Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-135/2023 ~ М-1-124/2023 от 03.08.2023

                                                                                                  Дело № 2а-1-135/2023

       УИД 73RS0018-01-2023-000151-83

РЕШЕНИЕ

              Именем Российской Федерации

р.п. Радищево                                                                       4 сентября 2023 года

Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Николаевой Н.М.,

при секретаре Грачевой Е.В.,

с участием административного истца помощника прокурора Радищевского района Ульяновской области Табакова А.А.,

административного ответчика представителя администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области,

в отсутствие представителей административных ответчиков: администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых бытовых коммунальных отходов на территории Муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, осуществить мероприятия, направленные на оборудование мест (площадок) для накопления твердых бытовых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области в соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Радищевского района Ульяновской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрация муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области об обязании администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию мест (площадок) для накопления, администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления на территории Радищевского района Ульяновской области выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и обращением с твердыми коммунальными отходами. В рамках заключенного соглашения между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о передаче (принятии) осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, полномочия, предусмотренные п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона №131-ФЗ), в том числе по участию в организации деятельности по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов переданы сельскому поселению. Проверкой установлено, что в нарушение требований природоохранного законодательства п. 2.2,4.3-4.5, 4.9 Постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области», СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, места накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с реестром мест размещения контейнерных площадок, расположенные по адресам: <адрес>, Радищевский <адрес>, п.     Володарский, <адрес>; <адрес>, пер. Кооперативный, <адрес>, пер. Почтовый, <адрес>, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области вынесено представление об устранении нарушений закона, которое не было исполнено. Просит с учетом уточнения исковых требований обязать администрацию МО «Радищевский район» Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, расположенных в Ульяновской области Радищевском районе по адресам: <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, ); <адрес> ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты 52.56, 48.02, обязать администрации МО «Радищевский <адрес>» <адрес> обеспечить финансирование указанных мероприятий по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии требованиями п.3 СанПиН 2.1.3684-21, по вышеуказанным адресам в срок до 01 мая 2024 года.

Помощник прокурора Радищевского района Ульяновской области Табаков А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в иске, привел доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрация МО «Радищевский район» Ульяновской области Титова М.А. в судебное заседание не явилась, предоставил заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, в письменном отзыве исковые требования признала, Администрацией будут приниматься меры по изысканию денежных средств на установку контейнерных площадок на территории МО «Ореховское сельское поселение».

Представитель администрации МО «Ореховское сельское поселение» Борисова Н.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает, ведется работа в данном направлении..

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Радищевского районного суда Ульяновской области - radishevskiy.uln.sudrf.ru.

Суд полагает административное дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проверив представленные материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

           В соответствии с п. 18 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закона к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно с пунктов 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на «площадках») накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест («площадок») накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с п. 3 указанных Правил места («площадки») накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места («площадки») накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам («площадкам») накопления твердых коммунальных отходов. Места («площадок») накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 № 1156 контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, раздел 4 которого содержит требования к контейнерам и контейнерным площадкам для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО. Согласно пункта 4.3-4.4 указанного Порядка, контейнерная площадка располагается на твердом, прочном, водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения; контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденному Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, предусмотрена на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами обязанность обустроить контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) которые должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно п. «б» раздела 6.1 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 28.07.2022 № 17-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и ее электронной модели" контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В силу положений Постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-А «Об утверждении порядка сбора твёрдых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» сбор ТКО на территории Ульяновской области осуществляется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области. Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования настоящего Порядка при сборе отходов, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Сбор ТКО осуществляет региональный оператор по обращению с ТКО Места сбора ТКО определяются в соответствии с Территориальной схемой. Контейнерная площадка располагается на твёрдом, прочном, водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения. Контейнерные площадки должны быть огорожены с трёх сторон.

Судом установлено, что согласно пункту 4.1 статьи 41 Устава муниципального образования "Радищевский район" Ульяновской области Администрация муниципального образования "Радищевский район» исполняет полномочия муниципального образования "Радищевское городское поселение" Радищевского района Ульяновской области в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Осуществляет организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Радищевского района (п.13, 39).

В силу ч.3 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 №131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании соглашения №28 от 28.12.2022 полномочия по решению вопросов местного значения, по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортировке твердых коммунальных отходов передано администрации МО «Ореховское сельское поселение». Финансирование исполнения соглашения для исполнения полномочий указанных в соглашении осуществляется районом (п.1).

Согласно Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 28.07.2022 № 17-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и ее электронной модели» «Радищевский район» относится к пятой зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональным оператором является ООО "Межрегиональная экологическая компания".

Места размещения контейнеров для сбора, накопления и вывоза твердых коммунальных отходов определены в электронной схеме размещения и реестров мест накопления твердых коммунальных отходов, которая обеспечивает возможность ведения схем размещения и реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039.

Согласно п. 14.3 раздела 14 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от 28.07.2022 № 17-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ульяновской области и ее электронной модели" в сети Интернет электронная модель территориальной схемы обращения с отходами размещена в публичном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://95.68.245.226/terr-schema/map.

В соответствии с указанной схемой на территории МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, места размещения контейнеров для сбора, накопления и вывоза твердых коммунальных отходов определены, кроме прочих, по следующим адресам:

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес>(, координаты );

<адрес>(, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты

<адрес> (, координаты );

<адрес> ();

<адрес> ();

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты ).

    Согласно сведений администрации МО «Ореховское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанным адресам контейнерные площадки не устанавливались ввиду отсутствия денежных средств. В <адрес> проживают 27 человек, около <адрес> установлен контейнер без оборудования площадок; в <адрес> проживает 23 человека, по <адрес> установлен контейнер без оборудования площадки, контейнерная площадка установлена по адресу: <адрес>А; в <адрес> проживают 21 человек на <адрес> и 52 человека на <адрес> адресам <адрес> контейнерные площадки не установлены; в <адрес> проживает 54 человека, по адресам <адрес> установлены контейнеры без контейнерных площадок; в <адрес> проживают: по <адрес> - 33 человека, пер. Почтовый - 12 человек, пер. Кооперативный - 19 человек, <адрес> - 98 человек, <адрес> - 100 человек, <адрес> - 62 человека; в <адрес> проживает 10 человека, по <адрес> - 36 человек, на данных улицах имеются контейнеры без оборудования контейнерных площадок. Жалоб и обращений от граждан по вопросу отсутствия мусорных площадок (контейнеров) по указанным адресам в Администрацию не поступало (л.д. 16-17).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора о возложении на ответчика администрацию МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области обязанности обустроить места для накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенные по следующим адресам в <адрес>, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты );

<адрес>, пер. Кооперативный, <адрес> (, координаты ); пер. Почтовый, <адрес> (, координаты ); <адрес> (, координаты ); <адрес> (, ); <адрес> ); <адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты ), а также требования об обязании администрации МО «Радищевский район Ульяновской области» обеспечить финансирование обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов, по вышеуказанным адресам являются обоснованными и подлежат удовлетворению, как основанные на нормах действующего законодательства.

    С учетом изложенного, уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Учитывая, что судом установлен факт нарушения административным ответчиком Администрацией МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области указанного выше законодательства, а так же факт наличия обязанности администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области осуществлять финансирование для исполнения переданных поселению полномочий в сфере организации деятельности накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика администрацию МО «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области обязанность по оборудованию мест по сбору твердых коммунальных отходов, расположенных по вышеназванным адресам, площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и имеющим подъездной путь, а так же ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а на администрацию МО «Радищевский район» обязанность по обеспечению произвести финансирование указанных мероприятий.

Срок для исполнения решения суда, то есть для обустройства мест накопления твёрдых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам, а так же по обеспечению финансирования указанных мероприятий, суд полагает достаточным для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности, учитывая объем работ и их сезонный характер. При этом, административный ответчик вправе при наличии для этого предусмотренных законом оснований ходатайствовать о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта после указанного срока.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области удовлетворить.

    Обязать администрацию муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, расположенные по адресам:

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес>(, координаты );

<адрес>(, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, );

<адрес> ();

<адрес> (, координаты );

<адрес> (, координаты ).

в соответствии с п.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 - обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов бетонным или асфальтовым покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и имеющим подъездной путь, а так же ограждением, а также ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в срок до 01 июля 2024 года.

Обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию администрацией муниципального образования «Ореховское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с вышеуказанными требованиями п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, по вышеуказанным адресам в срок до 01 мая 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 08.09.2023.

Судья                                                                            Н.М. Николаева

2а-1-135/2023 ~ М-1-124/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Радищевского района
Ответчики
Администрация МО "Ореховское сельское поселение"
Администрация МО "Радищевский раон" Ульяновской области
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ульяновской области
Министерство финансов Ульяновской области
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области
Суд
Радищевский районный суд Ульяновской области
Судья
Николаева Н. М.
Дело на сайте суда
radishevskiy--uln.sudrf.ru
03.08.2023Передача материалов судье
03.08.2023Регистрация административного искового заявления
07.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее