К делу № 2-561/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2015 года Хостинский районный суд г. Сочи
Краснодарского края в составе
председательствующего Н.А. Волковой
при секретаре Н.В.Карнауховой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Яковлеву И.В. о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Абинского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Яковлеву И.В., в котором просит признать незаконным бездействие Яковлева И.В. выразившееся в неисполнении требований ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации, ст. ст. 1, 3, 8, 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 19 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» по обеспечению безопасных условий эксплуатации гидротехнических сооружений, собственником которых является Яковлев И.В. Обязать Яковлева И.В. принять меры по обеспечению безопасности следующих гидротехнических сооружений: пруд № 1 с гидротехническим сооружением (дамба Г 1) длинной 2580 м, высотой 2,5 м общей площадью 24600 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> с гидротехническим сооружением (дамба Г2) длиной 1340 м, высотой 2,5 м, площадью 80000 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> с геотехническим сооружением (дамба ГЗ) длинной 1340 м, площадью 8000 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а именно устранить допущенные нарушения путем проведения и разработки: расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, согласовав его в установленном законом порядке; программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения; критериев безопасности гидротехнического сооружения, согласовав их в установленном законом порядке; систем контроля за состоянием гидротехнического сооружения; правил эксплуатации безопасности гидротехнических сооружений; мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; создания финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; обеспечения страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края с привлечением специалистов Ростехнадзора проведена проверка соблюдения водного законодательства, законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В рамках данной проверки анализировалось соблюдение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, а также защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС). При этом установлено, что Яковлев И.В. осуществляет эксплуатацию гидротехнических сооружений, расположенных на территории Абинского района, с нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Так, согласно свидетельств о государственной регистрации права Яковлев И.В. является собственником гидротехнических сооружений: пруд № 1 с гидротехническим сооружением (дамба Г 1) длинной 2580 м, высотой 2,5 м общей площадью 24600 кв.м., расположенное но адресу: <адрес>, пруд № 2 с гидротехническим сооружением дамба Г2) длиной 1340 м, высотой 2,5 м, площадью 80000 кв. м, расположенное по адресу: <адрес> с гидротехническим сооружением (дамба ГЗ) длинной 1340 м, площадью 8000 кв. м, расположенное но адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 2 ст. 39 Водного Кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - ФЗ № 117) его действие распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в ст. 3 ФЗ № 117 и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Согласно ст. 3 ФЗ № 117 под гидротехническими сооружениями, на которые распространяется сфера деятельности ФЗ № 117, понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В соответствии с требованиями ст. 9 ФЗ № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва опорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, установленном указанными органами в соответствии с их полномочиями. Кроме того, согласно ст. 15 ФЗ № 117 риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая. В нарушение требований статей 8, 9, 15, ФЗ № 117, собственником указанных выше ГТС Яковлевым И.В. не обеспечена и не организована разработка расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Краснодарского края в результате аварии гидротехнического сооружения, что влечет за собой отсутствие необходимой подготовки собственников и эксплуатирующих организаций по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а именно: невозможность определения финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнических сооружений; отсутствие возможности возмещения ущерба (вреда), который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц; отсутствие возможности обеспечить страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений и многого другого. Между тем, в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 68-ФЗ от I. 12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в обязанности граждан, а в частности и собственника ГТС, входит соблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов объектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанные бездействия подтверждаются информацией специалиста Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями СКУ Ростехнадзора. При таких обстоятельствах, непринятие Яковлевым И.В. мер по обеспечению безопасности ГТС может привести к существенному материальному ущербу и ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей близлежащих территорий, а также состояние окружающей природной среды, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц. Выявленное бездействие собственника ГТС нарушает права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают основные принципы законодательства в области защиты населения и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера эксплуатации гидротехнических сооружений, а так же соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности ГТС, что в соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации дает прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Яковлев И.В., действуя через представителя, обладающего полномочиями на признание иска, иск признал, представив суду письменное заявление об этом.
В силу 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и считает возможным принять признание иска ответчиком.
В соответствии с ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Удовлетворяя иск, суд в силу положений ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с Яковлева И.В. государственную пошлину в сумме 4000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ № 1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░ 1) ░░░░░░░ 2580 ░, ░░░░░░░ 2,5 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 24600 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░ № 2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░2) ░░░░░░ 1340 ░, ░░░░░░░ 2,5 ░, ░░░░░░░░ 80000 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░ № 3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░) ░░░░░░░ 1340 ░, ░░░░░░░░ 8000 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4000 (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ №8 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░, ░░.░░░░░░, 41.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░