Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1408/2021 ~ М-1130/2021 от 10.06.2021

дело № ***

№ ***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**.**.** года г.Железногорск

Железногорский городской суд Курской области в составе

председательствующего судьи Солодухиной Н.Н.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика МУП «Витафарм» МО «***» ФИО8,

по доверенности от **.**.**,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету здравоохранения Курской области, ОАО «Курская фармация», МУП «Витафарм» МО «***» признании незаконными действий, о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО11 обратилась в суд с иском к МУП «Витафарм» МО «***» о признании незаконными и необоснованными действий по необеспечению ее необходимыми жизненно важными лекарствами, медицинскими изделиями, тест полосками, взыскании денежных средств, потраченных на приобретение лекарств, взыскании компенсации морального вреда, указывая, что за **.**.** год ее инвалида второй группы не обеспечили жизненно необходимыми лекарствами ФИО3 льготных рецептов, предоставленных ответчику и находящихся у ответчика. В частности, тест полосками «Контур плюс» по рецепту от **.**.** № ***; лекарственными средствами «Форсига», «Янувия», «Метоформин», тест полосками на прибор глюкометр EBSENSOR. Досудебная претензия подана и получена директором ФИО7 **.**.**. На протяжении длительного времени она не принимала вышеуказанные лекарства, не замеряла содержание сахара в крови, подвергалась летальному исходу, диабетической коме, что привело к резкому ухудшению ее здоровья. Содержание сахара в крови превышало более 22 мм/л, и во избежание летального исхода из своей минимальной пенсии, ее заставил ответчик за наличный расчет приобрести «Форсигу» и «Янувию» на сумму 4246,80 руб. **.**.**. Ответчик причинил ей нравственные, моральные и физические страдания, переживания, боль. При этом она страдала, мучилась, переживала. Моральный вред оценивает в 10000 рублей. Затраты на приобретение «Форсиги» и «Янувии» составили 4246 руб. 80 коп.. На основании изложенного, просит признать незаконными и необоснованными действия МУП «Витафарм» по необеспечению ее необходимыми жизненно важными лекарствами, медицинскими изделиями, тест полосками в период с 2021 года по настоящее время; взыскать денежные средства сумме 4246 руб. 30 коп., потраченные на приобретение лекарств: Форсига и Янувия; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб..

Определением Железногорского городского суда Курской области от **.**.** в качестве соответчиков по делу привлечены Комитет здравоохранения Курской области и ОАО «Курская фармация».

В судебном заседании истец ФИО11 уточнила исковые требования, просила суд обязать Комитет здравоохранения Курской области приобрести для нее медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии 3811 № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии 3811 № *** от **.**.** в количестве одного стандарта, в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда; обязать ОАО «Курская фармация» поставить в аптеку МУП «Витафарм» для нее: медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии 3811 № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта, в течение 10 дней с момента их поступления; обязать МУП «Витафарм» МО «***» осуществить отпуск ей: медицинского изделия тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии 3811 № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинского изделия тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта в течение 10 дней с момента их поставки в МУП «Витафарм»; признать незаконными и необоснованными действия Комитета здравоохранения по несвоевременному обеспечению ее лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; взыскать с Комитета здравоохранения Курской области в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей; денежные средства в размере 4246 руб. 80 коп. в качестве понесенных расходов, потраченных на приобретение лекарственных препаратов; денежные средства в размере 5900 рублей – в качестве расходов, потраченных на приобретение медицинского изделия автоматического измерителя уровня глюкозы в крови.

