Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1363/2017 ~ М-1886/2017 от 26.06.2017

2а-1368/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 августа 2017 года Ленинский районный суд г.Томска в составе:

Председательствующего: Ананичевой Н.Б.

При секретаре: Ильиной Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Совы С.О. о признании бездействия Управления ветеринарии Томской области незаконным,

Установил:

Сова С.О. обратился в суд с исковыми требованиями о признании действий Управления ветеринарии Томской области незаконными.

В обоснование своих требований указал следующее:

В феврале 2017 года он обратился в Управление ветеринарии Томской области с заявлением, в котором просил провести проверку, организованного частным лицом пункта временного содержания животных в г.Томске по ул.Трудовой 4. По данному адресу организован приют для домашних животных «Мягкие лапки» частным лицом Устиновой Л.. В данном приюте животные содержатся в антисанитарном состоянии, заражаются различными болезнями, без вакцинаций и медицинской помощи, учет животных не ведется, погибшие животные не утилизируются, идет постоянный приток новых животных. Земельный участок находится в жилой зоне, санитарно-защитная зона не установлена.

Не смотря на его обращение, на которое был дан ответ, Управление ветеринарии продолжает бездействовать: карантин не введен, владельца приюта не обязали вести учет животных, представлять документы, подтверждающие вакцинацию и утилизацию и отсутствие заразных заболеваний, уведомлять службы о наличии нарушений земельного законодательства.

В судебном заседании административный истец Сова С.В. исковые требования поддержал по изложенным в них основаниям, дополнительно пояснил, что нарушение его прав бездействием ответчика выражено в том, что при таком содержании животных возникает угроза нарушения конституционных прав на здоровье и на благоприятную окружающую среду. Сам с животными из приюта не контактировал, не сдавал и не забирал, никаких заболеваний от них непосредственно не получил. Считает, что проверка по его заявлению проведена ответчиком не в полном объеме, без привлечения специалистов и принятия соответствующих мер.

Суд предложил истцу уточнить, в чем именно заключалось бездействие административного ответчика при проведении проверки, какие нарушения законодательства допущены, что был обязан сделать ответчик в соответствии с законодательством, и не сделал.

В связи с этим представителем административного истца Газизовым Р.М. были представлены письменные пояснения, позицию, изложенную в которых, представитель административного истца поддержал и в судебном заседании.

Согласно пояснениями представителя административного истца Газизова Р.М. бездействия ответчика также заключалось в том, что непосредственно по заявлению Совы С.О. проверка не проводилась, как следует из представленных материалов, распоряжение о проведении проверки вынесено по заявлению других лиц. К проведению проверки не был привлечен эксперт, либо экспертная организация, имеющая аккредитацию.

Представитель административного ответчика Ильева Н.М. исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление (л.д.85-86) и дополнительные пояснения.

В судебном заседании пояснила, что в феврале 2017 года поступило множество заявлений от различных лиц по факту условия содержаний животных в данном приюте, в связи с чем было издано распоряжение о проверки индивидуального предпринимателя Устиновой Л.Н. В рамках данной проверки проверялись также доводы, изложенные в жалобе Совы С.О., т.к. действующее законодательство не предусматривает издание распоряжения о проведении проверки по каждому заявлению или обращению гражданина, в рамках одной проверки может проверяться несколько тождественных заявлений.

В ходе проверки было установлено, что деятельность по содержанию животных осуществляется Устиновой Л.Н. в частном порядке, и не связана с предпринимательством. Разрешенный вид предпринимательской деятельности Устиновой Л.Н. – продажа товаров народного потребления (л.д.41-41 – выписка из ЕГРИП), а порядок проверки частных лиц регулируется иными нормами, в частности, эксперты и экспертные учреждения не привлекаются. Для проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей эксперты привлекаются при необходимости, а не в обязательном порядке. В данном случае такой необходимости не было, т.к. проверку проводили ведущие специалисты Управления ветеринарии с высшим образованием в данной области и опытом работы в данной сфере.

Правила содержания домашних животных частными лицами содержат общие положения о содержании животных в надлежащих условиях, обеспечении кормом и водой и проведении обязательной вакцинации кошек против бешенства. Иных требований к содержанию домашних животных: количеству, уходу и т.п. действующее законодательство не содержит. На момент проверки в помещении находилось 72 кошки, 48 из которых в здоровом состоянии с паспортами, в которых проставлены отметки о вакцинации. У кошек имелись корм, вода, лекарства, помещение оборудовано холодным водоснабжением, сливом и отоплением, животные утилизируются путем кремации ОГБУ «Томское объединение ветеринарии», при этом согласно действующему законодательству никакие акты об оказании услуг по утилизации в обязательном порядке не составляются, квитанции не выдаются. Никаких заболеваний, влекущих объявление карантина при осмотре животных выявлено не было. В связи с тем, что были обнаружены нарушения в виде отсутствия у ряда животных вакцинации от бешенства, был составлен административный протокол в отношении Устиновой Л.Н. и вынесено постановление о её привлечении к административной ответственности (л.д.38) – предупреждение, с учетом её материального положения. Также, было выдано предписание (л.д.39) об устранении нарушений, на момент проведения повторной проверки 11.04.2017 года все требования предписания Устинова Л.Н. выполнила. По результатам проверки в установленные сроки заявителю Сове С.О. был дан ответ. Все действия ответчика по проверки были совершены в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий, Управление не может защищая права одних граждан, выходить за пределы своей компетенции и нарушать права других лиц. В данном случае обязанности частных лиц по содержанию домашних животных очень ограничены ФЗ РФ «О ветеринарии», и проверить что-то больше, сверх установленных обязанностей, административный ответчик не вправе.

Представитель административного ответчика Воднева Ю.В. исковые требования также не признала, пояснила, что входила в состав специалистов, осуществляющих проверку. Она имеет высшее образование в области ветеринарии, стаж работы ветеринаром непосредственно 8 лет, непосредственно выезжала на проверку, осматривала животных. Заболеваний, влекущих объявление карантина не выявлено, животные содержатся в приемлемых условиях, часть было не вакцинировано, в связи с чем Устинову Л.Н. привлекли к административной ответственности, выдали предписание, которое было выполнено. По фактам утилизации были взяты объяснения у ФИО1 (л.д.35) ветеринарного врача томского объединения ветеринаров, которая пояснила, что животные утилизируются путем кремации через данное объединение. Животные, о которых шла речь в обращении (л.д.39-40, л.д.26) на момент проверки отсутствовали, также как и животные, зафиксированные на фотографиях и видеозаписях, просмотренных в суде, что подтверждают и допрошенные свидетели.

Заинтересованное лицо Устинова Л.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила следующее:

Деятельность по содержанию животных в приюте «Мягкие лапки» она осуществляет, как частное лицо, её разрешенный вид предпринимательской деятельности связан с торговлей розничными товарами и с домашними животными никак не связан. Для осуществления помощи животным она арендует помещение у Осина Д.В. Никакой выгоды она из своей деятельности не извлекает, занимается ей, т.к. любит животных. С актами проверки согласна, все нарушения устранила.

Заинтересованное лицо Осин Д.В. в судебное заседание, надлежащим образом уведомленный (л.д.114 – телефонограмма) не явился, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Допрошенные свидетели ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 суду пояснили, что при проведении проверки не участвовали и не присутствовали, знают, что вплоть до января 2017 года в помещении на Трудовой 4 в г.Томске животные содержались в антисанитарных условиях, страдали различными заболеваниями, в связи с чем группой добровольцев часть животных была изъята из приюта, при этом все записывалось на видео, делались фотографии.

Свидетель ФИО6 пояснил, что в феврале 2017 года осматривал кота, по пояснениям хозяина, кот взят в приюте у Устиновой Л.Н. У кота был обнаружен хламидиоз, инкубационный период заболевания 5 дней, требует введения карантина, он об этом коте в Управление ветеринарии не сообщил.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:

Согласно п.8-9 ст.226 КАС РФ При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

Как следует из представленного ответа Управления ветеринарии ТО, истцом он получен 22.03.2017 года (л.д.11), рассматриваемое исковое заявление согласно исходящего штампа направлено в суд 22.06.2017 года (л.д.12), таким образом, трехмесячный срок, установленный ст.219 КАС РФ, истцом не пропущен.

В качестве нарушающих его права на здоровье и благоприятную окружающую среду истец в поданном исковом заявлении и дополнениях к нему, указывает следующие бездействия ответчика:

- не ввело карантин, не обязало Устинову Л.Н. представить документы, подтверждающие вакцинацию животных и отсутствие у них заболеваний, утилизацию животных, не уведомило соответствующие органы о нарушении земельного законодательства;

- не провело проверки именно по его заявлению, т.к. распоряжение о проведении проверки было издано по заявлению других граждан;

- не привлекло аккредитованных экспертов и экспертные организации для проведения проверки.

В соответствии с Положением об управлении ветеринарии Томской области, утвержеднном Постановлением Губернатора Томской области от 26.10.2007 года №145 задачами управления является организация и реализация мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных и региональный государственный ветеринарный надзор.

В соответствии со ст.13 ФЗ РФ «О ветеринарии» владельцы домашних животных обязан обеспечить благоприятные условия для животных, обеспечивать их кормами и водой, осуществлять мероприятия, предупреждающие заболевания животных, в надлежащем помещении.

Согласно ст.6 Закона Томской области от 13.08.2010 установлена обязательная вакцинация кошек против бешенства.

Как следует из представленных материалов проверки и пояснений административного ответчика, при проведении проверки, действительно было установлено, что ряд кошек не вакцинировано, в связи с чем составлен административный протокол в отношении Устиновой Л.Н. (л.д.37), вынесено постановление о привлечении к административной ответственности (л.д.38) и выдано предписание о вакцинации, в ходе проведения повторной проверки 11.04.2017 года согласно представленному акту и листам вакцинации (л.д.69 -84) данное предписание выполнено.

Таким образом, доводы истца о бездействии Управления ветеринарии Томской области в части не обязания Устиновой Л.Н. представить документы, подтверждающие вакцинацию животных, не нашли своего подтверждения.

Как следует из материалов проверки и пояснений Устиновой Л.Н., деятельность по содержанию животных она осуществляет как частное лицо, доказательств иного истцом не представлено, согласно выписки из ЕГРИП (л.д. 41-42) разрешенный вид её деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – розничная торговля текстильными товарами, доказательств иного, истцом не представлено.

В соответствии со ст.7 Закона Томской области «О содержании кошек и собак в Томской области» регистрация кошек не является обязательной и производится по желанию владельца.

В связи с изложенным не обоснованы доводы иска о бездействии ответчика, не обязавшего частное лицо Устинову Л.Н. вести учет и регистрацию кошек, т.к. действующим законодательством данная обязанность для владельцев кошек не предусмотрена, как и ответственность за её неисполнение.

Также, не обоснованы доводы истца о непривлечении ответчиком для проведения проверки аккредитованных экспертов и экспертных учреждений в соответствии со ст.7 ФЗ РФ №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора», поскольку в данном случае проверялась деятельность Устиновой Л.Н. в качестве физического лица, а не индивидуального предпринимателя.

Кроме того, как пояснило само лицо, проводившее проверку, Воднева Ю.В. проверка проводилась комиссионно несколькими специалистами с высшим ветеринарным образованием и стажем работы в области ветеринарии, при Управлении имеется лаборатория для проведения необходимых анализов, все необходимые познания и возможности для диагностики заболеваний специалисты имели, привлечение экспертов является правом, а не обязанностью проверяющих органов.

Также, никакими нормативными актами не регулируется обязанность ответчиков сообщать в уполномоченные органы о содержании в помещении на участке домашних животных, как о нецелевом использовании земельного участка, издавать распоряжение о проведении проверки по каждому поступившему тождественному заявлению, в связи с чем доводы истца в данной части также не обоснованы.

Как следует из представленных материалов проверки, все доводы истца, изложенные в заявлении (л.д.26) были исследованы в рамках проверки, также как и довод об утилизации животных, путем получения объяснения от ветеринарного врача (л.д.35), проводившего утилизацию, с учетом того, что письменный регламент и порядок проведения утилизации кошек также нигде не установлен.

Таким образом, все доводы истца были проверены, более того, проверяемое лицо было привлечено к административной ответственности, специалистами, осматривающими животных на момент проверки, заболеваний, влекущих объявление карантина, не установлено. Установленный месячный срок для ответа (заявление поступило 28.02.2017 года, ответ дан 22.03.2017 – л.д. 11) соблюден.

Что касается представленной видеозаписи и фотографий об изъятии добровольцами больных животных из данного приюта, просмотренной в суде (л.д.25), то по пояснениям самого истца и допрошенных свидетелей данные животные на момент проверки в помещении отсутствовали, каких-то документальных анализов и диагнозов данным животным ни суду, ни ответчикам не представлено. В связи с чем основания для применения мер по объявлению карантина у ответчиков также отсутствовали.

Показания свидетеля ФИО6 касаются домашнего животного со слов иного лица, полученного у Устиновой Л.Н. также за пределами проверки, при этом сам свидетель в Управление ветеринарии о поставленном диагнозе (хламидиоз) не сообщал, как и его владелец.

Суд полагает, что пояснения свидетелей, представленные на носителе видеозаписи и фотографии находятся за пределами предмета доказывания по настоящему делу, поскольку касаются событий, которые происходили за пределами проводимой проверки, её временного периода, и касались иных животных, не осматриваемых в процессе проверки.

Представленная распечатка из Интернета о ненадлежащих условиях содержания животных Устиновой Л.Н. нотариально не заверена, соответственно, в силу п.1.1. ст.70 КАС РФ не обладает признаком допустимости, кроме того, также содержат информацию о фактах, за пределами проведенной проверки, без подтверждения медицинскими диагнозами и документами.

Как следует из пояснений истца и его представителя, в основном они ссылаются на нарушение их прав заинтересованным лицом, допустившем ненадлежащее содержание животных, влекущем нарушение их прав на здоровье, однако истец не лишен возможности защитить свои права путем обращения с соответствующим иском к заинтересованному лицу, как и лица, обнаружившее опасные заболевания у животных, взятых из данного приюта.

В данном судебном заседании рассматриваются именно действия Управления ветеринарии Томской области в рамках проводимой проверки в феврале – апреле 2017 года. И как следует из представленных ответчиком доказательств, проверка проведена по всем доводом заявителя, ответ дан в установленные сроки, за выявленные нарушения Устинова Л.Н. привлечена к ответственности.

В связи с изложенным, суд полагает возможным, в удовлетворении исковых требований Сове С.О. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ,

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Совы С.О. о признании бездействия Управления ветеринарии Томской области незаконным отказать.

Решение может обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий: Н.Б. Ананичева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-1363/2017 ~ М-1886/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сова Станислав Олегович
Ответчики
Управление ветеринарии Томской области
Другие
Осин Денис Владимирович
Устинова Людмила Николаевна
Суд
Ленинский районный суд г. Томска
Судья
Ананичева Н. Б.
Дело на сайте суда
leninsky--tms.sudrf.ru
26.06.2017Регистрация административного искового заявления
26.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2017Подготовка дела (собеседование)
17.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
04.08.2017Судебное заседание
09.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2017Дело оформлено
15.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее