РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года г.о.Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2818/2020 по административному иску ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, а именно: задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 84 рубля, пени 0,40 руб., задолженности по транспортному налогу за 2014 в размере 77,04 рублей, пени 114,09 рублей, за 2017 год в размере 1440 рублей, пени 21,75 рублей, за 2018 год в размере 2832 рубля, пени 13,28 руб., а также просит суд восстановить процессуальный срок на подачу заявления о взыскании недоимки по транспортного налогу за 2014, 2017 года.
В обоснование требований указал, что на налоговом учете в ИФНС России по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 ИНН №. Ответчик, являясь налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество, не исполнил в установленный срок обязанности по уплате налогов, в связи чем, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в административном иске имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, по адресу его регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствии административного истца, административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 57 Конституции Российской Федерации и 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Согласно пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Налоговым периодом имущественных налогов является календарный год (ст. 360, 393, 405 НК РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК РФ, а в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании (п. 1 ст. 45, п. п. 1 - 5 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ).
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может быть подано только в случае отмены судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций либо отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом ответчику ФИО1 в спорный период (2014 год, 2017 год, 2018 год) на праве собственности принадлежали
транспортное средство - автомобиль легковой Форд, г/н №, марки LADA GRANTA, г/н №, что подтверждается карточкой учета транспортного средства, представленной РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> по запросу суда,
квартира (14/81 доля) с кадастровым номером №, расположенная по адресу <адрес>, квартира (1/2 доля) с кадастровым номером №, расположенная по адресу <адрес>, б-р Маршала Василевского <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, истребованной по запросу суда.
ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2014-2016 на сумму 6524 рубля со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и требование № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2017 год на сумму 2832 рубля, налога на имущество за 2017 год на сумму 121 рубль со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и требование № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога за 2018 год, налога на имущество за 2018 год со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и требование № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется подтверждение отправления налогового уведомления и требования в адрес административного ответчика в соответствии со статьей 52 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В установленный срок налоги ответчиком в полном объеме уплачены не были.
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, ИФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № Советского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании в доход бюджета недоимки по транспортному налогу за 2014, за 2017 год, 2018 год и налогу на имущество физических лиц за 2018 год.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника мировой судья судебного участка № Советского судебного района г.о. <адрес> отменил судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогам за 2014, 2017, 2018 поступило в Советский районный суд <адрес>.
Между тем, исходя из положений ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
То есть, административный истец должен был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки за 2014 год до ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки за 2017 год до ДД.ММ.ГГГГ при этом, заявление о выдаче судебного приказа налоговым органом направлено в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом в административном иске заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока о взыскании недоимки за 2014,2017.
В соответствии со ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Однако, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не содержит каких-либо уважительных причин обосновывающих пропуск срока, к нему не приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин, загруженность сотрудников налогового органа, не является основанием для восстановления срока.
При таких обстоятельствах, суд не может счесть пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций за 2014 год, 2017 год уважительным, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.
Исходя из положений ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций за транспортный налог 2014 год, 2017 год следует отказать.
В силу положений статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что срок обращения с иском в суд о взыскании обязательных платежей и санкций за транспортный налог 2018 год, налога на имущество за 2018 год, налоговым органом не пропущен.
Согласно ст. 399 - 401 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога (признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:1) жилой дом;2) жилое помещение (квартира, комната);3) гараж, машино-место;4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства;6) иные здание, строение, сооружение, помещение ( п.1 ст. 400 НК РФ).
В соответствии со ст. 256-362 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Несмотря на истечение указанных в налоговых требованиях сроков исполнения обязанности, задолженность по налогу и пени ответчиком не погашена, что повлекло взыскание сумм в судебном порядке. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании обязательных платежей и санкций недоимки по оплате транспортного налога за 2018 год, налога на имущество за 2018 год являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход федерального бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в пользу ИФНС России по <адрес>
налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 84 рубля, пени 0,40 руб.
транспортный налог за 2018 год в сумме 2832 рубля, пени 13 рублей 28 копеек,
а всего взыскать 2929 рублей 68 копеек.
Взыскать с ФИО1 (ИНН №) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Требования ИФНС по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций (транспортного налога за 2014 год, за 2017 год) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд <адрес>.
Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ года
Судья С.В. Миронова