РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-290/2023 по заявлению Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
Установил:
Администрация сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский (далее также - администрация сельского поселения) обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества (сооружение) - автомобильную дорогу, с кадастровым номером №, протяженностью 345 метров, находящуюся по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, указанная выше автомобильная дорога поставлена на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера №, № записи №. Фактически объектом недвижимого имущества владеет сельское поселение Шигоны муниципального района Шигонский, иные собственники не известны. В течение трех месяцев с момента постановки спорного объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на него не заявил. Спор о праве отсутствует.
Представитель заявителя администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Шигонский в судебное заседание не явился, направив заявления о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованные лица Министерство имущественных отношений <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес> и Управление Росреестра по <адрес>, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном разбирательстве не направили, о причинах неявки не уведомили, возражений на заявление не представили.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По мнению суда, заявитель представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В силу ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как предусмотрено ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что указанная выше автомобильная дорога является бесхозяйным объектом и не имеет собственника.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, данная автомобильная дорога является объектом недвижимости, сооружением. ДД.ММ.ГГГГ автодорога принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости.
Согласно положениям Устава сельского поселения Шигоны администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена полномочиями по управлению муниципальным имуществом на территории населенных пунктов поселения.
Из писем Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное сооружение - автомобильная дорога в реестре федерального имущества, реестре имущества <адрес> и реестре муниципальной собственности муниципального района Шигонский не числится.
Доводы заявителя об отсутствии собственника спорного имущества никем не оспариваются.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника.
Процедура учета недвижимого бесхозяйного имущества соблюдена, в течение трех месяцев с момента постановки имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, никто не заявил на него прав.
В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как предусмотрено абз. 3 п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения),21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в частности, пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как следует из п.п. 5 п. 1 ст. 7 Устава сельского поселения, к вопросам местного значения сельского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных положений законодательства и Устава сельского поселения автомобильная дорога может находиться в собственности сельского поселения.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные администрацией сельского поселения требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский <адрес> удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский <адрес> на бесхозяйный объект недвижимого имущества (сооружение) - автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, протяженностью 345 метров, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю. Полянский
Решение вынесено в окончательной форме 01.06.2023.
Судья А.Ю. Полянский