Дело № 2-1406/2021
24RS0024-01-2021-001713-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Лобановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Минобороны России, ФГКУ «Сибирское территориальное Управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации о признании земельного участка свободным от ограничения права,
УСТАНОВИЛ:
Иванов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, Департаменту военного имущества Минобороны России, ФГКУ «Сибирское территориальное Управление имущественных отношений» Минобороны РФ о признании земельного участка свободным от ограничения права, мотивируя свои требования тем, что он на основании договора переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды, заключенного с МКУ «КУМИ г. Канска», находящегося в государственной собственности земельного участка, № А3-58-13 от ДД.ММ.ГГГГ истец пользуется земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу <адрес> площадью 1536 кв.м. Данный земельный участок используется по целевому назначению – для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. уведомил Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска о планируемом строительстве. Однако УАиГ администрации г. Канска ДД.ММ.ГГГГ № сообщило, что установлено ограничение права по основанию: ограничения права на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ». Данное уведомление истец получил ДД.ММ.ГГГГ На эту дату были возведены стены, крыша гаража и летней кухни, находящиеся на едином фундаменте. ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. обратился в Министерство обороны РФ и в ФГКУ «Сибирское территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с просьбой снять ограничения земельного участка. Министерство обороны РФ в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № УР-78109/38 сообщило, что исключение земельного участка из границ запретной зоны военного объекта Красноярского лесничества Минобороны России не представляется возможным. ФГКУ «Сибирское территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ также сообщило, что по вопросу снятия ограничения с земельного участка необходимо обратиться в адрес ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ. Обращение в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ было направлено истцом ДД.ММ.ГГГГ В ответе было указано, что в целях корректировки границ запретной зоны Красноярского лесничества Министерства обороны РФ организованы мероприятия по включению земельного участка с кадастровым номером № в доклад на ближайшее запланированное заседание межведомственной комиссии по перепрофилированию или изменению характеристик военного объекта. Данный земельный участок находится в черте населенного пункта г. Канск, однако в ЕГРН содержатся сведения об ограничении права на данный земельный участок, обременение установлено с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Истец полагаете, что данное ограничение нарушает его права и создает препятствие для строительства индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, предназначенного для этих целей, а также противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку земельный участок находится в пределах городской черты г. Канска и на нем не расположено ограждение военного объекта, участок не находится на территории войсковой части №, на нем не расположены военные объекты. Земельный участок расположен в застроенном индивидуальными жилыми домами коттеджном поселке, на расстоянии более 50 метров от внешнего ограждения войсковой части (военного объекта), земельный участок и военный объект разделяют две грунтовые дороги общего пользования. В связи с чем, Иванов А.А. просит признать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1536 кв.м., вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, прекратить обременение права в отношении земельного участка и исключить указанные сведения об ограничении прав из государственного кадастра недвижимости.
В судебное заседание истец Иванов А.А. не явился, уведомлен надлежащим образом.
Представитель истца Иванова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Департамента военного имущества Минобороны России в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представлены письменные пояснения, согласно которым указывает, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ от 16.08.2004 г. №1082, Положением о Департаменте от 03.09.2020 г. №444, Департамент является структурным подразделением Министерства обороны РФ, не является юридическим лицом и не обладает процессуальной правоспособностью, в связи, с чем просит не привлекать в качестве ответчика.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Голобокова И.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым указывает, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не входит в состав межведомственной комиссии, исходя из осуществляемой им установленной цели, вопросами о необходимости установления запретной зоны в отношении спорного земельного участка не занимается. Земельный участок с кадастровым номером № не является объектом вещных прав, принадлежащих ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Земельный участок с кадастровым номером № попадает в границу запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 г. Полагает, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права. Кроме того, полагает, что исковые требования предъявлены к Департаменту военного имущества Министерства обороны РФ, как к ненадлежащему ответчику. Считает, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ Жукова Ю.Н. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные пояснения, согласно которым указывает, что Красноярское лесничество Минобороны России – филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России осуществляет свою деятельность, руководствуясь Положением о Красноярском лесничестве Минобороны России, утвержденным приказом начальника филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России от 30.12.2019 Г. № 310-ос. В соответствии с указанным Положением его задачами являются обеспечение полномочий филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России в сфере лесных отношений и реализация лесохозяйственного регламента. Установление либо изменение границ запретных зон не относится к компетенции Красноярского лесничества Минобороны России. На основании п. 16 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» решение о необходимости установления запретных зон, зоны охраняемого военного объекта, принимается межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта. Согласно п. 24 Постановления № 405 решение об изменении границ запретной зоны, зоны охраняемого объекта и охранной зоны военного объекта принимается межведомственной комиссией. При изменении границ запретных зон, для проработки вопроса о влиянии объектов недвижимого имущества на военные объекты с органами военного управления, заинтересованному лицу необходимо подготовить материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений в существующее местоположение границ запретных зон (пояснительную записку и картографические данные). В целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также издания Приказа заместителя Министра обороны РФ «Об изменении границ запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Минобороны России – филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России», гражданину Иванову А.А., письмом от 20.04.2021 г. №7/2710 предложено направить в адрес филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России XML-схему, используемую для формирования XML-документов, содержащих описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий. Кроме того, при положительном решении органов военного управления существует возможность согласования размещения объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного значения на территории запретной зоны, если размещение таких объектов не создает угрозу безопасности таких объектов и сохранности находящегося на них имущества. В таком случае изменение границ установленной запретной зоны не требуется. Земельный участок с кадастровыми номерами № расположен вне границ Красноярского лесничества Минобороны России. В связи с этим у Красноярского лесничества Минобороны России отсутствуют возражения к исковым требованиям.
