именем Российской Федерации
город Воркута Республика Коми 28 февраля 2017 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием представителя истца Бабенко С.В.,
представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононенко В.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о назначении пенсии,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. Просил суд отменить решение № 220/06 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте от 24.11.2016 года; возложить обязанность на ответчика зачесть в стаж дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды обучения в СПТУ-3 г.Воркуты, выполнения гособязанностей, дней оплаты донорам, учебы в УКК с оплатой, курсов повышения квалификации с оплатой, обучения ВГК с оплатой, медкомиссии, командировки с 01.09.1988г. по 02.05.1990 г., с 27.06.1990г. по 22.10.1990г., с 01.12.1990г. по 21.08.1991г., с 01.02.1992г. по 05.02.1992г., 14.10.1992 г., 30.11.1992г., 20.03.1995г., 25.03.1995г., 26.04.1996 г., 03.08.1996 г., 24.02.1998 г., 04.09.1998 г., с 07.09.1998 по 08.09.1998, 01.12.1998г., 16.11.1999г., 18.01.2000г., с 04.09.2003г. по 08.09.2003г., 18.07.2006г., с 18.09.2006г. по 22.09.2006г., 16.02.2007г., 21.02.2008г., 14.06.2008г., с 20.06.2008г. по 25.06.2008г., 31.07.2008г., 16.10.2008г., с 20.10.2008г. по 28.11.2008г., 01.12.2008г., 15.04.2009г., 19.05.2009г., 27.10.2009г., 18.11.2009 г., 18.03.2010 г., с 01.06.2010г. по 02.06.2010г., 15.09.2010г., 16.11.2010г., 16.02.2011 г., с 17.04.2011г. по 20.04.2011г., 10.06.2011г., с 25.09.2011г. по 08.10.2011г., с 20.10.2011г. по 20.11.2011 г., 15.01.2012г., с 13.02.2012г. по 15.02.2012г., 02.04.2012г., 23.05.2012г., 16.11.2012г., 27.03.2013г., 10.06.2013г., с 22.08.2013г. по 24.08.2013г., 20.09.2013г., 28.10.2013г., 16.01.2014г., 21.04.2014г., с 28.10.2014г. по 31.10.2014г., 25.12.2014г., с 25.04.2015г. по 27.04.2015г., с 14.09.2015г. по 25.09.2015г., 09.11.2015г., 21.12.2015г., с 02.08.2016г. по 04.08.2016г., 05.09.2016 гг.; назначить досрочную страховую пенсию по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 октября 2016 года и выплатить недоплату пенсии с 31 октября 2016 года по 28 февраля 2017 года включительно с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми; взыскать с ответчика судебные расходы на представителя в сумме 15000 рублей. В обоснование иска указал, что ответчик незаконно исключил из специального стажа указанные выше периоды. Считает, что спорные периоды должны быть включены в специальный стаж, дающий право на пенсию по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчик в отзыве на иск указал, что спорные периоды исключены из специального стажа истца в силу закона, судебные расходы считает излишне завышенными.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в рассмотрении дела не принимал, направил представителя. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель истца Бабенко С.В. поддержал иск по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика Галкин М.А. иск не признал по доводам отзыва.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Истец 31 октября 2016 г. обратился к ответчику за назначением пенсии по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 30.03.2016 г. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением № 220/06 от 24.11.2016 в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Специальный стаж истца составил 24 г. 02 мес. 28 дн. Из указанного решения следует, что из специального стажа истца исключены периоды выполнения гособязанностей, дней оплаты донорам, учебы в УКК с оплатой, курсов повышения квалификации с оплатой, обучения ВГК с оплатой, медкомиссии, командировки.
