Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3478/2020 ~ М-2988/2020 от 30.07.2020

Дело 2-3478/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Ип.п.

Волжский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Топильской Л.Н.

При секретаре: п.п.

С участием прокурора: п.п.

26 июня 2020 года                      в городе Волжском

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа <адрес> к п.п., п.п., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего п.п. о выселении из служебного помещения,-

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа - <адрес> обратилась с иском, которым просит выселить п.п., п.п. действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетнего п.п. из <адрес> без предоставления другого жилого помещения. В обосновании иска указав, что на основании постановления администрации городского округа <адрес> от "."..г. №... «О предоставлении служебного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде» между администрацией городского округа <адрес> и п.п. заключен договора найма служебного жилого помещения №... от "."..г., согласно которому ответчику и членам его семьи, было передано служебное помещение - однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> для временного в ней проживания. Совместно с п.п. в служебное помещение были вселены члены его семьи жена п.п., в марте 2015 года в спорное жилое помещение вселен сын ответчика п.п. Спорное жилое помещение является муниципальной собственностью городского округа <адрес>, спорное жилое помещение было предоставлено ответчику на период службы в Управлении МВД по <адрес>. "."..г. п.п. уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, по инициативе работодателя. В адрес ответчиков было направлено уведомление о добровольном выселении, которое до настоящего времени не исполнено, в связи с чем, администрация городского округа вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав.

Представитель истца п.п., в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Ответчик п.п. исковые требования не признал, просили в иске отказать, указывая на то, что спорное жилое помещение было ему предоставлено в связи с службой в УМВД России по <адрес>, срок которой составил 14 лет 6 месяцев 11 дней. Со службы был уволен по инициативе работодателя, за совершение проступка. Иного жилья он и его семья не имеют. Кроме того, срок его службы составил более 10 лет, что дает ему право на постоянное проживание в указанном жилом помещении.

Ответчик п.п. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.

    Прокурор п.п. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно действующему законодательству, не могут быть выселены из жилого помещения, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

    Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 этого кодекса и частью 2 названной статьи.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности городского округа <адрес>, включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к служебному жилому помещению, что подтверждается постановлением администрации городского округа <адрес> №... от "."..г..

Служебное жилое помещение, общей площадью 28,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> предоставлено сотруднику УМВД России по <адрес>, на состав семьи один человек для временного проживания, на время прохождения службы в Управлении внутренних дел <адрес> с заключением договора найма служебного жилого помещения №... от "."..г..

В силу подпункта 4 пункта 16 договора найма служебного жилого помещения действие договора прекращается, в том числе, в связи с окончанием службы. В случае прекращения настоящего договора найма наниматель и члены его семьи обязаны освободить жилое помещение (пункт 17 договора).

Приказом Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу <адрес> №... л/с от "."..г. п.п. уволен со службы из органов внутренних дел.

В связи с прекращением службы в органах внутренних дел, п.п. направлено требование об освобождении указанного служебного жилого помещения.

Обращаясь в суд с иском, администрация городского округа <адрес> исходит из того, что поскольку ответчик п.п. уволен со службы из органов внутренних дел, правоотношения сторон по договору найма служебного жилого помещения от "."..г. №... в соответствии с пунктами 16 и 17 договора прекращены, занимаемое жилое помещение подлежит освобождению.

Суд, не может согласиться с данными требования на основании следующего.

На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от "."..г. N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.

Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 897 (в ред. от "."..г. с изм. от "."..г.) (далее - Типовое положение) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Типовое положение является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии Постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.

Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.

Однако, администрацией городского округа <адрес> при обращении в суд с соответствующим иском не учтено, что предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения из служебных жилых помещений сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ от "."..г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от "."..г. N 303-О, распространенной на положения части первой ст. 30 Закона "О милиции" (Определение Конституционного Суда РФ от "."..г. N 58-О), поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения вопросы обеспечения жильем названной категории лиц, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным возлагалась и на органы местного самоуправления.

Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от "."..г. N 8-П, от "."..г. N 11-П, от "."..г. N 6-П, от "."..г. N 5-П, от "."..г. N 17-П и от "."..г. N 23-П; Определения от "."..г. N 415-О, от "."..г. N 231-О и от "."..г. N 428-О).

Сотрудники, уволенные из органов внутренних дел являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Установление пунктом 28 Типового положения дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса РФ льгот для сотрудников органов внутренних дел не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, данное Типовое положение применимо и при рассмотрении дел о выселении сотрудников органов внутренних из служебного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности.

Между тем, предусмотренное пунктом 28 Типового положения условие о невозможности выселения сотрудников, имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, следует рассматривать во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства о нуждаемости граждан в жилых помещениях, как направленное на недопущение выселения граждан из жилого помещения, являющегося их единственным местом жительства.

Из пояснения ответчика в судебном заседании следует, что общий срок его службы в органах УМВД составил 14 лет 6 месяцев 11 дней, льготный 17 лет 6 месяцев 11 дней.

Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о выселении ответчиков без предоставления другого жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Администрации городского округа - <адрес> в удовлетворении исковых требований к п.п., п.п., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего п.п. о выселении из служебного помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Волжский городской суд <адрес>.

Судья:

Справка: мотивированный текст решения изготовлен "."..г., ("."..г.-"."..г.)

Судья:

2-3478/2020 ~ М-2988/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор города Волжского Волгоградской области
Администрация городского округа город Волжский Волгоградской области
Ответчики
Киппари Татьяна Алексеевна
Киппари Виктор Владимирович
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Топильская Людмила Николаевна
Дело на сайте суда
vol--vol.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Подготовка дела (собеседование)
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2021Дело оформлено
01.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее