Дело № 2-77/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2022 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кунанбаевой Е.С.,
при секретаре Шаршовой О.А.,
с участием представителя ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский» Вострова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова Владимира Александровича к МО МВД России «Змеиногорский», ГУ МВД России по Алтайскому краю о возложении обязанности засчитать в стаж в льготном исчислении период службы, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в льготном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Иванов В.А. обратился в Змеиногорский городской суд с вышеназванным иском, указав, что 07.11.2006 приказом за 51 л/с принят на службу в ОВД г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края сначала стажером в должности милиционера – кинолога отдельного взвода патрульно-постовой службы милиции, а на основании приказа за № 8л/с от 08.02.2007, начиная с 07.02.2007 стал служить в должности милиционера – кинолога отдельного взвода патрульно – постовой службы милиции в ОВД г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края. 04.08.2021 в соответствии с приказом за № 183 л/с на основании п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ РФ за № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» был уволен (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). В соответствии с расчетом МО МВД России «Змеиногорский» выслуги лет, дающей право на пенсию, стаж составил: в календарном исчислении – 16 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном – 20 лет 10 месяцев 24 дня. Однако с данным расчетом он не согласен, так как при исчислении выслуги лет, не были засчитаны в льготном исчислении, то есть один месяц за полтора месяца службы периоды службы: с 01.08.2011 по 31.12.2014 в должности полицейского-кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания МО МВД России «Змеиногорский». Таким образом, он считает, что имеет право на зачет периодов своей службы с 01.08.2011 по 31.12.2014 в должности полицейского – кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания МО МВД России «Змеиногорский» - в выслугу лет в льготном исчислении. С учетом изложенного просит обязать ГУ МВД России по Алтайскому краю и МО МВД России «Змеиногорский» засчитать в стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении (1 месяц за 1, 5 месяца) периоды службы: с 01.08.2011 по 31.12.2014 в должности полицейского – кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания МО МВД России «Змеиногорский». Обязать ГУ МВД РФ по Алтайскому краю произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом вышеуказанных периодов в льготном порядке с 04 августа 2021 года, то есть со дня назначения пенсии. Взыскать с ответчиков судебные расходы по составлению искового заявления в размере 3000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В предыдущем судебном заседании истец Иванов В.А. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, уточнил дату в части перерасчета пенсии с 05.08.2021, то есть со дня ее назначения, в настоящее судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ответчика МО МВД России «Змеиногорский» Востров В.М. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указал, что согласно нормам подпункта «г» п. 3 Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях полиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а с 01.01.2001 - по перечню должностей и на условиях, определенных Министерством внутренних дел Российской Федерации. Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденный Приказом МВД России от 09.10.2004 № 640 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20.12.2016 № 868. Подсчет выслуги лет осуществляется по правилам, действующим на день установления пенсии, в связи с чем необходимо руководствоваться подпунктом "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, согласно буквальному толкованию которого льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии возможно только по должностям, поименованным в Перечне. В данном подпункте не указано на возможность исчисления льготной выслуги лет в зависимости от выполняемых обязанностей в период службы. В Перечне указаны должности, введенные до 23.08.2014, а также после указанной даты. Применительно к уровню территориального ОВД на районном уровне предусмотрены должности, введенные до 23 августа 2014 года) взвода (отделения) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания и должности отделения (группы) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых горрайоргана (линейного органа) внутренних дел, не имеющего ИВС (п.п. 177-180 раздела № 2 Перечня). В период с 01.08.2011 по 31.12.2014 истец замещал должность полицейского-кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания в МО МВД России «Змеиногорский». Учитывая, что в вышеуказанном территориальном органе внутренних дел (МО МВД России «Змеиногорский»), в период, указанный истцом, имелся ИВС, в состав которого охранно-конвойное подразделение не входило, и должность, замещаемая истцом в названный период, не подпадает под Перечень, соответственно не подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении. Таким образом, правовых оснований для зачета в льготном исчислении указанного выше периода службы истца в выслугу лет для назначения пенсии не имеется. На основании изложенного считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика МО МВД РФ «Змеиногорский» суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом, установлено, что Иванов В.А. проходил службу в ОВД по г. Змеиногорску Змеиногорскому району Алтайского края и МО МВД России «Змеиногорский»:
- с 07.11.2006 по 07.02.2007 – стажер по должности милиционера – кинолога отдельного взвода патрульно-постовой службы милиции отдела внутренних дел г. Змеиногорска, Змеиногорского района Алтайского края (приказ № 51 л/с от 01.11.2006);
- милиционер-кинолог отдельного взвода патрульно-постовой службы отдела внутренних дел г. Змеиногорска, Змеиногорского района Алтайского края (приказ № 8 л/с от 08.02.2007);
- милиционер изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по г. Змеиногорску, Змеиногорскому району Алтайского края (приказ № 105 л/с от 11.12.2009);
- полицейский-кинолог группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» Алтайского края (приказ № 57 л/с от 01.08.2011);
- старшина направления обеспечения и обслуживания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» Алтайского края (приказ № 2 л/с от 01.01.2015);
- старшина направления обеспечения и обслуживания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» Алтайского края (приказ № 2 л/с от 01.01.2015);
- полицейский группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» Алтайского края (приказ № 242 л/с от 22.10.2018);
- старший полицейский (конвоя) группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» Алтайского края (приказ № 102 л/с от 30.04.2021).
