по делу №2-437/2023
УИД: 73RS0003-01-2023-000177-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 06 марта 2023 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовский Р.С.,
при секретаре Андросовой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области к Родионовой Светлане Александровне о взыскании незаконно полученной суммы пенсии умершего пенсионера
УСТАНОВИЛ
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее по тексту решения ОСФР по Ульяновской области) обратилось в суд с исковым заявлением к Родионовой Светлане Александровне о взыскании незаконно полученной суммы пенсии умершего пенсионера.
В обоснование исковых требований указано, что Каткова И.А. ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем страховой пенсии по старости, на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид 2-группы (ЕДВ) в соответствии со статье 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, получателем единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 года №486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию». Указанные денежные средства перечислялись на счет №, открытый в отделении №8588 Сбербанка России. В января 2022 года истцу стало известно о смерти Катковой И.А., умершей <данные изъяты> года, в связи с чем, с 01 августа 2021 года право на получение пенсии Катковой И.А. было утрачено. Вместе с тем, в связи с несвоевременным выявлением факт смерти Катковой И.А. за период с 01 августа 2021 года по 31 января 2022 года были сформированы платёжные документы на общую сумму <данные изъяты>. На запрос истца о возврате денежных средств ПАО Сбербанк сообщило, что указанные денежные средства были сняты со счета Катковой И.А. её представителем по доверенности Родионовой С.А. Истец полагает, что незаконными действия Родионовой С.А. ОСФР по Ульяновской области был причинены материальный ущерб на общую сумму <данные изъяты>.
На основании изложенного, ссылаясь на положения статей 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд взыскать с Родионовой С.А. в пользу ОСФР по Ульяновской области неосновательное обогащение в виде незаконно полученной суммы пенсии, ежемесячной денежной выплаты и единовременной выплаты в общей сумме <данные изъяты>, в том числе: сумму пенсии за период с 01 августа 2021 года по 31 января 2022 года в размере <данные изъяты>; сумму ежемесячной денежной выплаты с 01 августа 2021 года по 31 января 2022 года в размере <данные изъяты>; сумму единовременной выплаты за период с 01 сентября 2021 года по 30 сентября 2021 года в размере <данные изъяты>;
Представитель ОСФР по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был своевременно и надлежащим образом уведомлен. В материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Родионова С.А. в судебном заседании не отрицая факт получения оспариваемых денежных средств, с исковыми требованиями согласилась частично, указав, что согласно на возврат средств за период с 01 ноября 2021 года по 31 января 2022 года, однако полагает, что имеет право на получение пенсии умершей в течение двух месяцев после её смерти.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в при данной явке.
Выслушав ответчика, исследовав и оценив в совокупности и в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования ОСФР по Ульяновской области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту решения Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в том числе, нетрудоспособные граждане.
Согласно преамбуле Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам, в том числе и в случае наступления инвалидности или потери кормильца.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в размере и в порядке, установленных настоящей статьей, данная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки инвалидов.
Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 года N 486 "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" постановлено произвести гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и являющимся по состоянию на 31 августа 2021 получателями пенсий, которые назначены в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также иных пенсий, выплата которых производится Пенсионным фондом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, единовременную денежную выплату в размере 10000 рублей. Единовременная денежная выплата осуществляется в сентябре 2021 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании документов, содержащихся в выплатном или пенсионном деле, без подачи гражданами заявления об осуществлении единовременной денежной выплаты. При этом гражданам, являющимся получателями одновременно двух пенсий, одна из которых выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации, единовременная денежная выплата осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Смерть пенсионера является основанием для прекращения выплаты пенсии; выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера (пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Как следует из материалов дела и установлено судами, Каткова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь получателем пенсии с 09 января 2007 года, выразила согласие о доставке пенсии через Ульяновское отделение №8588 ПАО Сбербанк на счет №.
13 июля 2021 года Каткова И.А. умерла, о чем ОГКУ «Правительство для граждан» 10 января 2022 года составлена запись акта о смерти №.
12 января 2022 года ГУ – ОПФР по Ульяновской области вынесено решение № о прекращении выплаты пенсии Катковой И.А. по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно протоколам загрузки отчетов о возврате 14 января 2022 года, возврат на счет был осуществлен на сумму 0 рублей 0 копеек, не возврат на сумму – 88 795 рублей 52 копейки.
В качестве причин невозврата указано – получение денежных средств доверенным лицом – Родионовой С.А.
Согласно представленной ПАО Сбербанк выписке по счету №, начисленные Катковой И.А. пенсия, ЕДВ и единовременная выплаты за период с 01 августа 2021 года по 31 января 2022 года были сняты со счета доверенным лицом Родионовой С.А.
В судебном заседании Родионова С.А. указанный факт не оспаривала.
Таким образом, поскольку Родионова С.А., не имея на то законных оснований, преследуя свои личные интересы, сняла со счета Катковой И.А., ошибочно начисленную ей пенсию и распорядилась денежными средствами по своему усмотрению.
Перечисленная пенсия получена Родионова С.А. в результате недобросовестности с ее стороны, поскольку она достоверно знала о наступившей смерти Катковой И.А.
Пенсия является материальным обеспечением пенсионера, в связи с чем, начисленная после смерти Катковой И.А пенсия, ЕДВ и единовременная выплата в общей сумме 88 795 рублей 52 копейки, полученная Катковой И.А., является суммой неосновательного обогащения ответчика и подлежат возврату истцу.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В ходе судебного разбирательства оснований для применения положений части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.
Довод ответчика о том, что она имеет право на получение пенсии ФИО6 в течение первых двух месяцев после её смерти, судом во внимание не принимается, поскольку основан на неверном толковании ответчиком норм действующего законодательства.
Иных доводы и доказательств, указывающих на необоснованность и незаконность заявленных истцом требований, ФИО3 не заявлено и не представлено.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 103 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 61.1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.