Также ФИО11 суду пояснила, что лекарственные препараты: Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.**; Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.**; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control - Plus» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; ей выданы в настоящем судебном заседании. В связи с этим, требование о возложении обязанности на ответчиков выдать ей указанные препараты медицинские изделия, она не поддерживает. Требования в части признания незаконными действий МУП «Витафарм» МО «***», ОАО «Курская фармация» по необеспечению ее лекарственными средствами, взыскании с ОАО «Курская фармация», МУП «Витафарм» МО «***» компенсации морального вреда не поддерживает и от иска в этой части отказывается. Кроме того, ФИО11 пояснила, что лекарственный препарат «Форсига» таб. п.п.о. 10 мг № *** по рецепту серии № *** № *** ей был выдан **.**.**, а не **.**.**, как утверждает представитель ответчика МУП «Витафарм». В связи с несвоевременным предоставлением лекарственных препаратов, медицинских изделий на фоне возникших в связи с этим волнений и переживаний, у нее повышался сахар, давление, возникал дискомфорт. Ей нужен контроль за действием этих препаратов и состояния организма, в связи с чем, необходимо хотя бы раз в сутки измерять сахар, для чего применяются тест полоски. Лекарства и тест полоски ей своевременно не предоставлялись, следовательно, не было контроля сахара. Лекарства она принимала не своевременно, нарушилась схема лечения. При таких обстоятельствах, ответчиком КЗ КО ее причинены нравственные страдания, моральный вред, который она оценивает в 3000 руб..

Представитель ответчика МУП «Витафарм» МО «***» ФИО8 в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО2 признал в части того, что ей, действительно, в настоящее время не выданы: медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.**. Также он поясни, что МУП «Витафарм» обязано предоставлять ФИО2 по рецептам врача бесплатно лекарственные препараты и медицинские изделия. Однако, их-за того, что по вине Комитета здравоохранения Курской области они не закупаются своевременно, соответственно не предоставляются в МУП «Витафарм». Все лекарственные препараты, которые указаны истцом в исковом заявлении, ей в настоящее время предоставлены, за исключением медицинских изделий - тест полосок. Как только они поступят, будут незамедлительно отпущены истцу.

Представитель ответчика ОАО «Курская фармация» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения по делу, в которых указал, что в результате несвоевременной закупки, а также закупки в недостаточном количестве вышеуказанных лекарственных препаратов комитетом здравоохранения Курской области и поставке их на склад ОАО «Курская фармация», а также и в МУП «Витафарм» ФИО11 не была своевременно обеспечена необходимыми лекарственными препаратами. Обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности возложена на комитет здравоохранения Курской области. Причинно-следственная связь между действиями ОАО «Курская фармация» и негативными последствиями для здоровья ФИО2 отсутствуют. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований к ОАО «Курская фармация» отказать, рассмотреть дело без явки представителя ОАО «Курская фармация».

Представитель ответчика Комитета здравоохранения Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что считает завяленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Лекарственный препарат МНН «Дапаглифлозин» таб. п.п.о. 10 мг № *** (торговое наименование – «Форсига») отпущен пациентке **.**.**, то есть фактически находился на отсроченном обслуживании семь календарных дней и пациентка была обеспечена лекарственным препаратом своевременно. Оснований для взыскания с комитета денежных средств, затраченных ФИО2 в связи с самостоятельным приобретением лекарственных препаратов не имеется. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих понесенные истцом нравственные страдания, их характер и объем, в том числе, доказательства ухудшения состояния здоровья, обострения имеющихся заболеваний, обращение в медицинские организации в связи с нарушением прав на бесплатное получение изделия медицинского назначения. Следует отметить, что розничная цена на медицинское изделие тест полоски «Контур Плюс» составляет 891 руб.. Сумма компенсации морального вреда, подлежащего взысканию не соразмерна стоимости самого медицинского изделия. Пациентка могла приобрести тест полоски для определения уровня глюкозы в крови самостоятельно и взыскать с комитета здравоохранения денежные средства, затраченные на приобретение указанного медицинского изделия, а не испытывать моральные страдания в связи с отсутствием тест-полосок в аптечном учреждении МУП «Витафарм». Кроме того, медицинское изделие «Омелон В-2» является автоматическим измерителем артериального давления с функцией индикации глюкозы. Поскольку обеспечение льготных категорий граждан медицинскими изделиями – глюкометрами, тонометрами по рецептам врачей действующим законодательством не предусмотрено, закупка указанных медицинских изделий для льготных категорий граждан не осуществляется, рецепты врачами медицинских организаций на указанные медицинские изделия не выписываются. На основании изложенного, КЗ Курской области просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

ФИО3 части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от **.**.** №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона от **.**.** №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от **.**.** №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст.18 Федерального закона от **.**.** №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

ФИО3 ч.ч.1, 2 ст.19 Федерального закона от **.**.** №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от **.**.** №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 ст. 29 Федерального закона от **.**.** № 323-ФЗ).

Федеральным законом от **.**.** №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

ФИО3 ст.4.1 Федерального закона от **.**.** №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1)осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

3)организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от **.**.** №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

ФИО3 Правительства РФ от **.**.** № *** в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данный перечень утвержден ФИО3 Правительства Российской Федерации от **.**.** № *** «О государственной поддержке учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № *** к данному ФИО3 предусматривает представление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

ФИО3 пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.** № *** «О государственной поддержке учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедший в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.

В соответствии с ФИО3 Правительства Российской Федерации от **.**.** № *** в целях обеспечения граждан на территории Курской области бесплатной медицинской помощью ФИО3 Администрации Курской области от **.**.** № ***-па утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на **.**.** год и на плановый период **.**.** годов, в соответствии с разделом V которой за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются в том числе: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия, в соответствии с законодательством Российской Федерации, отпускаются по рецептам врачей бесплатно, по перечню ФИО3 приложению № *** к настоящей территориальной программе.

Статьей 13 Федерального закона от **.**.** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

ФИО3 пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии со ст.ст.6.1, 6.2 Федерального закона от **.**.** №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

ФИО3 п.2.3 Положения о Комитете здравоохранения Курской области, утвержденного ФИО3 Курской области от **.**.** № ***-пг, к основным задачам Комитета относится, в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан на обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения области.

С учетом требований Федерального закона от **.**.** №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФИО3 администрации Курской области от **.**.** № ***-па «Об организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лиц, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой» с **.**.** закупку лекарственных препаратов осуществляет Комитет здравоохранения Курской области.

В силу пунктов 1, 4 ФИО3 Администрации Курской области от **.**.** № ***-па «Об организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лиц, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой» комитет здравоохранения Курской области уполномочен: обеспечивать, в установленном порядке, ведение регистра медицинских организаций и врачей, осуществляющих выписку льготных рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения лицам, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам бесплатно или с 50-процентной скидкой (далее - граждане, имеющие право на льготу), в соответствии с законодательством Российской Федерации о работе с персональными данными; определять номенклатуру и потребность в количестве лекарственных средств и изделий медицинского назначения для определения объема финансирования мероприятий по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.** № *** «О государственной поддержке учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; выступать государственным заказчиком на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на льготу в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и об обращении лекарственных средств; выступать государственным заказчиком на оказание услуг по организации обеспечения граждан, имеющих право на льготу, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (получение, хранение, доставка до аптечных организаций и отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения, учет и отчетность при их получении) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях обесценения граждан, имеющих право на льготу, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, закупленными по государственным контрактам; организовать в пределах своих полномочий мониторинг в утвержденном комитетом порядке и контроль в соответствии с действующим законодательством за назначением и обеспечением лекарственными средствами и назначения при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу.

Финансирование расходов на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных комитету здравоохранения Курской области законом Курской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на данные цели.

ФИО3 Курской области от **.**.** № *** «Об организации деятельности по осуществлению переданных органам государственной власти Курской области полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» переданные органам государственной власти Курской области полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» осуществляет Комитет здравоохранения Курской области.

Пунктом 2 вышеуказанного ФИО3 Курской области от **.**.** № *** предусмотрено, что Комитету здравоохранения Курской области необходимо организовать размещение заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее – лекарственные средства); заключать по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующие государственные контракты; организовать обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В судебном заседании установлено, что ФИО11 страдает заболеванием сахарный диабет, является инвалидом второй группы общее заболевание, бессрочно, что подтверждается справкой № *** № *** от **.**.** года.