В соответствии с должностными инструкциями (регламентами): полицейского – кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» (утвержденный начальника МО МВД России «Змеиногорский» 08.04.2013); полицейского – кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Змеиногорский» (утвержденный начальника МО МВД России «Змеиногорский» 01.08.2011), в обязанности Иванова В.А. входило выполнение обязанностей связанных с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом № 183 л/с от 04 августа 2021 г. с Ивановым В.А. расторгнут контракт в соответствии со ст. 82 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел Российской федерации». В соответствии с данным приказом выслуга лет у Иванова В.А. по состоянию на 04.08.2021 составляет в календарном исчислении 16 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 24 дня.
Судом так же установлено, в соответствии с расчетом выслуги лет истца МО МВД России «Змеиногорский» периоды работы истца, которые он оспаривает, засчитаны исходя из коэффициента 1 к 1.
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, производится в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 ст. 18).
Абзацем 45 пп. «г» пункта 3 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 684) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы, в том числе лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Абзац 45 подпункта «г» пункта 3 указанного Постановления в редакции от 15 сентября 2000 года № 690 действовавшей до 26 ноября 2003 года, не предусматривал такое дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, как «по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».
Таким образом, до 26.11.2003 действовала редакция указанной нормы, не содержавшая ссылку на необходимость устанавливать соответствие должности перечню, установленному Министерством внутренних дел. В ранее действовавшей редакции эта норма предусматривала, что в льготном порядке включается в стаж служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то есть необходимо было лишь установить указанный характер службы.
В соответствии с Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09 октября 2004 года № 640, вступившим в силу 14.11.2004 и действовавшим до 07.02.2017, должности: полицейский (кинолог), милиционер-кинолог изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых предусмотрены для льготного исчисления выслуги лет при назначении пенсии.
Указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20.12.2016 № 868, вступившим в силу 07.02.2017.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 г № 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждено типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 - 5).
Согласно типовому штатному расписанию изолятора временного содержания в его состав входит взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в котором предусмотрены должности младшего начальствующего состава, Пунктом 2 примечания к данному типовому штатному расписанию предусмотрена возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС.
В приложениях № 2 - 5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников городского (районного) органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.
Поэтому отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданные в горрайоргане внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Судом установлено, что МО МВД России «Змеиногорский» имеет изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых и группу охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Доказательств того, что в МО МВД России «Змеиногорский» конвойное отделение (группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых) не входило в состав изолятора временного содержания, являлось самостоятельным структурным подразделением, ответчики суду не представили.
При указанных обстоятельствах доводы представителя ответчика о прекращении действия Приказа МВД России от 09.10.2004 № 640, в связи с изданием Приказа МВД России от 20.12.2016 № 868, вступившего в силу 07.02.2017 не имеют значения.
То обстоятельство, что служба по должности полицейского-кинолога группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД, в перечисленные истцом период была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подтверждается представленными суду должностными инструкциями, пояснениями истца и не оспаривается ответчиками.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание также правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Учитывая данные обстоятельства, и вышеизложенные правовые нормы, истцу в спорные периоды времени выслугу лет следует исчислять в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования Иванова В.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом обязанность по исчислению истцу стажа службы в органах внутренних дел в льготном исчислении, в указанный выше период, суд возлагает на МО МВД России «Змеиногорский», поскольку согласно Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 № 7, расчет выслуги лет производится кадровым подразделением по последнему месту работы сотрудника.
В связи с тем, что в настоящее время истец пенсию получает, но в размере без учета включения в льготный стаж спорного периода, суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении обязанности на ГУ МВД России по Алтайскому краю произвести истцу перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом включенного периода работы в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца с даты назначения пенсии - с 05.08.2021.
Судом также установлено, что истец понес расходы по оплате юридических услуг по составлению иска в суд в размере 3000 рублей (квитанция от 27.10.2021, а так же расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчиков в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию в пользу истца оплаченная им государственная пошлина в сумме 300 рублей в равных долях с каждого.
Расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 рублей, суд считает разумными, они также подлежат взысканию с ответчиков в равных частях.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванова Владимира Александровича удовлетворить частично.
Возложить обязанность на межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Змеиногорский», засчитать Иванову Владимиру Александровичу в стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы с 01.08.2011 по 31.12.2014.
Возложить обязанность на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю произвести Иванову Владимиру Александровичу перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периода работы с 01.08.2011 по 31.12.2014, в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца, с даты назначения пенсии - с 05 августа 2021 года.
Исковые требования Иванова Владимира Александровича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю в части возложения обязанности засчитать стаж службы в органах внутренних дел в льготном исчислении оставить без удовлетворения.
Взыскать с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Змеиногорский» Алтайского края в пользу Иванова Владимира Александровича 150 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 1500 рублей в возмещение расходов по оплате юридических услуг, всего 1650 рублей.
Взыскать с Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Иванова Владимира Александровича 150 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 1500 рублей в возмещение расходов по оплате юридических услуг, всего 1650 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2022.
Судья Е.С. Кунанбаева