Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, АО «Страховая бизнес группа» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации городского округа <адрес> о признании права общей долевой собственности на сарай, обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на сарай,
УСТАНОВИЛ :
ФИО2, ФИО3, АО «Страховая бизнес группа» обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права общей долевой собственности на сарай, обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на сарай.
В обоснование заявленных исковых требований указывают, что истцы являются собственниками квартир и нежилых помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации их права собственности.
В состав общего имущества собственников помещений в указанном жилом многоквартирном доме входит земельный участок площадью 2 240 кв.м с кадастровым номером: 36:34:0402002:1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>.
Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели 15.03.2015г. общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение о строительстве на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402002:1, площадью 2240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: многоквартирный жилой дом, относящемся к общему имуществу жилого многоквартирного <адрес>, сооружения вспомогательного использования площадью не менее 30 кв.м для хранения имущества по обслуживанию многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. Решение общего собрания оформлено Протоколом № от 15.03.2015г.
Сооружение вспомогательного использования - сарай, общей площадью 33,5 кв.м, было построено, и 13.08.2015г. кадастровым инженером Воронежского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был подготовлен Технический план здания.
ДД.ММ.ГГГГ. данный сарай был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.08.2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном жилом <адрес> в виде сарая, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером № с выдачей им новых свидетельств о государственной регистрации прав собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, взамен существующих, с указанием в них сведений обо всех объектах недвижимости и земельном участке, составляющих общее имущество данного жилого дома и размеров доли собственников помещений в праве на общее имущество в многоквартирном доме. Доверить представительство интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> при сборе документов, подаче заявлений на государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в данном доме, и получении свидетельств о государственной регистрации прав всех собственников помещений в данном доме в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - ЗАО «Страховая бизнес группа». Решение общего собрания оформлено Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
АО «Страховая бизнес группа» от имени всех участников общей долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ. были поданы документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером 36:34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Распиской в получении документов на государственную регистрацию.
В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган были предоставлены кадастровый паспорт здания от 14.08.2015г. и Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 31.08.2015г. №.
12.10.2015г. Управлением Росреестра по <адрес> регистрационные действия были приостановлены сроком на один месяц, до 12.11.2015г., в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997г. №22-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №.
В данном уведомлении указано, что в целях правильности проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Управление главного архитектора городского округа - <адрес> направлены соответствующие запросы по уточнению сведений: входит ли вышеуказанный земельный участок в состав зон охраны объектов культурного наследия, возможно ли возведение такого объекта на данном земельном участке, необходимо ли получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ. Государственный регистратор Управления Росреестра по <адрес> направил в адрес АО «Страховая бизнес группа» сообщение об отказе в государственной регистрации №, которым истцам было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером №.
В сообщении об отказе в государственной регистрации приводятся следующие причины данного отказа. По мнению государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>, Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> не устанавливает и не удостоверяет права собственности на хозяйственное сооружение - сарай, согласно п.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». У заявителей отсутствует проектная документация, содержащая разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия («Дом Ковыряловой», расположенный по адресу: <адрес>), включающие оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>, которая необходима в соответствии с п.З ст.36 ФЗ от 25.06.2002г. №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для проведения строительных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия. На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, запрещено строительство сараев, поскольку в соответствии со ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. № «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа <адрес>», дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) относятся к запрещенным видам использования зоны 01 Многофункциональный общегородской центр».
Истцы считают отказ Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Поскольку для строительства собственниками на принадлежащем им земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется, то собственники не обязаны получать и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также оформлять проектную документацию на данное сооружение хозяйственного назначения.
Таким образом, по мнению истцов, указание в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ. такой причины для отказа в государственной регистрации, как непредставление разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не соответствует закону.
Кроме того, пакет документов, представленный истцами на государственную регистрацию права общей долевой собственности на сарай, как на общее имущество многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, полностью соответствует требованиям, установленным п.1 ст.17 и ст.25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также требованиям Росреестра, содержащимся в его Письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с закрепленной в п.5 ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» нормой о запрете на истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности, а также прямого указания на то, что отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации, истцы считают необоснованным указание в Сообщении № от 13.11.2015г. такой причины для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности, как непредставление заявителями проектной документации по строительству сарая с разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия («Дом Ковыряловой», расположенный по адресу: <адрес>), включающие оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>.
Истцы далее указывают, что в тексте самого Сообщения № от 13.11.2015г. об отказе в государственной регистрации, согласно полученным ответам Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> и Управления главного архитектора городского округа <адрес>, спорный сарай в границы территории объекта культурного наследия «Дом Ковыряловой», утвержденные Приказом Управления культуры <адрес> от 08.12.2009г. №-ОД, не попадает. Зона охраны указанного объекта культурного наследия в настоящий момент не утверждена. Таким образом, по мнению истцов, строительство данного хозяйственного сооружения под действие ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не подпадает.
Также истцы считают несоответствующим закону такую причину для отказа в государственной регистрации права собственности, содержащуюся в сообщении от 13.11.2015г., как расположение сарая в границах территориальной зоны индексом 01 «Многофункциональный общегородской центр», на территории которой, согласно ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) относятся к запрещенным видам использования. Хозяйственное сооружение - сарай, необходимый для нормального функционирования многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> является вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.4 ст.3 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>. Следовательно, никаких нарушений Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> ими как собственниками помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> допущено не было, и отказ Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай, как на общее имущество многоквартирного жилого дома, не соответствует закону и нарушает их право собственности на данный объект недвижимости.
В связи с этим, истцы просили суд признать право общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 и Акционерного общества «Страховая бизнес группа» на сарай площадью кв.м, с кадастровым номером: 36:34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, Платонова, <адрес>, в следующих долях:
доля собственника <адрес>, площадью 34,5 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - составляет 3/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения I в лит. А, А2, АЗ, площадью 475,5 кв.м, этаж: 1, 2 этаж, мансарда. Номера на поэтажном плане: 1эт.: №, 2эт.: №, 3эт.: №, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 44/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, площадью 208,9 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане: №, №, условный №- АО «Страховая бизнес группа» - 20/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 58,8 кв.м., расположенная на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 7/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, А1, площадью 91,5 кв.м., этаж подвал, 1 этаж, номера на поэтажном плане: подвал №, 1эт. №, условный № - АО «Страховая бизнес группа» - 8/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 74,4 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - ФИО3 - 6/100 доли;
- доля собственника <адрес>, площадью 40,1 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый №, - ФИО3 - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,2 кв.м., расположенной на 2 этаже многоквартирного <адрес>, кадастровый №, - ФИО2 - 4/100 доли.
Впоследствии истцы уточнили ответчиков, указав в качестве них Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Администрацию городского округа <адрес>, а также уточнили заявленные исковые требования, просили суд:
Признать право общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 ФИО3 и Акционерного общества «Страховая бизнес группа» на сарай площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером: 36:34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, 11латонова, <адрес>, в следующих долях:
доля собственника <адрес>, площадью 34,5 кв.м., расположенной на 2 этаже, растровый № - АО «Страховая бизнес группа» - составляет 3/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения I в лит. А, А2, АЗ, площадью 475.5 м, этаж: 1, 2 этаж, мансарда. Номера на поэтажном плане: 1эт.: №, 2эт.: №, 3эт.: №, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 44/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, площадью 208,9 кв.м., этаж номера на поэтажном плане: №, №, условный № - АО «Страховая бизнес группа» - 20/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 58,8 кв.м., расположенная на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 7/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, А1, площадью 91,5 кв.м., :аж подвал, 1 этаж, номера на поэтажном плане: подвал №, 1эт. №, условный № - АО «Страховая бизнес группа» - 8/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 74,4 кв.м., расположенной на 2 этаже,
кадастровый № - ФИО3 - 6/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 40,1 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый №, - ФИО3 - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,2 кв.м., расположенной на 2 этаже многоквартирного <адрес>, кадастровый №, - ФИО2 - 4/100 доли.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 и Акционерного общества «Страховая бизнес группа» на сарай площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером: 34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, в следующих долях:
доля собственника <адрес>, площадью 34,5 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - составляет 3/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения I в лит. А, А2, АЗ, площадью 475.5, этаж: 1, 2 этаж, мансарда. Номера на поэтажном плане: 1эт.: №, 2эт.: №, 3эт.: №- кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 44/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, площадью 208,9 кв.м., этаж номера на поэтажном плане: №, №, условный №-
АО «Страховая бизнес группа» - 20/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 58,8 кв.м., расположенная на 2 этаже, кадастровый № — АО «Страховая бизнес группа» - 7/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, А1, площадью 91,5 кв.м., подвал, 1 этаж, номера на поэтажном плане: подвал №, 1эт. №, условный номер
№ - АО «Страховая бизнес группа» - 8/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 74,4 кв.м., расположенной на 2 этаже, астровый № - ФИО3 - 6/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 40,1 кв.м., расположенной на 2 этаже, астровый №, - ФИО3 - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,2 кв.м., расположенной на 2 этаже многоквартирного <адрес>, кадастровый №, - ФИО2 - 4/100 доли.
В судебном заседании представитель истца АО «Страховая бизнес группа» по доверенности ФИО5 поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их.
Истцы ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчиков по доверенностям ФИО6 и ФИО7 исковые требования не признали, просили суд оставить их без удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> по доверенности ФИО8 при принятии решения полагалась на усмотрение суда, указав, что каких-либо документов, подтверждающих согласование строительства спорного объекта, в том числе, с ними, в материалах дела не содержится.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся, лиц, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы являются собственниками квартир и нежилых помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации их права собственности.
В состав общего имущества собственников помещений в указанном жилом многоквартирном доме входит земельный участок площадью 2 240 кв.м с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>.
Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели ДД.ММ.ГГГГ. общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение о строительстве на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: многоквартирный жилой дом, относящемся к общему имуществу жилого многоквартирного <адрес>, сооружения вспомогательного использования площадью не менее 30 кв.м для хранения имущества по обслуживанию многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. Решение общего собрания оформлено Протоколом № от 15.03.2015г. (л.д. 30-33).
Сооружение вспомогательного использования - сарай, общей площадью 33,5 кв.м, было построено, и 13.08.2015г. кадастровым инженером Воронежского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был подготовлен Технический план здания.
ДД.ММ.ГГГГ. данный сарай был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.08.2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном жилом <адрес> в виде сарая, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером № с выдачей им новых свидетельств о государственной регистрации прав собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, взамен существующих, с указанием в них сведений обо всех объектах недвижимости и земельном участке, составляющих общее имущество данного жилого дома и размеров доли собственников помещений в праве на общее имущество в многоквартирном доме. Доверить представительство интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> при сборе документов, подаче заявлений на государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в данном доме, и получении свидетельств о государственной регистрации прав всех собственников помещений в данном доме в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - ЗАО «Страховая бизнес группа». Решение общего собрания оформлено Протоколом № от 31.08.2015г. (л.д. 54-57).
АО «Страховая бизнес группа» от имени всех участников общей долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ. были поданы документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Распиской в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 58-59).
В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган были предоставлены кадастровый паспорт здания от 14.08.2015г. и Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 31.08.2015г. №.
12.10.2015г. Управлением Росреестра по <адрес> регистрационные действия были приостановлены сроком на один месяц, до 12.11.2015г., в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997г. №22-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №. В данном уведомлении указано, что в целях правильности проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Управление главного архитектора городского округа - <адрес> направлены соответствующие запросы по уточнению сведений: входит ли вышеуказанный земельный участок в состав зон охраны объектов культурного наследия, возможно ли возведение такого объекта на данном земельном участке, необходимо ли получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта.
13.11.2015г. Государственный регистратор Управления Росреестра по <адрес> направил в адрес АО «Страховая бизнес группа» Сообщение об отказе в государственной регистрации №, которым истцам было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером 36:34:0402002:430.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 4 Закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Согласно ст. 17 Закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Закона, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого проекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным кодексом.
В процессе проведения правовой экспертизы было установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия «Дом ФИО9». Здание принято под государственную охрану в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по сохранению историко-культурного наследия <адрес>» и зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под номером №.
Согласно представленному кадастровому паспорту, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402002:1.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об основах культурного наследия (памятник истории и архитектуры) народов РФ» в границах территории объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об основах культурного наследия (памятник истории и архитектуры) народов РФ» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Границы территории объекта культурного наследия <данные изъяты>» утверждены приказом управления культуры <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтом окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории городского округа <адрес>, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах указанных зон» утверждены зоны охраны объекта культурного наследия «Дом Ковыряловых», а также предельные параметры разрешенного строительства в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Спорная постройка является самостоятельным объектом, не примыкающим к основному объекту культурного наследия. Расположена в зоне регулирования застройки, и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, обеспечивающих преемственность архитектурных решений, используя за образец стилистику, пропорции, отделочные материалы утраченного объекта культурного наследия или объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости. Вместе с тем, расположение сарая находится также и в границах территориальной зоны индексом 01 «Многофункциональный общегородской центр», на территории которой согласно ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) относятся к запрещенным видам использования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> пояснил, что в установленном законом порядке истцы не обращались за выдачей разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, и указанный объект является самовольной постройкой.
Истцами в судебное заседание представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ООО «СтройВектор», в соответствии с которым объектом осмотра является сарай, расположенный на земельном участке многоквартирного жилого дома. Краткая техническая характеристика объекта исследования: ограждающие конструкции металлические, покрытие металлическое, пол бетонный. Параметры сарая эксперт не указывает, также из исследования неясно, является ли возведенная постройка объектом капитального строительства. В результате эксперт делает вывод, что объект исследования – сарай, расположенный по адресу: <адрес>, выполняет вспомогательные функции, т.е. является объектом вспомогательного использования и согласно пп.3, п. 17, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ не требует получения разрешения на строительство (л.д. 68-72).
Вместе с тем, кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, истцам необходимо доказать, что ими учтены при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Согласно кадастровому паспорту, объект является недвижимым имуществом, его площадь 33.5 кв.м, кадастровая стоимость 339361,70 руб. Высота объекта ни в каких представленных истцами документах не указана, указана только этажность – 1 этаж. Однако в представленных Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес> с документами фототаблицах визуально спорный объект определяется как объект гаражно-ангарного типа, с гаражными воротами (л.д. 210-216).
Согласно схеме границ земельного участка по <адрес> г. возведенный самовольно объект, указанный как сарай, находится на территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия.
В данном случае в отсутствие соответствующих согласований истцы не доказали, что на земельном участке категории: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: многоквартирный жилой дом, в границах территориальной зоны индексом 01 «Многофункциональный общегородской центр», а также в зоне охраны объекта культурного наследия возведенный самовольно объект, указанный как сарай, не наносит вред объекту культурного наследия, обеспечивает сохранность и неизменность облика самого объекта культурного наследия; в ходе возведения сарая соблюдены установленные статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования.
При указанных обстоятельствах, Управление Росреестра по <адрес> не является надлежащим ответчиком в рамках заявленных исковых требований, поскольку не является участником спорных материальных правоотношений, так как не имеет никаких имущественных прав на спорное имущество и не претендует на них, не является стороной оспариваемой сделки. Также истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов и вторым ответчиком – Администрацией городского округа <адрес>, поскольку за соответствующими согласованиями к данному ответчику, а также в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, они не обращались.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
ФИО2, ФИО3, АО «Страховая бизнес группа» к иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации городского округа <адрес> о признании права общей долевой собственности на сарай, обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на сарай, отказать.
Решение может быть обжаловано через Ленинский районный суд <адрес> в <данные изъяты> областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего - судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, АО «Страховая бизнес группа» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации городского округа <адрес> о признании права общей долевой собственности на сарай, обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на сарай,
УСТАНОВИЛ :
ФИО2, ФИО3, АО «Страховая бизнес группа» обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании права общей долевой собственности на сарай, обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на сарай.
В обоснование заявленных исковых требований указывают, что истцы являются собственниками квартир и нежилых помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации их права собственности.
В состав общего имущества собственников помещений в указанном жилом многоквартирном доме входит земельный участок площадью 2 240 кв.м с кадастровым номером: 36:34:0402002:1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>.
Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели 15.03.2015г. общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение о строительстве на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402002:1, площадью 2240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: многоквартирный жилой дом, относящемся к общему имуществу жилого многоквартирного <адрес>, сооружения вспомогательного использования площадью не менее 30 кв.м для хранения имущества по обслуживанию многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. Решение общего собрания оформлено Протоколом № от 15.03.2015г.
Сооружение вспомогательного использования - сарай, общей площадью 33,5 кв.м, было построено, и 13.08.2015г. кадастровым инженером Воронежского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был подготовлен Технический план здания.
ДД.ММ.ГГГГ. данный сарай был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.08.2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном жилом <адрес> в виде сарая, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером № с выдачей им новых свидетельств о государственной регистрации прав собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, взамен существующих, с указанием в них сведений обо всех объектах недвижимости и земельном участке, составляющих общее имущество данного жилого дома и размеров доли собственников помещений в праве на общее имущество в многоквартирном доме. Доверить представительство интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> при сборе документов, подаче заявлений на государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в данном доме, и получении свидетельств о государственной регистрации прав всех собственников помещений в данном доме в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - ЗАО «Страховая бизнес группа». Решение общего собрания оформлено Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
АО «Страховая бизнес группа» от имени всех участников общей долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ. были поданы документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером 36:34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Распиской в получении документов на государственную регистрацию.
В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган были предоставлены кадастровый паспорт здания от 14.08.2015г. и Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 31.08.2015г. №.
12.10.2015г. Управлением Росреестра по <адрес> регистрационные действия были приостановлены сроком на один месяц, до 12.11.2015г., в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997г. №22-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №.
В данном уведомлении указано, что в целях правильности проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Управление главного архитектора городского округа - <адрес> направлены соответствующие запросы по уточнению сведений: входит ли вышеуказанный земельный участок в состав зон охраны объектов культурного наследия, возможно ли возведение такого объекта на данном земельном участке, необходимо ли получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта.
ДД.ММ.ГГГГ. Государственный регистратор Управления Росреестра по <адрес> направил в адрес АО «Страховая бизнес группа» сообщение об отказе в государственной регистрации №, которым истцам было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером №.
В сообщении об отказе в государственной регистрации приводятся следующие причины данного отказа. По мнению государственного регистратора Управления Росреестра по <адрес>, Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> не устанавливает и не удостоверяет права собственности на хозяйственное сооружение - сарай, согласно п.1 ст.17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». У заявителей отсутствует проектная документация, содержащая разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия («Дом Ковыряловой», расположенный по адресу: <адрес>), включающие оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>, которая необходима в соответствии с п.З ст.36 ФЗ от 25.06.2002г. №-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» для проведения строительных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия. На земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, запрещено строительство сараев, поскольку в соответствии со ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009г. № «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа <адрес>», дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) относятся к запрещенным видам использования зоны 01 Многофункциональный общегородской центр».
Истцы считают отказ Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Поскольку для строительства собственниками на принадлежащем им земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется, то собственники не обязаны получать и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также оформлять проектную документацию на данное сооружение хозяйственного назначения.
Таким образом, по мнению истцов, указание в сообщении № от ДД.ММ.ГГГГ. такой причины для отказа в государственной регистрации, как непредставление разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не соответствует закону.
Кроме того, пакет документов, представленный истцами на государственную регистрацию права общей долевой собственности на сарай, как на общее имущество многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, полностью соответствует требованиям, установленным п.1 ст.17 и ст.25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также требованиям Росреестра, содержащимся в его Письме № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с закрепленной в п.5 ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» нормой о запрете на истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности, а также прямого указания на то, что отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации, истцы считают необоснованным указание в Сообщении № от 13.11.2015г. такой причины для отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности, как непредставление заявителями проектной документации по строительству сарая с разделом об обеспечении сохранности объекта культурного наследия («Дом Ковыряловой», расположенный по адресу: <адрес>), включающие оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с управлением по охране объектов культурного наследия <адрес>.
Истцы далее указывают, что в тексте самого Сообщения № от 13.11.2015г. об отказе в государственной регистрации, согласно полученным ответам Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> и Управления главного архитектора городского округа <адрес>, спорный сарай в границы территории объекта культурного наследия «Дом Ковыряловой», утвержденные Приказом Управления культуры <адрес> от 08.12.2009г. №-ОД, не попадает. Зона охраны указанного объекта культурного наследия в настоящий момент не утверждена. Таким образом, по мнению истцов, строительство данного хозяйственного сооружения под действие ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не подпадает.
Также истцы считают несоответствующим закону такую причину для отказа в государственной регистрации права собственности, содержащуюся в сообщении от 13.11.2015г., как расположение сарая в границах территориальной зоны индексом 01 «Многофункциональный общегородской центр», на территории которой, согласно ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) относятся к запрещенным видам использования. Хозяйственное сооружение - сарай, необходимый для нормального функционирования многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> является вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п.4 ст.3 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>. Следовательно, никаких нарушений Правил землепользования и застройки городского округа <адрес> ими как собственниками помещений в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> допущено не было, и отказ Управления Росреестра по <адрес> в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай, как на общее имущество многоквартирного жилого дома, не соответствует закону и нарушает их право собственности на данный объект недвижимости.
В связи с этим, истцы просили суд признать право общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 и Акционерного общества «Страховая бизнес группа» на сарай площадью кв.м, с кадастровым номером: 36:34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, Платонова, <адрес>, в следующих долях:
доля собственника <адрес>, площадью 34,5 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - составляет 3/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения I в лит. А, А2, АЗ, площадью 475,5 кв.м, этаж: 1, 2 этаж, мансарда. Номера на поэтажном плане: 1эт.: №, 2эт.: №, 3эт.: №, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 44/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, площадью 208,9 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане: №, №, условный №- АО «Страховая бизнес группа» - 20/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 58,8 кв.м., расположенная на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 7/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, А1, площадью 91,5 кв.м., этаж подвал, 1 этаж, номера на поэтажном плане: подвал №, 1эт. №, условный № - АО «Страховая бизнес группа» - 8/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 74,4 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - ФИО3 - 6/100 доли;
- доля собственника <адрес>, площадью 40,1 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый №, - ФИО3 - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,2 кв.м., расположенной на 2 этаже многоквартирного <адрес>, кадастровый №, - ФИО2 - 4/100 доли.
Впоследствии истцы уточнили ответчиков, указав в качестве них Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Администрацию городского округа <адрес>, а также уточнили заявленные исковые требования, просили суд:
Признать право общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 ФИО3 и Акционерного общества «Страховая бизнес группа» на сарай площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером: 36:34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, 11латонова, <адрес>, в следующих долях:
доля собственника <адрес>, площадью 34,5 кв.м., расположенной на 2 этаже, растровый № - АО «Страховая бизнес группа» - составляет 3/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения I в лит. А, А2, АЗ, площадью 475.5 м, этаж: 1, 2 этаж, мансарда. Номера на поэтажном плане: 1эт.: №, 2эт.: №, 3эт.: №, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 44/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, площадью 208,9 кв.м., этаж номера на поэтажном плане: №, №, условный № - АО «Страховая бизнес группа» - 20/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 58,8 кв.м., расположенная на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 7/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, А1, площадью 91,5 кв.м., :аж подвал, 1 этаж, номера на поэтажном плане: подвал №, 1эт. №, условный № - АО «Страховая бизнес группа» - 8/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 74,4 кв.м., расположенной на 2 этаже,
кадастровый № - ФИО3 - 6/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 40,1 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый №, - ФИО3 - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,2 кв.м., расположенной на 2 этаже многоквартирного <адрес>, кадастровый №, - ФИО2 - 4/100 доли.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать право общей долевой собственности ФИО2, ФИО3 и Акционерного общества «Страховая бизнес группа» на сарай площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером: 34:0402002:430, расположенный по адресу: <адрес>, в следующих долях:
доля собственника <адрес>, площадью 34,5 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - составляет 3/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения I в лит. А, А2, АЗ, площадью 475.5, этаж: 1, 2 этаж, мансарда. Номера на поэтажном плане: 1эт.: №, 2эт.: №, 3эт.: №- кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 44/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, площадью 208,9 кв.м., этаж номера на поэтажном плане: №, №, условный №-
АО «Страховая бизнес группа» - 20/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 58,8 кв.м., расположенная на 2 этаже, кадастровый № — АО «Страховая бизнес группа» - 7/100 доли;
доля собственника нежилого встроенного помещения в лит.А, А1, площадью 91,5 кв.м., подвал, 1 этаж, номера на поэтажном плане: подвал №, 1эт. №, условный номер
№ - АО «Страховая бизнес группа» - 8/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,8 кв.м., расположенной на 2 этаже, кадастровый № - АО «Страховая бизнес группа» - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 74,4 кв.м., расположенной на 2 этаже, астровый № - ФИО3 - 6/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 40,1 кв.м., расположенной на 2 этаже, астровый №, - ФИО3 - 4/100 доли;
доля собственника <адрес>, площадью 37,2 кв.м., расположенной на 2 этаже многоквартирного <адрес>, кадастровый №, - ФИО2 - 4/100 доли.
В судебном заседании представитель истца АО «Страховая бизнес группа» по доверенности ФИО5 поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их.
Истцы ФИО2 и ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители ответчиков по доверенностям ФИО6 и ФИО7 исковые требования не признали, просили суд оставить их без удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> по доверенности ФИО8 при принятии решения полагалась на усмотрение суда, указав, что каких-либо документов, подтверждающих согласование строительства спорного объекта, в том числе, с ними, в материалах дела не содержится.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся, лиц, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы являются собственниками квартир и нежилых помещений в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации их права собственности.
В состав общего имущества собственников помещений в указанном жилом многоквартирном доме входит земельный участок площадью 2 240 кв.м с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>.
Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели ДД.ММ.ГГГГ. общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение о строительстве на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2240 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: многоквартирный жилой дом, относящемся к общему имуществу жилого многоквартирного <адрес>, сооружения вспомогательного использования площадью не менее 30 кв.м для хранения имущества по обслуживанию многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>. Решение общего собрания оформлено Протоколом № от 15.03.2015г. (л.д. 30-33).
Сооружение вспомогательного использования - сарай, общей площадью 33,5 кв.м, было построено, и 13.08.2015г. кадастровым инженером Воронежского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был подготовлен Технический план здания.
ДД.ММ.ГГГГ. данный сарай был поставлен на кадастровый учет, ему был присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровым паспортом от 14.08.2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> провели общее собрание собственников помещений, на котором приняли решение произвести государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в многоквартирном жилом <адрес> в виде сарая, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером № с выдачей им новых свидетельств о государственной регистрации прав собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, взамен существующих, с указанием в них сведений обо всех объектах недвижимости и земельном участке, составляющих общее имущество данного жилого дома и размеров доли собственников помещений в праве на общее имущество в многоквартирном доме. Доверить представительство интересов всех собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> при сборе документов, подаче заявлений на государственную регистрацию права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество в данном доме, и получении свидетельств о государственной регистрации прав всех собственников помещений в данном доме в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - ЗАО «Страховая бизнес группа». Решение общего собрания оформлено Протоколом № от 31.08.2015г. (л.д. 54-57).
АО «Страховая бизнес группа» от имени всех участников общей долевой собственности ДД.ММ.ГГГГ. были поданы документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Распиской в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 58-59).
В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган были предоставлены кадастровый паспорт здания от 14.08.2015г. и Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме от 31.08.2015г. №.
12.10.2015г. Управлением Росреестра по <адрес> регистрационные действия были приостановлены сроком на один месяц, до 12.11.2015г., в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997г. №22-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», что подтверждается Уведомлением о приостановлении государственной регистрации №. В данном уведомлении указано, что в целях правильности проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, Управление главного архитектора городского округа - <адрес> направлены соответствующие запросы по уточнению сведений: входит ли вышеуказанный земельный участок в состав зон охраны объектов культурного наследия, возможно ли возведение такого объекта на данном земельном участке, необходимо ли получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию данного объекта.
13.11.2015г. Государственный регистратор Управления Росреестра по <адрес> направил в адрес АО «Страховая бизнес группа» Сообщение об отказе в государственной регистрации №, которым истцам было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на сарай, площадью 33,5 кв.м, с кадастровым номером 36:34:0402002:430.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 4 Закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Согласно ст. 17 Закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Закона, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
В соответствии с пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого проекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным кодексом.
В процессе проведения правовой экспертизы было установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия «Дом ФИО9». Здание принято под государственную охрану в соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по сохранению историко-культурного наследия <адрес>» и зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ под номером №.
Согласно представленному кадастровому паспорту, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402002:1.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об основах культурного наследия (памятник истории и архитектуры) народов РФ» в границах территории объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ «Об основах культурного наследия (памятник истории и архитектуры) народов РФ» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Границы территории объекта культурного наследия <данные изъяты>» утверждены приказом управления культуры <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона – территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтом окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории городского округа <адрес>, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах указанных зон» утверждены зоны охраны объекта культурного наследия «Дом Ковыряловых», а также предельные параметры разрешенного строительства в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Спорная постройка является самостоятельным объектом, не примыкающим к основному объекту культурного наследия. Расположена в зоне регулирования застройки, и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия, в которой разрешается строительство объектов капитального строительства, обеспечивающих преемственность архитектурных решений, используя за образец стилистику, пропорции, отделочные материалы утраченного объекта культурного наследия или объектов культурного наследия, расположенных в непосредственной близости. Вместе с тем, расположение сарая находится также и в границах территориальной зоны индексом 01 «Многофункциональный общегородской центр», на территории которой согласно ст.20 Правил землепользования и застройки городского округа <адрес>, дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) относятся к запрещенным видам использования.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа <адрес> пояснил, что в установленном законом порядке истцы не обращались за выдачей разрешения на строительство спорного объекта недвижимости, и указанный объект является самовольной постройкой.
Истцами в судебное заседание представлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное ООО «СтройВектор», в соответствии с которым объектом осмотра является сарай, расположенный на земельном участке многоквартирного жилого дома. Краткая техническая характеристика объекта исследования: ограждающие конструкции металлические, покрытие металлическое, пол бетонный. Параметры сарая эксперт не указывает, также из исследования неясно, является ли возведенная постройка объектом капитального строительства. В результате эксперт делает вывод, что объект исследования – сарай, расположенный по адресу: <адрес>, выполняет вспомогательные функции, т.е. является объектом вспомогательного использования и согласно пп.3, п. 17, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ не требует получения разрешения на строительство (л.д. 68-72).
Вместе с тем, кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, истцам необходимо доказать, что ими учтены при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Согласно кадастровому паспорту, объект является недвижимым имуществом, его площадь 33.5 кв.м, кадастровая стоимость 339361,70 руб. Высота объекта ни в каких представленных истцами документах не указана, указана только этажность – 1 этаж. Однако в представленных Управлением по охране объектов культурного наследия <адрес> с документами фототаблицах визуально спорный объект определяется как объект гаражно-ангарного типа, с гаражными воротами (л.д. 210-216).
Согласно схеме границ земельного участка по <адрес> г. возведенный самовольно объект, указанный как сарай, находится на территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия.
В данном случае в отсутствие соответствующих согласований истцы не доказали, что на земельном участке категории: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: многоквартирный жилой дом, в границах территориальной зоны индексом 01 «Многофункциональный общегородской центр», а также в зоне охраны объекта культурного наследия возведенный самовольно объект, указанный как сарай, не наносит вред объекту культурного наследия, обеспечивает сохранность и неизменность облика самого объекта культурного наследия; в ходе возведения сарая соблюдены установленные статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования.
При указанных обстоятельствах, Управление Росреестра по <адрес> не является надлежащим ответчиком в рамках заявленных исковых требований, поскольку не является участником спорных материальных правоотношений, так как не имеет никаких имущественных прав на спорное имущество и не претендует на них, не является стороной оспариваемой сделки. Также истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов и вторым ответчиком – Администрацией городского округа <адрес>, поскольку за соответствующими согласованиями к данному ответчику, а также в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, они не обращались.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
ФИО2, ФИО3, АО «Страховая бизнес группа» к иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации городского округа <адрес> о признании права общей долевой собственности на сарай, обязании зарегистрировать право общей долевой собственности на сарай, отказать.
Решение может быть обжаловано через Ленинский районный суд <адрес> в <данные изъяты> областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.