дело № 2-3794/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пушкино 16 мая 2016 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Золотаревой О.В.
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к администрации Пушкинского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании предоставить в аренду земельный участок,
установил:
Истец обратилась в суд с административным иском к ответчику о признании незаконным бездействия, обязании предоставить ей в аренду земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 10 лет, указав, что решением земельной комиссии от <дата>. ей согласовано предоставление в аренду указанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В отношении данного участка истцом за свой счет выполнены кадастровые работы, границы участка согласованы в установленном законом порядке, схема расположения участка на кадастровом плане территории утверждена соответствующим постановлением администрации Пушкинского муниципального района. Ответчик опубликовал сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, по истечении месяца со дня опубликования дополнительных заявлений о предоставлении участка в аренду не поступило. <дата>. истец обратилась к ответчику с просьбой заключить с ней договор аренды испрашиваемого земельного участка. Ответ на свое заявление до настоящего времени не получила. Бездействие ответчика нарушает ее права.
Гражданское дело рассмотрено в порядке искового производства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, администрация городского поселения Лесной.
В судебном заседании представитель истца по доверенности П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснив, что в просительной части иска допущена опечатка в указании кадастрового номера земельного участка.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района по доверенности Ш. иск не признала, пояснив, что истец не поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в список очередников, имеющих право на первоочередное получение садовых участков, а не для целей жилищного строительства. Кроме истца, претендентом на данный земельный участок является гр.Маркова, которой также было отказано в предоставлении участка в аренду.
Руководитель администрации городского поселения Лесной Д., представитель по доверенности Н. возражали против удовлетворения иска, пояснив, что территория, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, относится к лесопарковой зоне на основании решения Совета депутатов от декабря 2015 года. В апреле 2012 года все документы о внесении изменений в проект генерального плана поданы в Правительство Московской области, до настоящего времени не рассмотрены.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещался.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен был заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается.
Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от <дата>. К., инвалиду 3 группы, согласовано предоставление в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, при условии постановки на кадастровый учет, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») (л.д.8).
Из указанного следует, что заявительный порядок приобретения прав на земельный участок в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ истцом соблюден.
Из положений ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что после поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании этого заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В свою очередь, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. " 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В рассматриваемой ситуации указанные положения истцом выполнены. Земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д.15-16), постановлением администрации Пушкинского муниципального района от <дата>. № земельный участок площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, установлен вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.11-12).
Протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от <дата> истцу согласовано заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка (л.д.63).
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в момент заключения оспариваемых договоров) органы местного самоуправления обязаны были обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. С этой целью они, в частности, обязаны были обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с ч. 4, ч. 5 этой же статьи (в редакции, действовавшей в момент заключения оспариваемых договоров) орган местного самоуправления на основании поданного ему заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления должен был выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивал за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращался с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Орган местного самоуправления, в ведении которого находится испрашиваемый земельный участок, обязан был в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка принять решение о предоставлении участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направить ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу ч. 6 этой же статьи (в редакции, действовавшей в момент заключения оспариваемых договоров) договор купли-продажи или аренды земельного участка подлежал заключению в недельный срок со дня принятия указанного решения о предоставлении участка на соответствующем праве.
Публикация сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании произведена ответчиком в газете «Маяк» <дата>. (л.д.27-28). В январе 2015 года зарегистрировано обращение гр.М., изъявившей также желание приобрести указанный земельный участок в аренду (л.д.153).
Таким образом, право на заключение договора должно быть выставлено на торги, в связи с чем, оснований для признания бездействия ответчика в незаключении с истцом договора аренды земельного участка у суда не имеется.
Доводы истца о том, что она является инвалидом 2 группы, не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами и опровергаются справкой об инвалидности, в которой указано, что истец является инвалидом 3 группы (л.д.149-151).
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Порядка).
Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, такое право подлежит реализации по месту жительства инвалида.
Из представленных ответчиком сведений следует, что истец обращалась в администрацию района с заявлением о постановке ее на учет на получение земельного участка для садоводства как инвалида (л.д.147), включена в льготную группу № 2/2 списка очередников при администрации Пушкинского муниципального района, имеющих первоочередное право на получение садовых участков в Пушкинском муниципальном районе (л.д.146).
Доказательств того, что истец принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, истцом не представлено и в материалах дела не содержится. Представителем истца в ходе рассмотрения дела не оспаривался тот факт, что на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истец не состоит.
Поскольку истцом не доказана нуждаемость в улучшении жилищных условий и вытекающее из этого право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Право на формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах поселения возложено на органы местного самоуправления с учетом особенностей развития данного поселения, с учетом градостроительных, экологических и иных норм.
Территория, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, относится к лесопарковой зоне на основании решения Совета депутатов от <дата>. № «Об отнесении к зоне отдыха (рекреации) лесного массива между автомобильной дорогой М-8 «Холмогоры» и жилой застройкой пос.Лесной» (л.д.154). Соответствующие изменения внесены в проект генерального плана городского поселения Лесной, который до настоящего времени находится на согласовании в Правительстве Московской области.
Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении иска К. к администрации Пушкинского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании предоставить в аренду земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: