Дело № 2а-4451/2023
73RS0001-01-2023-004695-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Пысенкова Андрея Ивановича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Отделу Министерства внутренних дел России по Заволжскому району г. Ульяновска о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с административным иском указав, что ночью 29.07.2023 года истец обратился в органы полиции с заявлением правонарушении, которое совершалось нетрезвой группой лиц на детской площадке между домами по <адрес>.
Звонки поступали на номер телефона 102и 122 в раннее время.
В итоге полиции не приехала. Компания пьяных людей разошлась через несколько часов.
Во время нахождения на детской площадке люди громко слушали музыку, нецензурно выражались, распивали спиртные напитки
Данные правонарушения не были пресечены ответчиком, хотя закон "О полиции» относит пресечение противоправных действий именно к органам полиции.
В приказе МВД «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах» указано, что протяженность маршрута патрулирования в общественных местах должна обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения (как правило, не более чем в течение 5-7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. В данном случае, сотрудники полиции не приехали вообще.
Есть видеозапись правонарушения, которое совершалось группой лиц на детской площадке, из действий которых усматриваются признаки административного правонарушения по ст. 20.1 КоАП РФ. а также нарушения п,4.1 Закон Ульяновской области от 28 февраля 2011 г. N 16-ЗО "Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях".
Таким образом, вызов полиции был обоснованным и требовал вмешательства правоохранительных органов.
Просил суд (с учетом уточнения требований, л.д.21):
-признать незаконным бездействие, выразившееся в прибытии на место совершения административного правонарушения с нарушением п.2 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" наряда полиции на место совершения административного правонарушения и отсутствии действий, направленных на пресечение административного правонарушения 29.07.2023 года на детской площадке, располагающейся между домами <адрес>.
Административный истец в судебном заседании поддержал доводы административного иска в полном объеме
Представители административного ответчика УМВД России по Ульяновской области, административного ответчика ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска, заинтересованного лица МВД России Салихова Ю.Б., Агафонова Д.В. в судебном заседании административные исковые требования не признали, суду представили письменный отзыв и дополнение к нему, которые в ходе судебного заседания полностью поддержала, в иске просила отказать.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в частности выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из подпункта 5 пункта 13 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, утвержденного приказом МВД России от 3 августа 2017 г. № 600, следует, что Управление разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска, утвержденного приказом УМВД России по Ульяновской области от 18 августа 2017 г. № 307, ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска создан в целях реализации возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации задач по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности на территории Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск». ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации, подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и осуществляет свою деятельность в пределах границ Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» согласно утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации схемам размещения территориальных органов.
Границы Заволжского района муниципального образования «Город Ульяновск» и находящихся в его ведении сельских населенных пунктов определены Законом Ульяновской области от 13 июля 2004 г. № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области».
К полномочиям ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска согласно подпункту 2 пункта 9 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска, утвержденного приказом УМВД России по Ульяновской области от 18 августа 2017 г. № 307, относится обеспечение незамедлительного прибытия сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Пунктом 9 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736, (далее - Инструкция), предусмотрено, что круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).
Согласно пункту 39 Инструкции, после регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему
Установлено, что сообщение о происшествии поступило в ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска.
Таким образом, именно на ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска в силу правовых актов, а также наличия в его распоряжении необходимых сил и средств, возложена обязанность по направлению на место совершения происшествия наряда полиции.
ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска в КУСП № 23565 от 29 июля 2023 года зарегистрировано сообщение по факту шума между <адрес>. Проведение проверки по данному сообщению поручено дежурной части ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска.
На основании рапорта оперативного дежурного дежурной части отделения полиции (по обслуживанию <адрес>) ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска материал проверки, зарегистрированный в КУСП № 23565, приобщен к номенклатурному делу ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска (пп. 63.2 п. 63 Инструкции).
При изучении материала проверки, зарегистрированного в КУСП № 23565 от 29 июля 2023 года, установлено, что по сообщению о шуме между домами <адрес> в 00.45 часов выезжал автопатруль №416, по результатам выезда составлены рапорты, из которых следует, что нарушений общественного порядка при выезде на место происшествия сотрудниками полиции не обнаружено.
В ходе судебного заседания была просмотрена видеозапись (представлены в суд эпизоды, при этом, частично видеозапись просматривалась на техническом устройстве административного истца).
Из содержания самой видеозаписи, ее параметров, однозначно отнести ее к искомому событию не представляется возможным. Как пояснил сам административный истец, при осуществлении перезаписи, утрачиваются данные о времени и дате фиксации.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен иное лицо, который осуществлял дежурство в ночь с 28 на 29 июля 2023 года в составе <данные изъяты> ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска. Пояснил, что по поступившему вызову примерно в 01.00 часов выезжали во двор между домами <адрес>. Признаков административного правонарушения не установлено.
Вопреки доводам административного истца, доказательств фальсификации документов сотрудниками полиции по настоящему делу не установлено.
Доказательств наступления для административного истца негативных последствий в результате совершения оспариваемых действий не представлено.
При этом суд отмечает, что административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) должностных лиц и государственных органов, а на восстановление нарушенных прав административных истцов (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации). В условиях же, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, также отсутствуют.
Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
-об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
-об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах правовые и фактические основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
руководствуясь ст. ст.175, 218 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.09.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░