разработки речевых шаблонов и типовых ответов для работников подведомственных учреждений с целью использования в работе с обращениями граждан (л.д.73).
Во исполнение поручения ДД.ММ.ГГГГ Шальневой О.В. представлена информация, согласно которой отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан обобщены материалы, предоставленные отделом кадров, отделом социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан, отделом организации комплексного социального обслуживания граждан и отделом предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг, и своевременно представлены (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ №) речевые шаблоны и наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них для использования работниками подведомственных учреждений, взаимодействующих с гражданами при предоставлении мер социальной поддержки; аналитическая информация об обращениях граждан в разрезе вопросов за I, II, III кварталы 2018 года представлена служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ №; также отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту (л.д.72).
В соответствии с приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О создании комиссии» проведена служебная проверка по факту неисполнения в полном объеме поручения врио руководителя департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-75).
Как следует из объяснительной записки Шальневой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.), предоставленной на основании поручения зам. руководителя департамента ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), во исполнение поручения руководителя департамента ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о разработке совместно с отделами департамента (Свиридов, Трунаева, Арнаутова, Алексеева, Жданов) речевых шаблонов для работников подведомственных учреждений, содержащих корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы в рамках предоставления той или иной услуги, отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан проведена организационная работа с профильными подразделениями по данному вопросу, оказана им методологическая и консультативная помощь при подготовке, а в последующем обобщены и систематизированы материалы, полученные от структурных подразделений департамента, в т.ч. от отдела кадров, от отдела социальной поддержки федеральных, региональных льготников и отдельных категорий граждан, от отдела организации комплексного социального обслуживания населения, отдела предоставления гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг департамента. Обобщенные материалы, согласованные с курирующим заместителем руководителя департамента ФИО4, представлены на решение руководителя департамента служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ №. Работа с обращениями граждан в органах исполнительной власти Российской Федерации ведется в соответствии со «Сборником методических рекомендаций и документов, в том числе в электронном виде, по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в приемных президента российской федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций», утвержденным заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации, который доведен до всех ИОГВ письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, благодаря чему на территории всей страны обеспечен единый порядок работы с обращениями граждан, в т.ч. «анализ обращений российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также результатов рассмотрения и принятых по ним мер в государственных органах и органах местного самоуправления», его периодичность и надлежащее оформление. На территории <адрес> всю работу по этому направлению координирует и обобщает управление по работе с обращениями правительства. По их запросам департаментом своевременно готовятся и направляются в их адрес, а также размещается в информационной системе «<адрес> в сети Интернет». По поручению руководителя департамента дополнительно отделом организации делопроизводства и работы с обращениями граждан проведен анализ поступивших обращений граждан по вопросам за I, II, III кварталы 2018 г. и сравнительный анализ количества вопросов. Отделом систематизированы данные по жалобам граждан в разрезе учреждений, подведомственных департаменту (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.249-251).
Согласно заключению комиссии по результатам проведения служебной проверки в департаменте социальной защиты <адрес> от 26.11.2018г. начальником отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом Шальневой О.В., которой не соблюдались нормы должностного регламента (пункты 3.10. 3.12), а именно не выполнено поручение руководителя департамента (л.д.34-37).
Комиссией по проведению служебной проверки был установлен факт совершения дисциплинарного проступка; вина начальника отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента, Шальневой О.В. в нарушении пунктов 3.10, 3.12 должностного регламента; причины и условия совершения дисциплинарного проступка - недобросовестное исполнение должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении поручения руководителя департамента.
В заключении по результатам служебной проверки комиссия предложила применить к Шальневой О.В. дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Приказом руководителя департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД «О применении дисциплинарного взыскания» к Шальневой Ольге Васильевне, начальнику отдела организации делопроизводства и работы с обращениями граждан департамента, применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение по ее вине возложенных на нее служебных обязанностей, предусмотренных разделом 3 должностного регламента.
Руководствуясь нормами материального права, регулирующими отношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, оценивая по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания, поскольку факт совершения ею дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 3.10, 3.12 должностного регламента, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и явился законным основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 2800/ОД.
Учитывая, что срок исполнения поручения от ДД.ММ.ГГГГ в части пункта 1 был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а затем продлен до ДД.ММ.ГГГГ, в части пункта 2 срок был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, датой обнаружения дисциплинарного проступка является ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, служебная проверка проводилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а дисциплинарное взыскание применено ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки, а именно не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени проведения служебной проверки.
Факт совершения истцом дисциплинарного проступка, то есть ненадлежащего исполнения возложенных на нее служебных обязанностей в соответствии с должностным регламентом нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Доводы истца о том, что поручение относительно разработки речевых шаблонов было сформулировано некорректно, т.к. соответствующая методическая работа проводится Администрацией Президента РФ, на уровне департамента методики не создаются, в связи с чем разрабатывать такую методику она не имела права, кроме того, понятия «речевые шаблоны» не существует, поручение было ею выполнено путем систематизации материалов, поступивших от других отделов, а также выполнен анализ обращений граждан, не свидетельствуют об отсутствии вины в совершении дисциплинарного проступка.
Поручение от ДД.ММ.ГГГГ, сформулировано в достаточной степени четко и ясно, выполнение поставленных задач действующему законодательству не противоречит и согласно должностному регламенту входило в обязанности Шальневой О.В., однако доказательств их выполнения в полном объеме и в установленный срок суду представлено не было: порядок проведения количественного и качественного анализа разработан и утвержден не был, речевые шаблоны, которые должны были содержать корректные типовые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы – не представлены. Кроме того, поручение в части пункта 1 исполнено с нарушение установленного срока.
Задача по проведению анализа обращений перед истцом не ставилась, в связи с чем поручение в данной части не может быть признано исполненным надлежащим образом.
К исполнению поручения в части разработки речевых шаблоном истец отнеслась формально, поступившие материалы от других отделов не обобщены и не унифицированы, речевые шаблоны в том смысле, как указано в поручении, не разработаны, что также свидетельствует о его ненадлежащем исполнении.
При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что истец фактически приступила к исполнению поручения руководителя, за разъяснением относительно его исполнения к руководителю не обращалась, однако исполнение поручения не соответствовало требованиям работодателя, в связи с чем не было им принято.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено нарушение со стороны истца п. 3.10, 3.12 должностного регламента, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Шальневой О.В. трудовых обязанностей, которое и послужило основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Дисциплинарное взыскание соответствует тяжести совершенного проступка и степени вины.
Доводы истца о нарушении порядка оформления дисциплинарного взыскания и процедуры ознакомления, а именно, что в приказе не отражены действия истца, признанные дисциплинарным проступком, негативные последствия и в чем выражена ее вина, отсутствует перечень документов, послуживших основанием для применения дисциплинарного взыскания, отсутствует графа, предусматривающая отметку о вручении ей экземпляра приказа, который не был предоставлен ей в установленный срок, также являются несостоятельными.
В обжалуемом приказе о применении дисциплинарного взыскания имеется ссылка на заключение служебной проверки, с которой истец была ознакомлена, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержат каких-либо обязательных требований к форме приказа о применении дисциплинарного взыскания.
В силу ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" все обстоятельства совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка устанавливаются именно в ходе служебной проверки и отражаются в заключении о проведении служебной проверки.
Вопреки доводам истца в заключении по результатам служебной проверки все необходимые данные отражены.
С приказом о применении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный законом пятидневный срок со дня его издания (п.5 ст. 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).
При таких обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела установлено, что у работодателя имелись основания для применения к истцу дисциплинарного взыскания, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №/ОД о наложении дисциплинарного взыскания не усматривается.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку трудовые права истца ответчиком нарушены не были, заявленные истцом исковые требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шальневой Ольги Васильевны к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании незаконным и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.С.Леденева