Дело № 2-576/2019
34RS0030-01-2019-000870-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «28» ноября 2019 года.
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисова С.А.,
при секретаре судебного заседания Михеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Реснянской Надежды Андреевны к администрации городского поселения г.Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области об установлении факта владения, признании наследника принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Реснянская Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения г.Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области об установлении факта владения жилым домом за умершим, признании её принявшим наследство, признании за ней права собственности на жилой дом в порядке наследования.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года умер её супруг Реснянский Н.А.. В собственности последнего находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Нотариус, выдав ей свидетельство о праве на наследство на денежные средства наследодателя, отказал ей в выдаче свидетельства о праве на жилой дом, мотивируя отсутствием документального подтверждения, что он принадлежал наследодателю. Ссылаясь на то обстоятельство, что жилым домом её умерший супруг владел на основании договора купли-продажи от 24.05.1971г., просит суд: - установить факт владения, пользования и распоряжения Реснянским Николаем Алексеевичем, умершим ДД.ММ.ГГГГ домовладением общей площадью 67.9 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>; - признать Реснянскую Надежду Андреевну принявшей наследственное имущество, оставшееся после смерти Реснянского Николая Алексеевича в виде жилого дома общей площадью 67.9 кв.м., расположенным по адресу: <адрес> - признать за Реснянской Надеждой Андреевной право собственности в порядке наследства по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Истец причин неявки и их уважительности суду не сообщила. Ответчик представитель администрации городского поселения г.Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Асташов Е.В., а также третьи лица: нотариус Ермилова Г.К., представитель Управления Росреестра по Волгоградской области Шаровская М.В., направили в суд заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как в их отсутствие возможно выяснение всех обстоятельств дела.
Оценив изложенные в исковом заявлении доводы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. п. 8, 12 Постановления Пленума № 9 от 29.05.2012 г. «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
Из положений статьи 1111 ГК РФ следует, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В п. 14 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что в состав наследства, входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в числе прочего имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором).
Согласно п. 34 этого же Постановления, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Абзацем 4 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено, что наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В судебном заседании установлено, что спорный жилой дом представляет собой одноэтажный объект индивидуального жилищного строительства 1983 года постройки, общей площадью 67,9 кв.м., в том числе жилой площадью 38,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Данное обстоятельство подтверждается техническим паспортом на жилой дом от 23.12.2009 г. (л.д. 17-26).
Несмотря на наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о жилом доме с кадастровым номером № общей площадью 67,9 кв.м., дата постановки на кадастровый учет 03.07.2012г., расположенный по адресу: <адрес> в ФГИС ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости (л.д. 90).
Однако, согласно договору купли-продажи от 24.05.1971г. (л.д. 30) Реснянский Н.А. приобрел 2/3 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Указанный договор удостоверен государственным нотариусом Новоаннинской государственной нотариальной конторы Волгоградской области Фирюлиной Н.Н. 24.05.1971 года.
Решением Новоаннинского народного суда Волгоградской области от 8.11.1977г. (л.д. 28) за Реснянским Н.А. закреплен земельный участок площадью 919 кв.м., а за Пудовкиной А.И. – 1109 кв.м., по <адрес>
Решением Новоаннинского городского Совета народных депутатов от 21.08.1980г. № 8/172 (л.д. 88), земельный участок по <адрес>, разделен на два самостоятельных земельных участка по фактическому пользованию, при этом Реснянскому Н.А. выделен земельный участок площадью 988 кв.м., и разрешено строительство нового жилого дома размером 8,0 на 8,0 по <адрес>, со сносом 2/3 долей дома до начала строительства.
Строительство жилого дома, являющегося предметом спора по настоящему делу, и принятие его в эксплуатацию подтверждается делом застройщика (л.д. 8-16), техническим паспортом на жилой дом (л.д. 17-26), сведениями Новоаннинского филиала Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (л.д. 93).
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждается факт того, что спорный жилой дом принадлежал Реснянскому Н.А..
ДД.ММ.ГГГГ года Реснянский Н.А. умер (л.д. 56).
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
19.03.2019 года истец Реснянская Н.А. обратилась к нотариусу Ермиловой Г.К. с заявлением о принятии наследства по закону, оставшееся после смерти её супруга Реснянского Н.А. (л.д. 57). При этом сын наследодателя – Реснянский А.Н., отказался от причитающейся ему доли наследства по закону в пользу своей матери и супруги наследодателя Реснянской Н.А. (л.д. 59).
13.08.2019 года нотариусом Ермиловой Г.К. истцу Реснянской Н.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства, внесенные в денежные вклады, хранящиеся в подразделении № 8621/0587 Поволжского Банка ПАО Сбербанк на счетах №, с причитающимися процентами и компенсациями (л.д. 70).
В выдаче Реснянской Н.А. свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, постановлением нотариусом Новоаннинского района Волгоградской области Ермиловой Г.К. от 13.08.2019 года было отказано, в связи с тем, что совершение данного действия противоречит закону (л.д. 71). Как следует из мотивировочной части указанного постановления, основанием к отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство послужило отсутствие сведений о регистрации права собственности в ЕГРН на спорное имущество.
Вместе с тем, поскольку в судебном заседании установлено, что умершему Реснянскому Н.А. при жизни фактически принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, государственная регистрация права на который им не была осуществлена, а истец Реснянская Н.А. является его единственным наследником по закону, суд находит заявленные исковые требования в части признания за истцом права собственности на указанный жилой дом в порядке наследования по закону, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта владения, пользования и распоряжения спорным жилым домом за Реснянским Н.А., умершим ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
При указанных обстоятельствах требования Реснянской Н.А. об установлении факта владения, пользования и распоряжения жилым за умершим, удовлетворению не подлежат.
Не имеется у суда и оснований для удовлетворения требований Реснянской Н.А. о признании её принявшей наследственное имущество в виде спорного жилого дома, поскольку в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Истцом при подаче искового заявления, в связи с отсутствием сведений об инвентаризационной стоимости жилого дома, была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей.
Согласно справке Новоаннинского филиала Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (л.д. 93) инвентаризационная стоимость жилого дома, расположенного <адрес>, составляет 196 822 рубля.
В соответствии с абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей уплачивается в размере 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
При таких обстоятельствах с Реснянской Н.А. в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 936,44 рублей, исчисленная как разница между подлежащей уплате (5136,44 рублей) и уплаченной истцом (200 рублей) государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Реснянской Надежды Андреевны к администрации городского поселения г.Новоаннинский Новоаннинского муниципального района Волгоградской области об установлении факта владения, признании наследника принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования, – удовлетворить в части.
Признать за Реснянской Надеждой Андреевной право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после Реснянского Николая Алексеевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части заявленных требований Реснянской Надежде Андреевне отказать.
Взыскать с Реснянской Надежды Андреевны в бюджет Новоаннинского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 4 936 рублей 44 копейки.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 декабря 2019 года.
Председательствующий: судья С.А. Денисов.