КОПИЯ
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2015
Дело 2-1251 «А»/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ревда 09 ноября 2015 года
Ревдинский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карпенко А.В.
с участием представителя истца Горяйнова С.В. – Гришиной Т.С. на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Поляковой Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горяйнова С.В. к Администрации городского округа Ревда об обязании Администрации городского округа Ревда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Горяйнов С.В. обратился в суд с иском об обязании Администрацию городского округа Ревда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадь., <данные изъяты>м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> и направить в его адрес.
Истец Горяйнов С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом (л.д.103).
В силу ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Горяйнова С.В. имеющего представителя.
В судебном заседании представитель истца Горяйнова С.В. – Гришина Т.С. действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что Горяйнов С.В. не является индивидуальным предпринимателем, не ведет предпринимательской деятельности, является собственником нежилого здания склада, литер П, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> как физическое лицо.
Согласно п. 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяется на участки предоставленные гражданам из земель сельскохозяйственного назначения под здания, строения сооружения и под индивидуальное жилищное строительство. Федеральный закон «Об использовании земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на данный земельный участок. Здания были построены еще в ДД.ММ.ГГГГ. Администрация имела возможность поменять назначение земельного участка и согласовать его границы. Горяйнов С.В. провел самостоятельно межевание земельного участка. Впоследствии обратился в администрацию для утверждения границ земельного участка. Администрация вынесла постановление, утвердила схему границ, установила ограничение. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет, получен кадастровый паспорт. Первоначально Горяйнов С.В. обратился в Администрацию ГО Ревда в ДД.ММ.ГГГГ, Администрация рекомендовала Горяйнову С.В. поменять категорию земель. Поэтому Горяйнов С.В. обратился с заявлением об изменении категории земель. Администрация вынесла постановление о переводе земельного участка в категорию земли населенных пунктов. Федеральная служба регистрации Кадастра и Картографии в ДД.ММ.ГГГГ указали в своем решении, что невозможно изменить категорию земельного участка и постановили приостановить кадастровую регистрацию в связи с отсутствием оснований для смены категории. После этого Горяйнов С.В. обратился в Администрацию с заявлением о том, что ему отказали в изменении категории земель. Согласно письма Администрация ГО Ревда ответила, что в настоящее время ими проводятся работы по проставлению карты (плана) и после изменения категории земель, вопрос будет рассмотрен. В ДД.ММ.ГГГГ Горяйнов С.В. вновь обратился в Администрацию ГО Ревда с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Ответ от Администрации ГО Ревда не поступал, поэтому Горяйнов С.В. вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. На земельном участке уже стоят строения, Горяйнов С.В. приобрел земельные участки по договору купли-продажи, он не возводил новые строения. Назначение земли действительно другое и данные здания (объекты) были возведены для обеспечения нужд колхоза, после закрытия совхоза здания остались и были проданы без изменения категории земель. В силу п. 6 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок, занятый сооружением должен быть предоставлен в собственность без проведения торгов. В земельном кодексе Российской Федерации нигде не указано ограничение на то, что земельный участок не предоставляется в собственность, если категория использования земель не соответствует заявленной. Администрация ГО Ревда обязана была ответить на заявление Горяйнова С.В., но ответ получен не был. Поэтому Горяйнов С.В. вынужден был обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора. Горяйнов С.В. обязан оформить земельный участок, находящийся под зданиями. В случае не оформления Горяйновым С.В. земельного участка Росреестр вправе наложить штраф, а так же если в течение 5 лет не оформить в собственность земельный участок он снимается с кадастрового учета. На кадастровый учет земельный участок поставлен ДД.ММ.ГГГГ. Администрация ГО Ревда в течение 3 лет не может поменять категорию земель, а Горянов С.В. стал заложником бездействия Администрации ГО Ревда по изменению категории земель.
Таким образом истец просит, обязать Администрацию городского округа Ревда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <адрес> площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> и направить его истцу.
Представитель Администрации ГО Ревда в судебное заседание не явился, о месте времени и дате судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 102). Предоставив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорный земельный участок согласно Генеральному плану входит в границы города Ревда и относиться к землям населенного пункта, в сведениях государственного кадастрового учета данный земельный участок относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Горяйнов С.В. сельскохозяйственной деятельностью не занимается, данный земельный участок для производства сельскохозяйственной продукции не используется, расположенные на спорном участке объекты недвижимости к объектам сельскохозяйственного назначения не относятся, их размещение на этом участке не соответствует принципу его целевого использования. Право на приватизацию спорного земельного участка отсутствуют, поскольку земельный участок относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения, может быть приватизирован лишь с учетом принципа целевого использования данной категории. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1532-ПП «Об утверждении порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности Свердловской области или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках» выкупная стоимость спорного земельного участка составит <данные изъяты>, данная выкупная цена, является чрезмерно заниженной. Просили в требованиях отказать (л.д.76-78).
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель Администрации ГО Ревда Муралева К.П. пояснила, что по судебному решению Администрацию ГО Ревда обязали сделать генеральный план городского округа Ревда применительно к городу Ревда, установить границы города Ревда, но УФСГР кадастра и картографии вернули картоплан на доработку, до настоящего момента он не доработан.
Ревдинский отдел УФСГР по Свердловской области в судебное заседание не явился, о месте времени и дате судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом (л.д. 104). Предоставив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя, при вынесении решения полагаются на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства является правом суда, а не его обязанностью, вытекающим из принципа самостоятельности и независимости судебной власти. При разрешении вопроса о том, в каком порядке и в какой процедуре необходимо рассмотреть дело, суд оценивает в совокупности все обстоятельства с учетом имеющихся материалов и мнения лиц, участвующих в деле, исходя из задач гражданского судопроизводства, и лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии представителя ответчика Администрации ГО Ревда в общем порядке, без вынесения заочного решения в связи с тем, что ответчик о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представив отзыв на исковое заявление, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительное письмо в адрес Начальника межрайонного отделения № 18 Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата», список земельных участков, ответ Начальника межрайонного отделения № 18 Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата», решение Думы № от ДД.ММ.ГГГГ что так же подтверждает надлежащее извещение ответчика, ответчик не был лишен возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст. 35 ГПК РФ, так как им было представлено возражение на исковое заявление, в котором изложены доводы и доказательства по заявленным требованиям.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.6. ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Федеральный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ФЗ № 101 от 24.02.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование оборота вышеуказанных земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Аналогичное положение указано и в п. 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, о том, что пункт 6 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями.
Таким образом, данные требования регулируются земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 2 ст. 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть проданы на торгах и без проведения торгов. Без проведения торгов осуществляется продажа:
земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий.
Согласно ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в ст. 36 Земельного кодекса РФ, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании установлено, что Горяйнов С.В. является собственником нежилого здания склада, <адрес> 10, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9, 10-11), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 7), нежилого здания склада, литер Р, Р1, общей площадью <данные изъяты>. м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14, 15-16), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 12), нежилого здания бензозаправочного пункта, литер С, общей площадью 37,3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19, 20-21) что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от 26.02.2008 (л.д.17).
Постановлением Администрации городского округа Ревда № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема границ земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, сформированного из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ДД.ММ.ГГГГ.м (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), расположенного по адресу: <адрес> (л.д.35-36).
Споров по границам земельного участка нет. На основании утвержденной схемы был подготовлен межевой план земельного участка и сдан в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был поставлен ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет и Горяйнов С.В. получил кадастровый паспорт земельного участка № (л.д.38-42).
Администрация рекомендовала Горяйнову С.В. поменять категорию земель. Поэтому он обратился в Администрацию ГО Ревда с заявлением об изменении категории земель (л.д.43). Администрация вынесла постановление о переводе земельного участка в категорию земли населенных пунктов (л.д.44). Федеральная служба регистрации Кадастра и Картографии в решении от ДД.ММ.ГГГГ указали, что невозможно изменить категорию земельного участка и постановили приостановить кадастровую регистрацию в связи с отсутствием оснований для смены категории.
ДД.ММ.ГГГГ Горяйнов С.В. обратился к Заместителю Главы администрации Городского округа Ревда с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о смене категории земель (л.д.46).
На данное заявление Администрация ГО Ревда сообщила, что на данный момент проводятся работы по разработке карты (плана) по описанию местоположения границ города Ревда. После внесения сведений в государственный реестр недвижимости описания границы г. Ревда будет возможно рассмотрения заявления Горяйнова С.В. (л.д.47).
ДД.ММ.ГГГГ Горяйнов С.В. обратился к Заместителю Главы администрации Городского округа Ревда с заявлением о предоставлении в собственность за плату и заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50). ДД.ММ.ГГГГ данное заявление получено Администрацией ГО Ревда, что подтверждается копией уведомления о вручении письма (л.д.51,53). Данное заявление Администрация городского округа Ревда оставила без ответа.
Доводы представителя администрации ГО Ревда о том, что право на приватизацию спорного земельного участка отсутствуют, поскольку земельный участок относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения, может быть приватизирован лишь с учетом принципа целевого использования данной категории не основано на законе и противоречит ФЗ № 101 от 24.02.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельному кодексу Российской Федерации, истец является собственником расположенных на спорном земельном участке зданий, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи по выкупной цене, определенной в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий участка из оборота, сведений о нахождении в границах красных линий, наличие правового режима земель общего пользования, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд.
Таким образом, суд пришел к выводу, о том, что Администрация ГО Ревда уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка и тем самым препятствует реализации права на выкуп земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194 – 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Горяйнова С.В. об обязани Администрации городского округа Ревда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> и направить его истцу – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Ревда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью <данные изъяты>.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: ведение сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> и направить его истцу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ревдинский городской суд Свердловской области.
Председательствующий: подпись А.В. Карпенко
Копия верна. Судья: А.В. Карпенко
Секретарь: Ю.П. Полякова
Решение ______________________________________ вступило в законную силу. Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1251 «А»/2015
Судья: А.В. Карпенко
Секретарь: Ю.П. Полякова