ФИО3 имеющемуся заболеванию, ФИО2 по медицинским показаниям врачами ОБУЗ «Железногорская городская больница» КЗ КО были выписаны льготные (бесплатные) рецепты на получение лекарственных средств: Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.**; Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.**; «Форсига» таб. п.п.о. 10 мг № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.**; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control - Plus» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта.

С данными рецептами ФИО11 обратилась в аптеку МУП «Витафарм» для получения вышеуказанных лекарственных средств и медицинских изделий.

Однако, в день обращения, указанные в рецептах лекарственные препараты и медицинские изделия, ФИО2 выданы не были, ввиду их отсутствия в аптеке МУП «Витафарм», рецепты поставлены на отсроченное обслуживание.

Между Комитетом здравоохранения Курской области и ОАО «Курская фармация» заключены государственные контракты от **.**.** № *** и от **.**.** № ***.

ФИО3 п.1.1 вышеуказанных контрактов ОАО «Курская фармация» оказывает услуги по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой, в соответствии с ФИО3 Правительства Российской Федерации от **.**.** № *** «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, поставляемых для реализации полномочий Российской ФИО1, переданных для осуществления субъектам Российской ФИО1 в соответствии с п.1 статьи 4.1. Федерального закона от **.**.**№ ***-ФЗ, а Государственный Заказчик оплачивает стоимость услуг.

ФИО3 п.1.2 контрактов услуги включают получение, хранение и доставку в аптечные организации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, учет и отчетность при их получении, отпуск лекарственных препаратов по рецептам врачей (фельдшеров) через аптечные организации лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения гражданам, в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой, в соответствии с ФИО3 Правительства РФ от **.**.** № *** «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и по получению, хранению, учету и отпуску лекарственных препаратов, поставляемых для реализации полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления субъектам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.4.1 Федерального закона от **.**.** №178-ФЗ.

ФИО3 абз.3 п.2.4 вышеуказанных контрактов Комитет здравоохранения Курской области в соответствии с заключенными Государственными контрактами на поставку лекарственных препаратов обеспечивает доставку лекарственных препаратов и медицинских изделий на склад ОАО «Курская фармация».

ФИО3 абз.5 п.2.4 контрактов выполняемые услуги оказываются ОАО «Курская фармация» в соответствии с заявкой Комитета здравоохранения сформированной на основании заявок медицинских организаций и включают получение, хранение, учет и отпуск лекарственных препаратов.

Поставки в ОАО «Курская фармация» льготных лекарственных средств и медицинских изделий для обеспечения лиц, имеющих право на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами в соответствии с п.1 статьи 4.1 Федерального закона от **.**.** №178-ФЗ и в соответствии с ФИО3 Правительства РФ от **.**.** № *** «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» осуществляются комитетом здравоохранения Курской области ФИО3 государственным контрактам с поставщиками лекарственных средств. ОАО «Курская фармация» организует непосредственный отпуск препаратов по льготным рецептам нуждающимся гражданам.

Судом установлено, что между МУП «Витафарм» и ОАО «Курская фармация» в 2021 году заключены договоры на оказание услуг по обеспечению лекарственными средствами в соответствии с Федеральным законом от **.**.** №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», договор № *** от **.**.** (срок оказания услуги с **.**.** по **.**.**), а также договоры на оказание услуг по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения от **.**.** № *** по условиям которых, аптечное учреждение принимает от ОАО «Курская фармация» лекарственные препараты, подлежащие выдаче гражданам, имеющим право на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, а также по обеспечению граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процетной скидкой.

Таким образом, аптечное учреждение МУП «Витафарм» отпускает лекарственные средства, поставляемые ОАО «Курская фармация» на основании заключенных Комитетом здравоохранения Курской области государственных контрактов по результатам проведенных торгов.

В судебном заседании также было установлено, что после обращения в суд в период рассмотрения дела ФИО2 были предоставлены (**.**.**) Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.**; Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.**; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control - Plus» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта.

Лекарственный препарат «Форсига» таб. п.п.о. 10 мг № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** был предоставлен **.**.**.

Медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта не предоставлены, в связи с их отсутствием в аптеке МУП «Витафарм» МО «***».

В связи с изложенным, суд считает подлежащими удовлетворению требования ФИО2 о возложении обязанности на Комитет здравоохранения Курской области приобрести для нее медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда; обязать ОАО «Курская фармация» поставить в аптеку МУП «Витафарм» для ФИО2; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта, в течение 10 дней с момента их поступления; обязать МУП «Витафарм» МО «***» осуществить отпуск ФИО2: медицинского изделия тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинского изделия тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта в течение 10 дней с момента их поставки в МУП «Витафарм».

Поскольку вышеуказанные лекарственные средства и медицинские препараты не были своевременно приобретены Комитетом здравоохранения Курской области, суд считает подлежащими удовлетворению требование истца о признании его действий незаконными и необоснованными.

Рассматривая требования ФИО2 о взыскании с Комитета здравоохранения Курской области морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 ГК РФ) и ст.151 ГК РФ.

ФИО3 ч.2 ст.151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2 ст.1101 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.8 ФИО3 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.** № *** «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В ФИО3 Европейского Суда по правам человека от **.**.** по делу «Максимов (Maksimov) против России» указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.

Из изложенного следует, что, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст.ст.151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном ФИО3.

При оценке обоснованности размера заявленных требований суд, руководствуясь положениями ст.ст.151, 1101 ГК РФ и исходит из характера и степени физических и нравственных страданий, перенесенных ФИО2, а именно возникновения волнений и переживаний из-за несвоевременного предоставления лекарственных препаратов, прием которых должен быть постоянным, ухудшения состояния здоровья, а именно повышения в связи с этим сахара, давления, возникновения дискомфорта, отсутствия необходимого контроля за действием этих препаратов и состоянием организма, в связи с отсутствием тест полосок, не предоставление их до настоящего времени, отсутствием возможности измерения сахара, соответственно нарушением схемы лечения и самого лечения; с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и индивидуальных особенностей истца, ее состояния здоровья, учитывая характер нарушения прав истца, а также то, что ей пришлось приобретать лекарственные препараты за свой счет, суд приходит к выводу о том, что с учетом требований разумности и справедливости, а также соразмерности последствиям допущенного нарушения, достаточной для компенсации морального вреда является денежная сумма в размере 2000 руб..

Поскольку поставки льготных лекарственных средств и медицинских изделий для обеспечения лиц, имеющих право на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами в соответствии с п.1 статьи 4.1 Федерального закона от **.**.** №178-ФЗ и в соответствии с ФИО3 Правительства РФ от **.**.** № *** «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» осуществляются комитетом здравоохранения Курской области, суд считает правильным взыскать в пользу ФИО2 с Комитета здравоохранения Курской области компенсацию морального вреда.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что ФИО2 в связи с несвоевременным обеспечением ее лекарственными средствами, **.**.** за счет собственных средств были приобретены лекарственные препараты: Форсига таб. п.п.о. 10 мг № *** стоимостью 2557 руб. и Янувия таб. п.п.о.100 мг № *** стоимостью 1689 руб. 80 коп., всего на общую сумму 4246 руб. 80 коп., что подтверждается товарным чеком № *** от **.**.** и кассовым чеком от **.**.** МУП «Витафарм».

Исходя из того, что понесенные ФИО2 расходы по приобретению вышеуказанных препаратов обусловлены отсутствием своевременного обеспечения необходимыми для поддержания здоровья лекарственными препаратами, в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной социальной помощи», суд считает правильным взыскать с Комитета Здравоохранения в пользу ФИО2 стоимость приобретенных лекарственных препаратов - 4246 руб. 80 коп..

При этом, суд обращает внимание на тот факт, что представитель ответчика МУП «Витафарм» ФИО8 в судебном заседании пояснил, что лекарственные средства были выданы ФИО2: Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.****.**.**; Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.****.**.**; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control - Plus» № *** по рецепту серии 38211 № *** от **.**.** в количестве одного стандарта – **.**.**; «Форсига» таб. п.п.о. 10 мг № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.****.**.**, то есть своевременно.

Однако, несмотря на не признание иска в этой части, представитель ответчика МУП «Витафарм» ФИО8 вручил ФИО2 в судебном заседании лекарственные средства: Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.****.**.**; Янувия табл. п.п.о. 100 мг № *** по рецепту серия № *** № *** от **.**.****.**.**; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control - Plus» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.**, пояснив, что отсутствуют доказательства того, что они были ранее отпущены ФИО2.

Доказательства того, что вышеуказанные препараты, действительно, были отпущены ФИО2 ранее, в судебное заседание представителем ответчика не представлены.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО9 и ФИО10, работающие в аптеке № *** МУП «Витафарм» провизорами-технологами, пояснили, что выдавали ФИО2 вышеуказанные лекарственные препараты, о чем отмечали в реестре рецептов, проводимых через программу. Товарные чеки не выдавали, и она нигде за выдачу препаратов не расписывалась. Кроме того, в реестре по указанию ОАО «Курская фармация» дату отпуска лекарственного препарата ставят день его поступления, а гражданин получает его позже.

Как пояснила в судебном заседании ФИО11 лекарственный «Форсига» таб. п.п.о. 10 мг № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** был ею получен **.**.**.

Таким образом, кроме отметки даты провизора в реестре, другие доказательства, подтверждающие, что данный лекарственный препарат был отпущен ФИО4 **.**.**, а не **.**.**, в судебное заседание не представлены.

При таких обстоятельствах, суд считает не состоятельным довод представителя КЗ Курской области о том, что лекарственный препарат МНН «Дапаглифлозин» таб. п.п.о. 10 мг № *** (торговое наименование – «Форсига») отпущен пациентке **.**.**, то есть фактически находился на отсроченном обслуживании семь календарных дней и пациентка была обеспечена лекарственным препаратом своевременно.

Вместе с тем, суд считает не подлежащим удовлетворению требование ФИО2 о взыскании с Комитета здравоохранения Курской области денежных средств в размере 5900 рублей – в качестве расходов, потраченных на приобретение медицинского изделия автоматического измерителя уровня глюкозы в крови.

Как пояснила ФИО11 в судебном заседании, она была вынуждена приобрести данное медицинское изделие, поскольку ей своевременно не отпускались тест полоски на другие измерители уровня глюкозы.

Суд учитывает, что медицинское изделие «Омелон В-2» является автоматическим измерителем артериального давления с функцией индикации глюкозы. Обеспечение льготных категорий граждан медицинскими изделиями – глюкометрами, тонометрами по рецептам врачей действующим законодательством не предусмотрена, рецепты врачами медицинских- организаций на указанные медицинские изделия не выписываются.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконными и необоснованными действия Комитета здравоохранения Курской области по необеспечению ФИО4 необходимыми лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

Обязать Комитет здравоохранения Курской области приобрести для ФИО2: медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда.

Обязать ОАО «Курская фармация» поставить в аптеку МУП «Витафарм» для ФИО2; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинское изделие тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта, в течение 10 дней с момента их поступления.

Обязать МУП «Витафарм» МО «***» осуществить отпуск ФИО2: медицинского изделия тестовые полоски «Clicotest Control – ТS» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта; медицинского изделия тестовые полоски «Clicotest Diacont» № *** по рецепту серии № *** № *** от **.**.** в количестве одного стандарта в течение 10 дней с момента их поставки в МУП «Витафарм».

Взыскать с Комитета здравоохранения Курской области в пользу ФИО2 расходы, связанные с приобретением лекарственных препаратов в размере 4246 руб. 80 коп., компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено **.**.**.

Председательствующий:

2-1408/2021 ~ М-1130/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Горлова Вера Алексеевна
Ответчики
МУП "Витафарм" МО "Город Железногорск" Курской области
ОАО Курская фармация
Комитет здравоохранения Курской области
Суд
Железногорский городской суд Курской области
Судья
Солодухина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
zheleznogorsky--krs.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2021Передача материалов судье
15.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2021Подготовка дела (собеседование)
24.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
24.09.2021Судебное заседание
14.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022Дело оформлено
31.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее