Решение по делу № 3а-20/2019 от 09.01.2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2019 г. по делу № 3а-20/2019

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

судьи Верховного Суда Республики Мордовия Бажанова А.О.,

при секретаре Ермаковой С.В.,

с участием в деле:

административного истца – Наумова В.Г., его представителя Филатова В.В.,

административного ответчика – Правительства Республики Мордовия,

административного ответчика – Аппарата Правительства Республики Мордовия,

административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее Управление Росреестра по Республике Мордовия),

заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»),

заинтересованного лица - администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску Наумова Вячеслава Геннадьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Наумов В.Г. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – жилого дома с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.

В обоснование иска указал, что является собственником указанного объекта недвижимости, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации 12 апреля 2017 г. № <№>

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 июля 2012 г. и составляет 699 430 руб. 14 коп.

Наумов В.Г. считает кадастровую стоимость объекта недвижимости завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку она значительно превышает его рыночную стоимость, что ведёт к завышению размера налога на имущество физических лиц.

Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № <№>, составленному ООО «<данные изъяты>» рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 1 июля 2012 г. 53 000 рублей.

По данным основаниям Наумов В.Г. просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 июля 2012 г.

Представители административных ответчиков Правительства Республики Мордовия, Аппарата Правительства Республики Мордовия, Управления Росреестра по Республике Мордовия, представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на рассмотрение административного дела не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, не просили отложить рассмотрение административного дела.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие ответчиков и заинтересованных лиц.

В судебном заседании административный истец Наумов В.Г., его представитель Филатов В.В. просили удовлетворить административное исковое заявление по указанным в нём основаниям.

Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.

12 апреля 2017 г. в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № <№> о принадлежности на праве собственности Наумову В.Г. жилого дома с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 8-10).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером <№> определена по состоянию на 1 июля 2012 г., сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 января 2013 г. (л.д. 7).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса (абзац 3 пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).

Такой закон в Республике Мордовия принят Государственным Собранием Республики Мордовия - это Закон Республики Мордовия от 12 ноября 2014 г. № 91-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Мордовия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», которым установлена указанная дата - 1 января 2015 г.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 476 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Мордовия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), вошедших в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Республики Мордовия, сформированный по состоянию на 1 июля 2012 г., а также максимальные, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по группам в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городскому округу Саранск) Республики Мордовия, определенные по состоянию на 1 июля 2012 г.

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административного истца Наумова В.Г. как собственника жилого помещения, обязанного уплачивать налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости.

Следовательно, Наумов В.Г. вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№> в суде.

Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административного истца Наумова В.Г. как собственника жилого дома.

В обоснование своих административных исковых требований Наумов В.Г. представил отчёт об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости № <№> от 28 ноября 2018 г., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости составляет по состоянию на 1 июля 2012 г. 53 000 рублей.

Судом установлено, что оценку произвел оценщик ООО «<данные изъяты>» ФИО1., являющийся членом ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включенным в реестр оценщиков за номером <№>, имеющий диплом о профессиональной переподготовке ПП-I № <№>, заключивший договор добровольного страхования ответственности оценщика со страховой суммой 60 000 000 рублей (с 26 октября 2018 г. по 25 октября 2019 г.).

Отчёт оценщика отвечает требованиям пунктов 8, 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (далее ФСО № 1), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 № 297, т.к. рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату, на которую установлена кадастровая стоимость, оценщик мотивировал избрание затратного подхода, обосновав причину, по которой не применял сравнительный и доходный подходы.

Отчёт оценщика соответствует принципам существенности информации, используемой оценщиком, её подтверждаемости, однозначности толкования полученных результатов. В отчёте обоснован выбор подхода и методов оценки, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты, изложенная логика процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, понятны, копии документов, использованных оценщиком, приобщены к отчёту, в тексте отчёта имеются ссылки на источники информации и копии документов и материалов, что соответствует требованиям пунктов 5, 8, 10, 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (далее ФСО № 3), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299.

В соответствии с положениями пунктов 10, 11, 24 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (далее ФСО № 7), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, оценщиком исследован рынок в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, принцип достаточности объёма исследований оценщиком соблюден, анализ рынка недвижимости выполнен в последовательности, предусмотренной пунктом 11, затратный подход обоснованно использован, с учётом ветхого состояния жилого дома, его площади – 29 кв.м, что обуславливает недостаточность данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов к оценке, последовательность при определении стоимости объекта недвижимости, определяемой с использованием затратного подхода, соблюдена, расчет затрат на создание объектов капитального строительства произведён на основании данных о затратах на строительство аналогичных объектов из специализированных справочников, величина износа и устареваний определена как потеря стоимости недвижимости в результате физического износа, функционального и внешнего (экономического) устареваний, с учётом того, что износ и устаревание относятся к объектам капитального строительства, относящимся к оцениваемой недвижимости.

Доказательств, опровергающих выводы отчёта оценки о рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, ни административные ответчики, ни заинтересованные лица не представили, равно, как и не заявили ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт оценщика соответствует требованиям, содержащимся в Федеральном законе № 135-ФЗ, федеральных стандартах оценки № 1, № 3, № 7, и отсутствуют основания для признания отчёта оценщика недостоверным и недопустимым доказательством.

Следовательно, отчёт оценщика может быть положен в основу решения суда.

Установление оценщиком рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Соответственно, заявление об установлении кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 января 2013 (л.д. 7).

4 декабря 2018 г. Наумов В.Г. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№> по состоянию на 1 июля 2012 (л.д. 11), тем самым 5-летний срок обращения в суд с административными исковыми требованиями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого дома пропущен.

Наумов В.Г. ходатайствовал о восстановлении вышеуказанного срока, в качестве уважительной причины пропуска просил учесть, что очередная массовая кадастровая оценка объектов недвижимости не проведена, несмотря на истечение 5-летнего срока с момента предыдущей массовой кадастровой оценки.

Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Республике Мордовия в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает возможным восстановить Наумову В.Г. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2018 г.

При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.

Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.

Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия – 4 декабря 2018 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и частью 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости – жилого дома определена по итогам массовой кадастровой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. № 476, в связи с чем надлежащими административными ответчиками являются Правительство Республики Мордовия, Аппарат Правительства Республики Мордовия и Управление Росреестра по Республике Мордовия.

С учётом изложенного административный иск Наумова В.Г. к Правительству Республики Мордовия, Аппарату Правительства Республики Мордовия и Управлению Росреестра по Республике Мордовия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости – жилого дома подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

административное исковое заявление Наумова Вячеслава Геннадьевича к Правительству Республики Мордовия, Аппарату Правительства Республики Мордовия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 53 000 (пятьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 1 июля 2012 г.

Сведения о кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№>, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Датой подачи заявления Наумовым В.Г. о пересмотре кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером <№>, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 4 декабря 2018 г.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                      А.О. Бажанов

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 г.

3а-20/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Наумов Вячеслав Геннадьевич
Ответчики
Управление Росреестра по РМ
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
23.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
23.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2020Предварительное судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Регистрация административного искового заявления
06.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.07.2020Предварительное судебное заседание
06.07.2020Судебное заседание
06.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее