УИД №10RS0013-01-2019-001127-95 Дело №2а-830/2019
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
26 декабря 2019 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Антипиной Н.Н.,
при секретаре: Седлецкой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия к Носовой Е.М. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России №10 по РК (далее - Инспекция) обратилась в суд с названным исковым требованием, мотивируя тем, что с хх.хх.хх г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Носова Е.М. состояла в качестве индивидуального предпринимателя на учете, в связи с чем обязана была уплачивать законно установленные налоги, платежи. С хх.хх.хх г. ответчик прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Налоговым органом в отношении плательщика выставлены требования от хх.хх.хх г. №, хх.хх.хх г. №, хх.хх.хх г. №, хх.хх.хх г. №, хх.хх.хх г. № об уплате страховых взносов, пеней, которые исполнены не были. хх.хх.хх г. мировым судьей судебного участка Прионежского района РК вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налоговым обязательствам, который определением от хх.хх.хх г. по заявлению Носовой Е.М. отменен. Сведения о начисленных и неуплаченных в срок суммах страховых взносов переданы налоговым органам Пенсионным фондом РФ и Фондом социального страхования. В качестве уважительной причины пропуска срока для подачи заявления о взыскании задолженности, Инспекция указывает переходный период по передаче полномочий по администрированию страховых взносов, большой объем претензионно-исковой работы. Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства РФ, Налогового кодекса РФ, Инспекция просит суд восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности в судебном порядке; взыскать с Носовой Е.М. недоимку по страховым взносам и пени в сумме 46 956,20 рублей.
Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Согласно письменному отзыву, Носова Е.М. указала, что Инспекцией пропущен срок для обращения с заявлением без уважительных причин; не отражены конкретные расчетные периоды и суммы.
Суд, изучив материалы административного дела, находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст.23, ст.45 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
Согласно п.1 ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Пункты 1, 2 и 4 статьи 44 Налогового кодекса РФ регламентируют, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено ст.48 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего до 31.12.2016, плательщиками страховых взносов являются, в том числе и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с положениями ст.18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.
До 01.01.2017, согласно статье 3 вышеуказанного Закона, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на налоговые органы, начиная с 01.01.2017, возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
Статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении и к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Носова Е.М. хх.хх.хх г. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Из административного искового заявления следует, что по данным административного истца у административного ответчика имелась задолженность по уплате страховых взносов, пени, в связи с чем Инспекция направила Носовой Е.М. соответствующие требования, согласно которым она была обязана уплатить недоимку в размере ... рублей, пени - ... рублей № от хх.хх.хх г.; № от хх.хх.хх г. - пени в сумме ... рублей; № от хх.хх.хх г. - недоимку в размере ... рублей, пени - ... рублей; № от хх.хх.хх г. - недоимку в размере ... рублей, пени - ... рублей; № от хх.хх.хх г. - недоимку в размере ... рублей, пени - ... рублей.
Ввиду отсутствия сведений об исполнении обязанности, вытекающей из вышеуказанных требований, Инспекция хх.хх.хх г. обратилась к мировому судье судебного участка Прионежского района РК, которым хх.хх.хх г. был вынесен судебный приказ, хх.хх.хх г. отмененный по заявлению должника. хх.хх.хх г. Инспекция обратилась с настоящим административным иском в суд.
Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (пункт 3 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»
Расчетным периодом по страховым взносам, согласно ст.10 Федерального закона № 212-ФЗ, признавался календарный год.
Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ст.16 Федерального закона №212-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 3, 5, 6 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным ч.ч. 1, 2, 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ срок уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов по процентной ставке, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Как следует из положений ст.19 Федерального закона №212-ФЗ, заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае, если в течение одного года и двух месяцев со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения срока, равного одному году и двум месяцам.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, установленный частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи, может быть восстановлен судом.
В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Материалами дела подтверждается, что Инспекция на момент обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки пропустила срок обращения в суд.
Административный истец не указал никаких причин, указывающих на объективную невозможность своевременного надлежащего обращения за взысканием в судебном порядке имевшейся у административного ответчика задолженности.
Доводы административного истца, что пропуск срока был вызван отсутствием сведений о наличии задолженности у государственного органа, большим объемом претензионно-исковой работы, не свидетельствует об уважительности пропуска срока, поскольку изменение администратора обязательного платежа не влияет на течение срока давности. Обязанность по взысканию данной задолженности была возложена на иной орган, невыполнение обязательств которым не должно отражаться на правах налогоплательщика.
Таким образом, ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Данное обстоятельство является основанием для отказа в иске.
В соответствии со ст.59 Налогового кодекса РФ принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, является основанием для принятия налоговым органом решения о признании такой задолженности безнадежной к взысканию и ее списании.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу от отказе Инспекции в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия к Носовой Е.М. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд РК в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Н. Антипина