Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-483/2023 ~ М-1-435/2023 от 26.10.2023

                                                                                                         73RS0021-01-2023-000501-38

дело № 2а-1-483/2023

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года                                                                                          г. Сенгилей

Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Горбачевой Т.Ю., при секретаре Мартьяновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, АО «Ульяновская сетевая компания», ПАО «Ростелеком», ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» о признании незаконным бездействия и обязании организовать работы по спиливанию дерева,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного заседания, в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании организовать работы по спиливанию дерева.

Требования мотивированы тем, что прокурором Сенгилеевского района Ульяновской области при рассмотрении обращений Чесноковой О.Г., Коптенок К.А., Астафьева В.П. выявлены нарушения в сфере благоустройства, выразившиеся в непринятии мер по сносу (спилу) аварийных дерев.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, выразившиеся в непринятии мер по проведению работ по спиливанию (вырубке) деревьев породы «липа», расположенных возле жилых домов и а по <адрес> в <адрес>, незаконным; обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки деревьев породы «липа», расположенных возле жилых домов , а по <адрес> в <адрес>; обязать АО «Ульяновская сетевая компания» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки деревьев породы «тополь», расположенного возле жилого <адрес> в <адрес>, и возле жилого <адрес> в <адрес>; обязать ПАО «Ростелеком» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по спиливанию (вырубке) дерева породы «тополь», расположенного возле жилого <адрес> в <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: АО «Ульяновская сетевая компания», ПАО «Ростелеком», ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».

В судебном заседании помощник прокурора Низамова Ф.Ф. поддержала уточненные административные исковые требования, в обоснование привела доводы, изложенные в административном иске.

Административные истцы Чеснокова О.Г., Астафьев В.П. уточненные административные требования просили удовлетворить в полном объеме.

Административный истец Коптенок К.А. в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назаров А.В., участвующий в деле по доверенности, административный иск признал частично, полагает, что требования к администрации подлежат в части спила аварийного дерева возле жилого <адрес> в <адрес>.

Представители административных ответчиков АО «УСК», ПАО «Ростелеком» в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители административных ответчиков ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», а также представитель заинтересованного лица ООО «С-Групп», Шпак И.Е., извещенные надлежащим образом о дне и месте судебного заседания, в суд не явились.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из письменных материалов дела следует, что по заявлению Чесноковой О.Г., Коптенок К.А., Астафьева В.П., прокуратурой Сенгилееского района Ульяновской области проведена проверка по факту нарушений в сфере благоустройства, выразившиеся в непринятии мер по спилу аварийных деревьев (л.д. 7-12).

Актами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что деревья, расположенные возле жилых домов по адресам: <адрес>; <адрес>б; <адрес>, являются аварийными деревьями, представляют опасность для жизни, здоровья граждан и их имущества; включены в реестр аварийных деревьев МО «Сенгилеевское городское поселение» (л.д. 94-95, 99-100, 103-105).

В ходе проведенной проверки прокурором ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МО «Сенгилеевский район» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 17-19).

Поскольку до настоящего времени нарушения не устранены, прокурор обратился с данным административным иском в суд.

    В соответствии с п. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе, для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160), которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (п. 1). Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (п. 5).

Согласно Приложению «Требования границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при классе напряжения до 1 Кв на расстоянии 2 метров.

Пунктом 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Ранее действовавшими Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255 (утратили силу 17 марта 2009 года с введением в действие Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160), обязанность по установлению охранных зон, по охране электрических сетей и соблюдению нормальных условий их эксплуатации возлагалась на предприятия (организации), в ведении которых находятся электрические сети. Охранные зоны электрических сетей устанавливались, в частности, вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра с каждой стороны.

Таким образом, как Постановление Совета Министров СССР от 11.09.1972 года № 667, так и Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160, предусматривают аналогичные требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства.

Согласно схеме электрических соединений ВЛ 0,4 кВ проходит возле домовладений по адресу: <адрес>, ГКТП (л.д. 92) и по адресу: <адрес>, 90, 90а, КТП . (л.д. 93).

Из акта обследования деревьев, следует, что по <адрес> произрастает «тополь», рядом проходит линия электропередач.

Из пояснений помощника прокурора в судебном заседании следует, что в ходе проверки было установлено, что возле жилых домов, по адресу: <адрес>, и <адрес>, <адрес> растут деревья породы «тополь» и «липа», расстояние от которых до воздушной линии электропередачи составляет менее 2 метров. Более того, провода проходят через кроны деревьев, непосредственно задевая ветки.

Данные факты стороной ответчика не опровергнуты и подтверждается фотокопиями (л.д. 48, 115, 187, 198, 199).

Доказательств обратного суду не представлено.

Как следует из материалов дела, АО «УСК» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ переданы за плату во временное владение и пользование объекты электроэнергетики <адрес> и <адрес>, согласно Приложению , в частности – ГКТП кВА, КТП кВА, год ввода в эксплуатацию 1986 и 1983 (л.д. 85 – 89).

В судебном заседании установлено, что линии электропередач ВЛИ-0,4 кВ, которые подходят к ГКТП кВА, КТП кВА, эксплуатируются АО «УСК». Данный факт в судебном заседании не оспаривается.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что деревья породы «тополь» и «липа», находятся возле домовладений по адресу: <адрес>, и <адрес>, в пределах охранной зоны, переданной по договору аренды и эксплуатируемой АО «УСК». Данные деревья актами обследования деревьев признаны аварийными и подлежащими вырубке, в связи, с чем включены в реестр аварийных деревьев. Деревья создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также угрозу повреждения линии электропередач.

При таких обстоятельствах, учитывая, что аварийные деревья находятся в пределах нормативно установленных границ охранной зоны линии электропередачи, арендатором и эксплуатирующей организацией которой является АО «УСК», суд полагает необходимым возложить обязанность осуществления спила (вырубки) вышеуказанных деревьев на сетевую организацию – АО «УСК».

Доводы административного соответчика АО «УСК» о том, что обязанность по спиливанию и вырубке деревьев должна быть возложена на администрацию района, а также на ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» суд полагает несостоятельными, поскольку аварийное дерево находятся в пределах охранной зоны линии электропередачи.

В обоснование своих доводов представитель ответчика ссылается на п. 2.4.8 Правил устройства электроустановок, в соответствии с которым расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м.

Вместе с тем, как следует из представленных фотокопий, а также из объяснений сторон, воздушная линия электропроводов, проложенной от опор к домовладениям по указанным выше адресам, проходит непосредственно вблизи стволов и веток многолетних деревьев, на расстоянии менее 0,5 м.

Доказательств обратного суду не представлено.

При разрешении административных исковых требований прокурора к ПАО «Ростелеком», суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 578 утверждены Правила охранной линии и сооружений связи Российской Федерации (далее по тексту - Правила).

Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации вводятся для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации (ч. 1 Правил).

Настоящие Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности.

Предприятия, учреждения и организации (далее именуются - предприятия), владельцы ведомственных и иных сетей связи, входящих во взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации, на основании настоящих Правил, норм и правил технической эксплуатации, действующих на сетях связи общего пользования, разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи на своих сетях.

Согласно пп. «а» п. 4 указанных Правил, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.

при высоте насаждений менее 4 метров - шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 4 метра (по 2 метра с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев); при высоте насаждений более 4 метров - шириной не менее расстояния между крайними проводами воздушных линий связи и линий радиофикации плюс 6 метров (по 3 метра с каждой стороны от крайних проводов до ветвей деревьев); вдоль трассы кабеля связи - шириной не менее 6 метров (по 3 метра с каждой стороны от кабеля связи); в) все работы в охранных зонах линий и сооружений связи, линий и сооружений радиофикации выполняются с соблюдением действующих нормативных документов по правилам производства и приемки работ.

Трассы линий связи должны периодически расчищаться от кустарников и деревьев, содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии, должна поддерживаться установленная ширина просек. Деревья, создающие угрозу проводам линий связи и опорам линий связи, должны быть вырублены с оформлением в установленном порядке лесорубочных билетов (ордеров).

Просеки для кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, проходящие по лесным массивам и зеленым насаждениям, должны содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии силами предприятий, в ведении которых находятся линии связи и линии радиофикации.

В силу п. п. 39, 40 Правил земельная площадь охранных зон на трассах линий связи и линий радиофикации используется юридическими и физическими лицами в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации с учетом ограничений, установленных настоящими Правилами и обеспечивающих сохранность линий связи и линий радиофикации.

Принимая во внимание указанные выше нормы закона, доводы представителя административного ответчика, полагавшего, что обязанность по спилу аварийного дерева находится в зоне ответственности администрации Сенгилеевского района, поскольку Правилами благоустройства и Уставом МО «Сенгилеевский район» данная обязанность отнесена к полномочиям администрации, суд считает несостоятельными.

Как следует из заявления Чесноковой О.Г. в прокуратуру Сенгилеевского района, она проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Напротив дома растет дерево породы «тополь», которое признано аварийным, через ветки дерева проходят линии связи (л.д. 7).

Согласно акту обследования деревьев от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), указанное дерево старовозрастное, крупногабаритное, представляет опасность для жизни, здоровья граждан и их имущества, необходим снос данного дерева; дерево является аварийным, что подтверждается реестром.

В судебном заседании помощник прокурора Низамова Ф.Ф. пояснила, что в ходе визуального осмотра было установлено, что ветки данного дерева опутаны телефонными проводами (линиями связи), провода проходят через кроны деревьев, непосредственно задевая ветки.

Данный факт подтверждается материалами дела, в том числе фотокопиями (л.д. 185) и не отрицается представителем ПАО «Ростелеком», который также присутствовал при проведении осмотра.

Доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что аварийное дерево находится в пределах нормативно установленных границ охранной зоны линии связи, эксплуатирующей организацией которой является ПАО «Ростелеком», суд полагает необходимым возложить обязанность осуществления спила вышеуказанного дерева на данного административного ответчика.

При разрешении заявленных требований к администрации МО «Сенгилеевский район», суд руководствуется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Решением Совета депутатов МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновкой области от 29.06.2017 № 39 утверждены Правила благоустройства территорий МО «Сенгилеевское городское поселение».

Согласно п. 3.1.10 Правил, работы по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства включают в себя, в том числе работы по сносу сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней.

В соответствии со ст. 43 Устава МО «Сенгилеевский район» организация благоустройства территории МО «Сенгилеевское городское поселение» отнесена к полномочиям администрации Сенгилеевского района.

Судом установлено, что в адрес главы администрации прокурором района неоднократно вносились представления об устранении нарушений закона, нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается письменными материалами дела и не оспаривается стороной административного ответчика.

Выявленные нарушения в части осуществления контроля за соблюдением Правил, организации благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, не обеспечивают охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов. Администрацией не организована вырубка аварийных деревьев специализированной организацией, не установлена соответствующая процедура.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что деревья порода «липа», расположенные возле жилых домов по адресу: <адрес>, признаны аварийными, не входят в охранную зону, представляют опасность жизни, здоровью граждан, их имущества, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Сенгилеевский район» и возложении обязанности по организации работ по спиливанию деревьев.

Доводы прокурора об аварийном состоянии спорных деревьев подтверждены доказательствами и не опровергнуты административными ответчиками.

Оснований для удовлетворения исковых требований к ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск», ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», суд не усматривает.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этот лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований прокурора, поскольку создается угроза жизни и здоровью граждан. При этом, с учетом характера и объема совершаемых действий, работы по спиливанию (вырубке) деревьев, должны быть совершены административными ответчиками в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Административное исковое заявление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, АО «Ульяновская сетевая компания», ПАО «Ростелеком» о признании незаконным бездействия и обязании организовать работы по спиливанию дерева, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, выразившиеся в непринятии мер по проведению работ по спиливанию (вырубке) деревьев породы «липа», расположенных возле жилого <адрес> в <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки деревьев породы «липа», расположенных возле жилого <адрес> в <адрес>.

Обязать Акционерное общество «Ульяновская сетевая компания» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки деревьев породы «тополь» и «липа», расположенных возле жилого <адрес> в <адрес>, и возле жилых домов , по <адрес> в <адрес>.

Обязать ПАО «Ростелеком» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по спиливанию (вырубке) дерева породы «тополь», расположенного возле жилого <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ульяновского областного суда через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня решения судом в окончательной форме.

Судья                                                             Т.Ю. Горбачева

Мотивированное решение изготовлено 01.12.2023.

2а-1-483/2023 ~ М-1-435/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Астафьев В.П.
Чеснокова О.Г.
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Чесноковой Ольги Геннадьевны, Коптенок Кристины Александровны, Астафьева Владимира Петровича
Коптенок К.А.
Ответчики
ООО "Газпром газораспределение Ульяновск"
Акционерное общество "Ульяновская сетевая компания"
Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области
ООО "Газпром межрегионгаз Ульяновск"
ПАО "Ростелеком"
Другие
Шпак И.Е.
ООО "С-Групп"
Суд
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области
Судья
Горбачёва Т. Ю.
Дело на странице суда
sengileevskiy--uln.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация административного искового заявления
26.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2023Подготовка дела (собеседование)
15.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее