дело № 71-384/2021
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 8 апреля 2021 года жалобу Климовой Л.В. на постановление судьи Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 11 августа 2020 года № 5-492/2020, вынесенное в отношении Климовой Людмилы Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
обжалуемым постановлением судьи директор государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда» (далее - ГКУ «СРЦН № 2 г. Нижняя Салда») Климова Л.В. признана виновной в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенном при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе Климова Л.В. просит о снижении размера административного штрафа или о применении положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав Климову Л.В. и защитника Голицына А.В., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Как усматривается из материалов дела, требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения директором ГКУ «СРЦН № 2 г. Нижняя Салда» Климовой Л.В. не выполнены.
Так, на основании приказа заместителя главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянскому району от 13 апреля 2020 года <№> должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе в период с 14 апреля 2020 года по 24 апреля 2020 года проведено эпидемиологическое расследование в отношении ГКУ «СРЦН № 2 г. Нижняя Салда», в ходе которого выявлены следующие нарушения требований ст. ст. 11, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9 3.10, 3.11, 3.13 постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10 апреля 2020 года № 05/02-2 «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области», а именно:
- по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Салда, ул. Строителей, д. 11 недостаточное количество одноразовых и многоразовых масок для сотрудников; отсутствуют графики уборки и проветривания на период повышенного уровня ОРВИ; не соблюдается принцип изоляции между группами; влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств проводится 2 раза в день, вместо требуемой каждые 2 часа; комната для приема пищи не оборудована раковиной с подводкой горячей и холодной воды; сотрудники моют посуду в помещении пищеблока;
- по адресу: Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул. Строителей, д. 50 недостаточное количество одноразовых и многоразовых масок для сотрудников; проветривание осуществляется по графику с 9 часов до 10 часов и с 20 часов до 21 часа, вместо требуемых каждые 2 часа; отсутствует график влажной уборки и обеззараживания бактерицидными облучателями; утренний фильтр проводится двумя ртутными термометрами; график уборки помещений отсутствует; имеется столовая посуда со сколами; на пищеблоке не проводится замачивание кухонной посуды; отсутствует инструкция по замачиванию посуды; посуда грязная; дезинфицирующее средство хранится в полиэтиленовом пакете; отсутствует кожный антисептик при входе в организацию.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе приказом о проведении эпидемиологического расследования от 13 апреля 2020 года № 66-09-12/02-4937-2020 (л.д. 140-141), предписанием о проведении экспертизы от 13 апреля 2020 года № 66-09-12/02-4937-2020 (л.д. 66-67), справками о результатах обследований от 21 апреля 2020 года (л.д. 30-33, 34-36), актами обследований от 16 апреля 2020 года (л.д. 45-54, 55-65), фотоматериалами (л.д. 27-29), распоряжением Правительства Свердловской области от 23 сентября 2019 года № 492-РП о назначении Климовой Л.В. директором ГКУ «СРЦН № 2 г. Нижняя Салда» (л.д. 18), должностной инструкцией директора ГКУ «СРЦН № 2 г. Нижняя Салда» (л.д. 19-25).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 24 апреля 2020 года в отношении директора ГКУ «СРЦН № 2 г. Нижняя Салда» Климовой Л.В. протокола об административном правонарушении, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 14-17).
Оценив добытые доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о виновности Климовой Л.В. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившимся в нарушении действующих санитарных правил и невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а ее действия правильно квалифицировал по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного кодекса.
Постановление судьи о привлечении Климовой Л.В. к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по данному делу не имеется, поскольку в результате нарушения требований санитарного законодательства существует возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей.
Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены постановления судьи не имеется.
Вместе с тем, постановление судьи подлежит изменению в части размера назначенного Климовой Л.В. административного наказания.
Назначая Климовой Л.В. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, судья не обсудил вопрос о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.
На основании ч. 2.2 ст. 4.1 названного Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее 10 000 рублей, а для должностных лиц - не менее 50 000 рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом положений ч. 2.3 ст. 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа для Климовой Л.В. не может быть менее 25 000 рублей.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, устранение выявленных нарушений, а также материальное положение Климовой Л.В., судья приходит к выводу о возможности назначения ей наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с соблюдением требований ч. 2.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд считает, что применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий характеру и существу правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
Учитывая все приведенные обстоятельства, суд считает, что назначение Климовой Л.В. административного штрафа в размере 25 000 рублей будет отвечать принципу справедливости наказания, обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений, соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 5-492/2020, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░