Дело № 2-423/2014
Поступило в суд 23.07.2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Обь Новосибирской области 22 сентября 2014г.
Обской городской суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Деминой М.Н.,
При секретаре Кичеевой З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьева Михаила Ивановича, Лаврентьева Анатолия Ивановича к Лаврентьевой Татьяне Петровне, Лаврентьевой Марии Петровне, ФИО7, Лаврентьевой Надежде Ивановне о признании прекратившими право пользования жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Лаврентьев М.И., Лаврентьев А.И. обратились в суд с иском к Лаврентьевой Т.П., Лаврентьевой М.П., малолетнему ФИО7, Лаврентьевой Н.И. о признании прекратившими право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. В обоснование заявленного требования указали, что им на основании договора дарения от 06.06.2013 года, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, принадлежит по ? доле в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> НСО. На момент совершения сделки дарения жилого дома, в нем были зарегистрированы ответчики - члены семьи бывшего собственника ФИО15 Фактически в доме проживал только ФИО16 члены его семьи не проживали в доме с 2011 года. При заключении договора дарения жилого дома ФИО17. оставался проживать в нем и после совершения сделки, истцы по его просьбе в п. 7 договора дарения, указали, что за ФИО18 Лаврентьевой Т.П., Лаврентьевой М.П., Лаврентьевой Н.И. сохраняется право пользования указанным жилым домом. Однако, между истцами и ответчиками договора безвозмездного пользования жилым домом не заключалось. В 2014 году у Лаврентьевой Марии Петровны родился сын ФИО7, который так же был зарегистрирован по месту регистрации своей матери. Семейные отношения между ФИО19. и ответчиками прекращены с 2011 года. Ответчики выехали в добровольном порядке из принадлежащего истцам жилого дома еще в 2011 году, т.е. до совершения сделки, забрав при этом все принадлежащие им вещи. Где именно в настоящее время проживают ответчики, не известно, добровольно сниматься с регистрационного учета ответчики отказываются, вселиться в дом не пытались, не помогают делать ремонт, оплачивать электроэнергию. Таким образом, подтверждено намерение ответчиков об отказе от пользования жилым домом.
В судебном заседании истцы Лаврентьев М.И., Лаврентьев А.И. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик Лаврентьева Н.И. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что с 1974г. проживала в этом доме с мужем ФИО21 и детьми. После смерти матери ФИО22 по решению суда за ним признано право собственности на этот дом. ФИО20. около 20 лет отбывал наказания в местах лишения свободы, не работал. Она одна на свои средства содержала дом, ремонтировала его, сделала воду, канализацию, поменяла окна, построила баню, отремонтировала крышу. После последнего освобождения из мест лишения свободы ФИО23 стал сильно злоупотреблять спиртным, устраивал дома драки, она с детьми была вынуждена выехать из дома, так как боялась за жизнь детей. В милицию дочери обращались, но это не помогло. Сейчас в доме проживает ФИО24., продолжает злоупотреблять спиртным, дом запущенный, проживать в нем с Лаврентьевым невозможно. Другого жилья у них нет, проживают на даче.
Ответчик Лаврентьева Т.П. исковые требования в судебном заседании не признала, дала аналогичные пояснения, пояснив также, что в доме проживать невозможно, её отец ФИО25 угрожал убийством, бросался на них с топором, ножом. В доме с отцом проживали квартиранты, в доме постоянно злоупотребляют спиртным, вселиться и проживать в доме невозможно.
Ответчик Лаврентьева М.П. исковые требования не признала по аналогичным основаниям, ФИО26. угрожал им, поэтому боятся вселяться и проживать в доме. Она просила квартирантов выселиться, но Лаврентьев М.И. препятствовал этому.
Выслушав истцов, ответчиков, свидетелей, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища. В силу положений ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений ст.3 ЖК РФ следует, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, другими федеральными законами. Согласно ст. 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем прекращения жилищного правоотношения.
В соответствии с ч.2 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом РФ.
Согласно п.2 ст. 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В судебном заседании установлено, что на основании договора дарения от 06.06.2013г. истцы Лаврентьев М.И. и Лаврентьев А.И. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой <адрес> НСО. Указанный дом подарен им ФИО27 которому дом принадлежал на основании решения Обского городского суда НСО от 20.04.2012г. Согласно п. 6 указанного договора со слов дарителя – ФИО29., и по представленным документам, в указанном жилом доме зарегистрированы Лаврентьев М.И., ФИО30., Лаврентьева Н.И., Лаврентьева М.П, за которыми сохраняется право пользования указанным жилым домом.
Согласно домовой книге, на момент заключения договора, по указанному адресу также была зарегистрирована Лаврентьева Т.П. (с 2002г.), однако в договоре дарения она не указана.
Из пояснений ответчиков следует, что с 2011г. они выехали из данного дома, вынуждены проживать на даче, в связи с поведением ФИО31., который злоупотреблял и в настоящее время злоупотребляет спиртными напитками, устраивает скандалы, драки, высказывает угрозы их жизни. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, из пояснений которых следует, что они являются соседями Лаврентьевых. Лаврентьева Н.И. проживала в доме больше 30 лет, содержала его, ремонтировала. ФИО32 постоянно отбывал наказания, дом не содержал, не работал, злоупотребляет спиртным. Лаврентьева Н.И. с дочерьми выехала из дома, та как в нем невозможно проживать, ФИО33. злоупотребляет спиртным, устраивает скандалы, драки. Сейчас он и квартиранты проживают в доме, в доме постоянно употребляют спиртное. Ответчиками данные обстоятельства не оспаривались.
Как следует из договора дарения жилого дома от 06.06.2013г., одним из существенных его условий (п. 6) является сохранение права пользования этим домом за бывшим собственником ФИО34. и членами его семьи Лаврентьевой М.П., Лаврентьевой Н.И., которые зарегистрированы в доме, при этом срок их проживания не ограничен.
Истцы, как будущие собственники жилого помещения, были поставлены в известность об обременении жилого дома. Включение в договор дарения положения о сохранении права проживания дарителя и членов его семьи в доме после его передачи по договору дарения свидетельствует о фактическом признании новыми собственниками права на пользование жилым помещением бывшего собственника и членов его семьи - ответчиков.
Таким образом, данное условие договора о сохранении за ФИО35., Лаврентьевой Н.И, Лаврентьевой М.П. права проживания в квартире является существенным условием договора не в силу закона, а в связи с соглашением сторон. При этом суд обращает внимание на то, что ответчик Лаврентьева Т.П., зарегистрированная на момент заключения договора дарения дома истцам, в договоре не указана, однако, право пользования данным жилым помещением у неё возникло до заключения договора дарения, истцами данное право при заключении договора не оспаривалось, при этом им достоверно было известно о наличии у Лаврентьевой Т.П. права на проживание в доме, она зарегистрирована в доме, что следует из домовой книги, в связи с чем данный договор дарения не порождает каких-либо новых прав для ответчика Лаврентьевой Т.П., и требование истцов о признании её прекратившей право пользования жилым помещением суд признает необоснованным.
Пункт 1 статьи 558 ГК РФ указывает на то, что существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.
Пункт 1 ст. 432 ГК РФ предусматривает, что существенными являются не только условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, но и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, истцы при заключении договора дарения согласились с существенным условием о сохранении права пользования домом Лаврентьевой Н.И., Лаврентьевой М.П.
Доводы истцов о том, что ответчики членами их семей не являются, после заключения договора дарения жилого дома с бывшим собственником истцы с ответчиками никаких договоров не заключали, истцы не могут владеть и пользоваться имуществом в полной мере, не является основанием к удовлетворению иска, поскольку право ответчиков на проживание в данном доме после перехода права собственности от бывшего собственника к ним является одним из условий договора дарения, с которым истцы согласились, что подтверждается их подписями в договоре, свидетельствами о государственной регистрации права собственности на основании именно договора дарения от 25.06.2013г., то есть фактически, они согласились с тем, что ответчики будут проживать на правах пользователей.
Истцами не оспаривалось, что ответчики выехали из жилого дома до приобретения данного дома истцами в собственность, и в связи с невозможностью проживания в нем, таким образом, ответчики, имеющие право пользования жилым помещением, фактически, не имеют возможности реализовать свое право в связи с невозможностью проживания в этом жилом помещении. Доводы истцов о том, что ответчики не предпринимали попыток ко вселению, также не являются основанием к удовлетворению иска, поскольку в судебном заседании установлено, что обстоятельства, послужившие причиной к выселению из дома - невозможность проживания с ФИО36., сохранены и до настоящего времени.
Сторонами не оспаривался тот факт, что между ними не заключалось каких-либо договоров, однако, ответчики ранее проживали в доме в качестве членов семьи бывшего собственника жилого дома и при заключении договора дарения за ними, за исключением Лаврентьевой Т.П., сохранено право пользования этим домом. Каких-либо иных условий в договоре дарения относительно ответчиков не указано. В то же время суд учитывает, что бывший собственник жилого дома ФИО37. продолжает проживать в доме, его право на проживание истцами не оспаривается, каких-либо договоров с ним истцы также не заключали.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лаврентьева Михаила Ивановича, Лаврентьева Анатолия Ивановича к Лаврентьевой Татьяне Петровне, Лаврентьевой Марии Петровне, ФИО7, Лаврентьевой Надежде Ивановне о признании прекратившими право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья /подпись/ М.Н.Демина
Копия верна
Судебное решение не вступило в законную силу 29.09.2014г.
Судья М.Н.Демина
мп
Судебное решение вступило в законную силу «___»_____ 20__г.
Судья М.Н.Демина
мп