Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о. Чапаевск Самарской области 13 мая 2022 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой О.А.,
при секретаре Шаталиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области административное дело № 2А-547/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 16 по Самарской области к Жиляеву В.В. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца в лице МИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Жиляеву В.В. о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований указал на то, что Жиляев В.В. является плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Также Жиляев В.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В установленный законом срок Жиляев В.В. не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности. Позднее Жиляеву В.В. направлено требование об уплате задолженности по налогам. В указанный в налоговом требовании срок задолженность по налогу не уплачена. В этой связи налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании образовавшейся задолженности, который был отменен по заявлению должника. Просят суд взыскать с Жиляева В.В. задолженность в сумме <Данные изъяты> рубля <Данные изъяты> копеек, в том числе: транспортный налог за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, пени в размере <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек, налог на имущество физических лиц пени в размере <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование налог за <Дата обезличена> год в <Данные изъяты> копеек, налог за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, налог за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рубля, пени в размере <Данные изъяты> копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование налог за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, налог за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рубля, пени в размере <Данные изъяты> копейка.
Представитель административного истца – МИФНС №16 России по Самарской области в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Жиляев В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Просил в удовлетворении искам в части взыскания страховых взносов отказать ввиду пропуска срока.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Так, в статье 286 КАС РФ определено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущенный указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями Федерального закона от <Дата обезличена> N 243-ФЗ внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В силу пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование:
за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от <Дата обезличена> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов;
за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование и уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В силу ст.363 Налогового Кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. ст. 357,358 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.
Согласно ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 362 Налогового Кодекса РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Транспортный налог, основания, размер и срок его уплаты определяются главой 28 НК РФ, <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «О транспортном налоге на территории <Адрес обезличен>».
Так, в силу ч.2 ст.3 указанного Закона, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Судом установлено, что Жиляев В.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> и является плательщиком страховых взносов в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно выписки ЕГРЮЛ от <Дата обезличена> Жиляев В.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <Дата обезличена>. Регистрация ИП с <Дата обезличена>. Таким образом, ФИО2, являясь Индивидуальным предпринимателем, обязан плачивать страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию (ОМС).
ФИО2 направлено налоговое требование от <Дата обезличена> об уплате страховых взносов по ОПС в сумме <Данные изъяты> рублей 10 копеек и пени в размере <Данные изъяты> копейки в срок до <Дата обезличена>.
Также направлено требование от <Дата обезличена> об уплате страховых взносов по ОПС в размере <Данные изъяты> рубля, пени в размере <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек и страховых взносов по ОМС в размере <Данные изъяты> рублей и пени в размере <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек, в срок до <Дата обезличена>.
Помимо этого, направлено требование от <Дата обезличена> об уплате страховых взносов по ОПС в размере <Данные изъяты> рубля, пени в размере <Данные изъяты> рубль <Данные изъяты> копейки, страховых взносов по ОМС в размере <Данные изъяты> рубля, пени в размере <Данные изъяты> копейка – в срок до <Дата обезличена>.
Требование об уплате указанных налогов Жиляевым В.В. не исполнено.
Исходя из изложенного, с учётом положений ст. 48 НК РФ, налоговый орган обязан был обратиться в суд со взысканием образовавшейся задолженности: по требованию от <Дата обезличена> – в срок до <Дата обезличена>, по требованию от <Дата обезличена> – в срок до <Дата обезличена>, по требованию от <Дата обезличена> – в срок до <Дата обезличена> соответственно.
Между тем, как установлено материалами дела, налоговая инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 вышеназванной задолженности в мировой суд лишь <Дата обезличена>, то есть с пропуском установленного законом срока, в связи с чем утратила право на взыскание названной задолженности по уплате страховых взносов по ОПС и ОМС.
Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки с физического лица в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные статьей 48 Налогового Кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки от <Дата обезличена> отменен, что послужило основанием настоящего административного иска.
С настоящим иском налоговый орган обратился <Дата обезличена>, то есть в течение шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
Однако то обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата обезличена> N...-О-О). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ). В указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Приведенное разъяснение по аналогии применимо к взысканию обязательных платежей в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Таким образом, поскольку налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении срока на судебное взыскание недоимки, в принятии такого заявления следовало отказать. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительное причины, а также невозможность восстановлении пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления в данной части (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Вместе с тем, из материалов дела также следует, что Жиляев В.В. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку на его имя зарегистрированытранспортные средства и имущество, что подтверждается сведениями МРЭО ГИБДД и Росреестра.
ФИО2 направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за <Дата обезличена> год, которое административным ответчиком не исполнено, в связи с чем налоговым органом направлено в адрес ФИО2 требование от <Дата обезличена> об уплате задолженности по названным налогам в общей сумме 6 160 рублей и пени в размере <Данные изъяты> копеек в срок до <Дата обезличена>.
Ввиду неуплаты недоимки по налогам по указанному требованию, инспекция, в установленный законом срок (<Дата обезличена>) обратилась в мировой суд с заявлением о вынесениисудебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка <Номер обезличен> судебного района <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки от <Дата обезличена> отменен.
В установленный ст. 48 НК РФ срок налоговый орган после отмены судебного приказа обратился в суд с административным иском о взыскании задолженности с ФИО2
Административным ответчиком не представлено доказательств уплаты задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за <Дата обезличена> год.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для отказа в иске в данной части и полагает взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год в заявленном размере.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МИФНС России №16 по Самарской области к Жиляеву В.В, – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за <Дата обезличена> год в размере <Данные изъяты> рублей, пени в размере <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек, по налогу на имущество физических лиц - пени в размере <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек, а всего взыскать <Данные изъяты> рублей <Данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда О.А. Викторова
Мотивированное решение изготовлено 13.05.2022 года.