Согласно таблице трудовой деятельности при назначении пенсии периоды обучения истца в СПТУ-3 г.Воркуты, выполнения гособязанностей, дней оплаты донорам, учебы в УКК с оплатой, курсов повышения квалификации с оплатой, обучения ВГК с оплатой, медкомиссии, командировки с 01.09.1988г. по 02.05.1990 г., с 27.06.1990г. по 22.10.1990г., с 01.12.1990г. по 21.08.1991г., с 01.02.1992г. по 05.02.1992г., 14.10.1992 г., 30.11.1992г., 20.03.1995г., 25.03.1995г., 26.04.1996 г., 03.08.1996 г., 24.02.1998 г., 04.09.1998 г., 01.12.1998г., 16.11.1999г., 18.01.2000г., с 04.09.2003г. по 08.09.2003г., 18.07.2006г., с 18.09.2006г. по 22.09.2006г., 16.02.2007г., 21.02.2008г., 14.06.2008г., с 20.06.2008г. по 25.06.2008г., 31.07.2008г., 16.10.2008г., с 20.10.2008г. по 28.11.2008г., 01.12.2008г., 15.04.2009г., 19.05.2009г., 27.10.2009г., 18.11.2009 г., 18.03.2010 г., с 01.06.2010г. по 02.06.2010г., 15.09.2010г., 16.11.2010г., 16.02.2011 г., с 17.04.2011г. по 20.04.2011г., 10.06.2011г., с 25.09.2011г. по 08.10.2011г., 20.10.2011г., 15.01.2012г., с 13.02.2012г. по 15.02.2012г., 02.04.2012г., 23.05.2012г., 16.11.2012г., 27.03.2013г., 10.06.2013г., с 22.08.2013г. по 24.08.2013г., 20.09.2013г., 28.10.2013г., 16.01.2014г., 21.04.2014г., с 28.10.2014г. по 31.10.2014г., 25.12.2014г., с 25.04.2015г. по 27.04.2015г., с 14.09.2015г. по 25.09.2015г., 09.11.2015г., 21.12.2015г., с 02.08.2016г. по 04.08.2016г., 05.09.2016 гг. исключены ответчиком из специального стажа по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно п.2 указанной выше статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившее в силу с 1 января 2015г., пунктом 3 которого предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков; периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик обоснованно исключил из специального стажа истца периоды проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с § 6 Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, согласованных с Госстроем СССР 27.09.1972 г. и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972 г., утвержденных Министерством угольной промышленности СССР 14.12.1972 г. и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972 г.: «Все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность предварительного обучения устанавливается: - для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, -10 дней, ранее работавших на шахтах - 5 дней и переводимых на работу по другой профессии - 2 дня; - для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, - 3 дня, ранее работавших на шахтах -1 день».
Согласно ст. ст. 27, 28 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как в соответствии со ст.112 КЗоТ РФ, так и в соответствии со ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что для прохождения техминимума, обучения на курсах, обучении в военизированной горноспасательной команде истец направлялся работодателем на учебу в связи с его профессиональной деятельностью, без чего не мог быть допущен к работе, в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата и уплачивались взносы в Пенсионный фонд, периоды прохождения техминимумов, обучения на курсах подлежат включению в специальный стаж работы истца.
Согласно ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра за работниками, сохраняется средний заработок по месту работы. Из смысла трудового законодательства следует, что на время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняется также и место работы.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии со ст. 144 КЗоТ РФ, действовавшей до 1 февраля 2002 года, администрация предприятий, учреждений, организаций обязана была беспрепятственно отпускать работников в учреждения здравоохранения в день обследования и в день сдачи крови для переливания и сохранять за ними средний заработок за эти дни. Работникам, являющимся донорами, предоставлялся непосредственно после каждого дня сдачи крови для переливания день отдыха с сохранением среднего заработка.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья; донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предоставляет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Кроме того, Пенсионным фондом РФ 7 декабря 1998 г. было издано Письмо "О порядке зачета в специальный стаж "донорских" дней, согласно которого работникам, являющимся донорами (статья 114 КЗоТ РФ) день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и N 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
В силу ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ст.111 КЗоТ РФ предусматривала, что на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии со ст. 165 Трудового кодекса РФ, при исполнении государственных или общественных обязанностей работникам предоставляются гарантии и компенсации.
Так ст. 170 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Из справок, имеющихся в материалах дела следует, что в периоды выполнения гособязанностей, дней оплаты донорам, учебы в УКК, курсов повышения квалификации, обучения ВГК, медкомиссий, командировки истцу выплачивался средний заработок.
Следовательно, с учетом правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 г. N 59-О-О, и исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства, указанные выше периоды выполнения гособязанностей, дней оплаты донорам, учебы в УКК, курсов повышения квалификации, обучения ВГК, медкомиссий, командировки 14.10.1992 г., 30.11.1992г., 20.03.1995г., 25.03.1995г., 26.04.1996 г., 03.08.1996 г., 24.02.1998 г., 04.09.1998 г., 01.12.1998г., 16.11.1999г., 18.01.2000г., с 04.09.2003г. по 08.09.2003г., 18.07.2006г., с 18.09.2006г. по 22.09.2006г., 16.02.2007г., 21.02.2008г., 14.06.2008г., с 20.06.2008г. по 25.06.2008г., 31.07.2008г., 16.10.2008г., с 20.10.2008г. по 28.11.2008г., 01.12.2008г., 15.04.2009г., 19.05.2009г., 27.10.2009г., 18.11.2009 г., 18.03.2010 г., с 01.06.2010г. по 02.06.2010г., 15.09.2010г., 16.11.2010г., 16.02.2011 г., с 17.04.2011г. по 20.04.2011г., 10.06.2011г., с 25.09.2011г. по 08.10.2011г., 20.10.2011г., 15.01.2012г., с 13.02.2012г. по 15.02.2012г., 02.04.2012г., 23.05.2012г., 16.11.2012г., 27.03.2013г., 10.06.2013г., с 22.08.2013г. по 24.08.2013г., 20.09.2013г., 28.10.2013г., 16.01.2014г., 21.04.2014г., с 28.10.2014г. по 31.10.2014г., 25.12.2014г., с 25.04.2015г. по 27.04.2015г., с 14.09.2015г. по 25.09.2015г., 09.11.2015г., 21.12.2015г., с 02.08.2016г. по 04.08.2016г., 05.09.2016 гг. подлежат включению в специальный стаж истца.
Из справок, имеющихся в материалах дела, следует, что в период с 07.09.1998 по 08.09.1998 г. истцу предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, а период работы истца с 21.10.2011 по 20.11.2011 гг. включен ответчиком самостоятельно в специальный стаж истца. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о включении в стаж дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода отпуска без сохранения заработной платы с 07.09.1998 по 08.09.1998 г., периода работы с 21.10.2011 по 20.11.2011 гг. следует отказать.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что из специального стажа истца исключены периоды учебы в СПТУ-3 г.Воркуты. По данным трудовой книжки, имеющейся в пенсионном деле и копии диплома (л.д. 21) следует, что в период с 01.09.1988 по 05.02.1992 гг. истец обучался в среднем профессионально-техническом училище № 3 г.Воркуты. Согласно таблице трудовой деятельности период обучения в СПТУ №3 по специальности электрослесарь подземный исключены ответчиком из специального стажа истца. Период работы истца после обучения в СПТУ №3 зачтен ответчиком в специальный стаж по Списку №1.
Проверив расчет специального стажа истца, суд считает доводы истца обоснованными по следующим основаниям. Работа истца после обучения в СПТУ-3 в должности электрослесаря подземного на шахте «Аяч-Яга» предусмотрена Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 и Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В соответствии с п. 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590, действовавшем в период обучения истца в СПТУ, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.1992 года.
Учитывая, что истец изначально 01.09.1988 г. поступил в СПТУ-3 г.Воркуты для обучения по профессии электрослесарь подземный. Фактически в период действия Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 работал в должности электрослесарь подземный на шахте «Аяч-Яга» с 14.08.1991 по 31.01.1992 г. указанный период включен ответчиком как в специальный стаж по Списку №1, так и в стаж, дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", после отчисления из СПТУ-3 г.Воркуты истец был принят постоянно по профессии электрослесарь подземный на шахте «Аяч-Яга», указанный период также включен ответчиком как в специальный стаж по Списку №1, так и в стаж, дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд считает, что правила содержащиеся в Положении от 03 августа 1972 г. N 590, подлежат применению в данном случае.
Таким образом, на период обучения истца в СПТУ-3 г.Воркуты по специальности электрослесарь подземный действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Соответственно, вышеназванные периоды обучения истца в СПТУ-3 г.Воркуты с 01.09.1988г. по 02.05.1990 г., с 27.06.1990г. по 22.10.1990г., с 01.12.1990г. по 21.08.1991г., с 01.02.1992г. по 05.02.1992г. подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом включения спорных периодов стаж истца, дающий право на пенсию по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составит на момент обращения за назначением пенсии более 25 лет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о назначении пенсии по пп.11 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и выплате недоплаты пенсии с учетом индексации по индексам роста потребительских цен по Республике Коми подлежат удовлетворению с 31 октября 2016 года.
В соответствии со статьями 98, 100 ГПК РФ принимая во внимание степень сложности дела, с учетом ходатайства ответчика об уменьшении взыскиваемой суммы за услуги представителя, социальной значимости данной категории дела, с учетом принципа разумности и справедливости, суд считает возможным уменьшить расходы на представителя и взыскать в пользу истца расходы в размере 7500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отменить решение № 220/06 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте от 24.11.2016 года.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Кононенко В.Г. в стаж дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды обучения в СПТУ-3 г.Воркуты, выполнения гособязанностей, дней оплаты донорам, учебы в УКК с оплатой, курсов повышения квалификации с оплатой, обучения ВГК с оплатой, медкомиссии, командировки с 01.09.1988г. по 02.05.1990 г., с 27.06.1990г. по 22.10.1990г., с 01.12.1990г. по 21.08.1991г., с 01.02.1992г. по 05.02.1992г., 14.10.1992 г., 30.11.1992г., 20.03.1995г., 25.03.1995г., 26.04.1996 г., 03.08.1996 г., 24.02.1998 г., 04.09.1998 г., 01.12.1998г., 16.11.1999г., 18.01.2000г., с 04.09.2003г. по 08.09.2003г., 18.07.2006г., с 18.09.2006г. по 22.09.2006г., 16.02.2007г., 21.02.2008г., 14.06.2008г., с 20.06.2008г. по 25.06.2008г., 31.07.2008г., 16.10.2008г., с 20.10.2008г. по 28.11.2008г., 01.12.2008г., 15.04.2009г., 19.05.2009г., 27.10.2009г., 18.11.2009 г., 18.03.2010 г., с 01.06.2010г. по 02.06.2010г., 15.09.2010г., 16.11.2010г., 16.02.2011 г., с 17.04.2011г. по 20.04.2011г., 10.06.2011г., с 25.09.2011г. по 08.10.2011г., 20.10.2011г., 15.01.2012г., с 13.02.2012г. по 15.02.2012г., 02.04.2012г., 23.05.2012г., 16.11.2012г., 27.03.2013г., 10.06.2013г., с 22.08.2013г. по 24.08.2013г., 20.09.2013г., 28.10.2013г., 16.01.2014г., 21.04.2014г., с 28.10.2014г. по 31.10.2014г., 25.12.2014г., с 25.04.2015г. по 27.04.2015г., с 14.09.2015г. по 25.09.2015г., 09.11.2015г., 21.12.2015г., с 02.08.2016г. по 04.08.2016г., 05.09.2016 гг.
Возложить обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми назначить Кононенко В.Г. досрочную страховую пенсию по пп.11 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 31 октября 2016 года и выплатить недоплату пенсии с 31 октября 2016 года по 28 февраля 2017 года включительно с учетом индексации на индексы потребительских цен по Республике Коми.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Воркуте Республики Коми в пользу Кононенко В.Г. судебные расходы на представителя в сумме 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
В удовлетворении исковых требований Кононенко В.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми о включении в стаж дающий право на пенсию по пп.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода отпуска без сохранения заработной платы с 07.09.1998 по 08.09.1998 г., периода работы с 21.10.2011 по 20.11.2011 гг. – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2017 года.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина
......
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...