№ 2а-1193/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Новосергиевка Оренбургской области 29 ноября 2018 года
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бредихиной И.В.,
при секретаре Тятяевой Л.М.
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Новосергиевского района Оренбургской области Баева А.В., заинтересованного лица Компанеец В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования «Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» об оспаривании решения и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата,
установил:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования «Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области», Компанеец В.В. об оспаривании решения и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области проверки исполнения депутатами Совета депутатов муниципального образования «Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» (далее по тексту – Совет) обязанности по соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции установлено, что вопреки требованиям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) депутатом Совета по десятимандатному избирательному округу № не представлены в установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год как своих, так и супруги.
Прокурор Новосергиевского района, основываясь на результатах проверки, направил ДД.ММ.ГГГГ в Совет представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции письмо о необходимости принятия решения о досрочном прекращении полномочий названного депутата на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №р.С. представление о досрочном прекращении полномочий депутата Компанеец В.В. отклонено.
Считая указанное решение незаконным, нарушающим требования федерального законодательства и Устава муниципального образования, просит ( с учетом уточнений) признать его незаконным и возложить на Совет обязанность принять решение в соответствии с требованиями части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Компанеец В.В. исключен из числа соответчиков, привлечен заинтересованным лицом.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новосергиевского района Баев А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, обосновывая доводами, изложенными в иске.
В судебном заседании ответчик Компанеец В.В. возражал против удовлетворения иска, поскольку он не является муниципальным служащим, на него не возложена обязанность представлять декларацию о доходах. Несмотря на отсутствие у него такой обязанности, он запросил выписку из ЕГРН о зарегистрированных за ним правах на недвижимое имущество, представил ее в Платовский сельский совет, сведений о наличии у него такого имущества не скрывал. Он не может отвечать за бездействие должностных лиц сельсовета, которые не удостоверили получение ими сведений о доходах. Прокуратурой не в полном объеме произведена проверка, не были проверены другие депутаты, не выяснены причины, по которым поданные им сведений об имуществе не зарегистрированы. Сведения о доходах не могли быть размещены на официальном сайте Платовского сельсовета, поскольку интернет давно не работает.
Представитель ответчика –Совета Оленникова Е.А., извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом N 131-ФЗ, этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Решением Думы от 26 мая 2016 года N 333 в тот же день размещенным на официальном сайте органов местного самоуправления Добрянского городского поселения (<данные изъяты>) и 3 июня 2016 года опубликованным в Официальном бюллетене Добрянского городского поселения N 7 (76), утверждено Положение о порядке представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Думы Добрянского городского поселения (далее - Муниципальное положение), обязывающее депутатов Думы ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять такие сведения в комиссию Думы Добрянского городского поселения по контролю за достоверностью сведений по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460 (пункты 1 и 2).
Таким образом, после вступления в законную силу названного муниципального правового акта, как верно констатировал суд апелляционной инстанции, депутаты Думы обязаны были представить предусмотренные федеральным законодательством сведения.
Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения сельского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из предписаний статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 названной статьи, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования, которое должно быть принято не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
Согласно Уставу муниципального образования "Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области",основной организационной формой деятельности Совета являются его заседания, на которых по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами оренбургской области, Уставом, принимаются в том числе решения ненормативного характера.
В судебном заседании установлено, что вопреки требованиям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) депутатом Совета по десятимандатному избирательному округу № не представлены в установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год как своих, так и супруги.
Прокурор Новосергиевского района, основываясь на результатах проверки, направил ДД.ММ.ГГГГ в Совет представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции письмо о необходимости принятия решения о досрочном прекращении полномочий названного депутата на основании части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ №.С. представление о досрочном прекращении полномочий депутата Компанеец В.В. отклонено.
Решение Совета депутатов нельзя признать законным в силу вышеприведенных правовых норм.
Кроме того, прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Компанеец В.В. как депутат Совета, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные функции, обязан на основании вышеприведенных правовых положений представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер своих и членов своей семьи. По смыслу ч.7.1. ст.40 ФЗ РФ № 131-ФЗ неисполнение данной обязанности влечет досрочное прекращение полномочий депутата.
Согласно п. 11 ст. 25 Устава полномочия депутата прекращаются в случаях, установленных федеральным законодательством.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Однако, принимая решение об отклонении представления прокурора, Советом не было учтено, что в данном конкретном случае действующим законодательством не предусмотрена возможность принятия иного решения, нежели решения о досрочном прекращении полномочий депутата при наличии неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Представленная в суд Компанеец В.В. выписка из ЕГРН не подтверждает факт подачи им декларации о своих доходах и доходах членов семьи в предусмотренном законом порядке. Иные доводы заинтересованного лица основаны на ошибочном понимании норм материального права и иную трактовку норм действующего законодательства, а потому судом отклоняются как необоснованные.
Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227,228 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к Совету депутатов муниципального образования «Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» об оспаривании решения и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета депутатов муниципального образования «Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» от ДД.ММ.ГГГГ № р.С. незаконным.
Обязать Совет депутатов муниципального образования «Платовский сельский совет Новосергиевского района Оренбургской области» в отношении депутата Компанеец Вячеслава Викторовича принять решение в соответствии с требованиями части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2018 года
Председательствующий