Представитель третьего лица КУМИ г. Канска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Межмуниципального Канского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлены пояснения на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица войсковой части 58661 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей, с учетом представленных ходатайств.
Заслушав представителя истца Иванову Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав является признание права.
Подпунктом 5 п.1 ст.1 ЗК РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности - земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 10 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 56 ЗК РФ на землю могут устанавливаться ограничения прав, путем установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.6 ст. 56 ЗК РФ).
В силу части 1, 7 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, утверждено положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» (далее Положение).
Согласно п. 2 Положения, "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;
"запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
"Внешний периметр военного объекта" - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.
Пунктом 4 Положения, предусмотрено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них (п.5 Положения).
Вместе с тем пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
В соответствии с п. 9. 10 Положения граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру:
а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горючесмазочные материалы;
б) на расстоянии, не превышающем 100 метров - для прочих военных объектов.
На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:
а) проживание и (или) нахождение физических лиц;
б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением.
Пункт 12 Положения предусматривает запрет на территории запретной зоны на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы, предусмотренные пунктами 10-14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между Корчун И.С. и МКУ «КУМИ г. Канска» заключен договор аренды № АЗ-58-13 находящегося в государственной собственности земельного участка, срок аренды устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для использования в целях строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 1 536 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается договором и актом приема-передачи.
ДД.ММ.ГГГГ между Корчун И.С. и Ивановым А.А. заключен договор переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по данному договору Корчун И.С. обязуется передать Иванову А.А. права и обязанности, предусмотренные договором аренды земельного участка, заключенным между Корчун И.С. и МКУ «КУМИ г. Канска» от ДД.ММ.ГГГГ №АЗ-58-13 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а Иванов А.А. обязуется принять переданные ему права и обязанности. Участок находится в государственной собственности, расположен по адресу: <адрес>, общей площадью 1 536 кв.м, с кадастровым номером №, что также подтверждается договором.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 536 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, данные о правообладателе отсутствуют, сведения об ограничении права – аренда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, арендатор Иванов А.А., государственная регистрация – ДД.ММ.ГГГГ На государственную регистрацию сделки, права, ограничения права не представлено согласие: Муниципальное образование г. Канск Красноярского края, необходимое в силу п. 5 ст. 22 ФЗ от 25.10.2001 г. №136-ФЗ Земельного кодекса РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. уведомил Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, предоставленном на основании договора переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска направило уведомление Иванову А.А. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> по причине ограничений права на земельный участок, предусмотренных ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечении функционирования военных объектов Вооружённых сил РФ» от 05.05.2014 г. № 405.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. направил письмо в ФГКУ «Сибирское территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и в Министерство обороны РФ с просьбой снять ограничения права на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ» с земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и разрешить дальнейшее строительство индивидуального жилого дома и ввести объект в эксплуатацию.
Согласно ответу ФГКУ «Сибирское территориальное Управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ уставной деятельностью учреждения не предусмотрена выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства. Земельный участок с кадастровым номером № попадает в границу запретной зоны военного объекта – Красноярское лесничество Министерства обороны РФ. ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не является органом военного управления, которое может быть ответственным за осуществление подготовки докладов о необходимости установления зон с особыми условиями использования земель в отношении военных объектов Вооруженных Сил РФ в целях обеспечения их безопасного функционирования. В связи с чем, по вопросу снятия ограничения с земельного участка с кадастровым номером № Иванову А.А. рекомендовано обратиться в адрес ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, являющегося федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку докладов в отношении запретных зон военных лесничеств.
ДД.ММ.ГГГГ от Министерства обороны РФ поступил ответ на обращение Иванова А.А., согласно которому на основании норм п. 1 ст. 10 ФЗ от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» относится к землям обороны и безопасности, которые используются и предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности неприкосновенности территории РФ. Лес, расположенный на землях обороны и безопасности в границах лесничеств Минобороны России, является военным объектом, выполняющим функции маскирования расположенных на таких землях объектов военной инфраструктуры, а также обеспечивающим безопасность их функционирования и защиты, включая меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. Границы запретных зон лесничеств Минобороны России были определены исходя из материалов лесоустройства с учетом фактического расположения в границах лесничеств Минобороны России действующих военных объектов. В связи с чем, исключение земельного участка из границ запретной зоны военного объекта – Красноярского лесничества Минобороны России и согласование строительства индивидуального жилого дома не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.А. направил письмо в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ с просьбой снять ограничения права на земельный участок, предусмотренные ст. ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ; Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ» с земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома и разрешить дальнейшее строительство индивидуального жилого дома и ввести объект в эксплуатацию.
Согласно ответу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ от 02.03.2021 г. и от 20.04.2021 г. в целях корректировки границ запретной зоны учреждением организованы мероприятия по включению земельного участка в доклад на ближайшее запланированное заседание межведомственной комиссии по перепрофилированию или изменению характеристик военного объекта, послуживших основанием для установления запретных зон военного объекта и (или) фактов, свидетельствующих о наличии ошибки в сведениях о местоположении границ зоны с особыми условиями территорий. В соответствии с протоколом заочного заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны принято решение об исключении земельного участка из границ запретной зоны.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Согласно пунктам 10-14 указанного положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц, осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением, размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Суд полагает, что из содержания указанного Положения не усматривается наличия запрета на регистрацию прав в отношении объектов либо невозможность регистрации права на уже созданные объекты недвижимости на законных основаниях, возникших до установления обременении и в последующем не отмененных.
В суде установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1536 кв.м., по адресу: <адрес> находится в черте населенного пункта, но не находится на территории войсковой части, на данном участке не расположены военные объекты, на день предоставления земельного участка по договору аренды ДД.ММ.ГГГГ Корчун И.С. обременений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 установлено не было, спорный участок Министерству обороны РФ не принадлежит. Кроме того, ФГКУ Сибирское ТУИО Минобороны России не является правообладателем спорного земельного участка.
Иванову А.А. было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка, поскольку он находится в запретной зоне, установленной указанным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г., однако сведений о согласовании границ запретной зоны ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не представлено.
При этом суд учитывает, что согласно пояснениям ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ протоколом заочного заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны принято решение об исключении спорного земельного участка из границ запретной зоны.
Поскольку достоверно установлено, что земельный участок истца не принадлежит Российской Федерации, не находится в распоряжении Минобороны России, не изымался и не передавался в установленном порядке для военных нужд, доказательств того, что на спорном земельном участке, с учетом его разрешенного использования, будет осуществляться деятельность создающая угрозу безопасности военного объекта и сохранности имущества находящегося на нем, стороной ответчика не представлено, как и доказательств того, что ограничение прав, связанно с реализацией целей установления запретных зон, предусмотренных п. 5 Положения, то с учетом пункта 6 Положения, необходимости в установлении запретной зоны на земельном участке, находящимся в пользовании истца нет, следовательно, он должен быть освобожден от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, поскольку указанное ограничение препятствует истцу использовать предоставленный в аренду земельный участок по назначению.
Также с учетом требований ст. 14, 56 Земельного кодекса РФ, в связи с принятием решения об освобождении спорного земельного участка от ограничений прав из Единого государственного реестра недвижимости необходимо исключить сведения об ограничении прав на спорный земельный участок с кадастровым номером №.
Вместе с тем, в удовлетворении требований к ненадлежащим ответчикам ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и Департаменту военного имущества Минобороны РФ следует отказать, так как в соответствии с пунктом 3 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 03.09.2020 N 444, Департамент является центральным органом военного управления и непосредственно подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации и не является самостоятельным юридическим лицом, при этом в своем непосредственном подчинении Департамент имеет ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ, которое является некоммерческой организацией, предметом и целью деятельности которой является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере управления и распоряжения имущества Вооружённых Сил.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванова А.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании земельного участка свободным от ограничения права – удовлетворить.
Признать земельный участок с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1536 кв.м., свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.
Прекратить обременение прав в отношении земельного участка с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1536 кв.м.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером №, адрес (местоположение): <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства индивидуального жилого дома, площадью 1536 кв.м.
В удовлетворении требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту военного имущества Минобороны РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова
Мотивированное решение изготовлено 01.06.2021 г.