УИД 10 MS 033-01-2018-004168-78
РЕШЕНИЕ25 июля 2019 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Михеев А.В., при секретаре Малкиной Н.А., с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс» (далее ООО «Фортипартс», Общество) ФИО1, представившей доверенность <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Карельской таможни ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г.Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Фортипартс»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г.Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Фортипартс», было прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием в действиях ООО «Фортипартс» состава административного правонарушения.
Представитель Карельской таможни ФИО2, являясь должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> отменить, дело возвратить мировому судье на новое рассмотрение, ввиду неправильного применения процессуальных норм КоАП РФ к правоотношениям, регламентированным таможенным законодательством Таможенного союза, полагая о наличии вины в действиях ООО «Фортипартс» в связи с несоблюдением запретов и ограничений в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и задекларированных в декларации <Номер обезличен> товаров – грейферных захватов.
Указывает, что согласно разъяснениям Росстандарта от 12.07.2018 № АШ-11460/03 в соответствии пунктом 5 Приложения № 3 технического регламента TP ТС 010/2011 грейферные захваты для бревен, гидравлические, для гидроманипуляторов форвардера, ввозимые в <Дата обезличена> ООО «Фортипартс», включены в «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, в форме декларирования соответствия», и классифицируются как «Приспособления для грузоподъемных операций».
Учитывая, что ООО «Фортипартс» не соблюдены запреты и ограничения в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и задекларированных в декларации <Номер обезличен> (товар <Номер обезличен>) товаров - грейферных захватов, а именно, не представлены документы, подтверждающие соответствие декларируемых товаров требованиям TP ТС 010/2011, в отношении общества был составлен протокол по ст. 16.3 КоАП РФ.
Обращает внимание на то, что принятое мировым судьей решение на основании консультации АО «ВНИИС» противоречат действующему законодательству.
Представитель Карельской таможни в суд не явился, извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, его неявка не препятствует рассмотрению жалобы.
Представитель ООО «Фортипартс» ФИО1, с жалобой не согласна, считает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, просит постановление мирового судьи оставить без изменения.
Выслушав явившееся лицо, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
<Дата обезличена> был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Фортипартс» согласно которого <Дата обезличена> ООО «Фортипартс» при таможенном декларировании на Вяртсильском таможенном посту товара - «грейферный захват для брёвен гидравлический» по ДТ <Номер обезличен> (товар <Номер обезличен>) не соблюдены запреты и ограничения в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, а именно, не представлены документы, подтверждающие соответствие декларируемых товаров требованиям «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования».
Деяние ООО «Фортипартс» квалифицировано по ст.16.3 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС в редакции на момент совершения правонарушения) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу статьи 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, кроме прочих сведений, указываются сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 183 ТК ТС к числу таких документов относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В силу п. 8 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (далее - TP <Номер обезличен>), действие которого распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.
Также Решением утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (п. 2).
Согласно ч.2 ст.8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме: сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (п. 6 ст. 8 регламента).
При этом декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, приведенный в приложении № 3 (п. 4 ст. 8 регламента).
В приложении № 3 поименован Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, к которому отнесены приспособления для грузоподъемных операций (п. 5).
В силу п. 7 ст. 1 ТР ТС 010/2011 при идентификации машин и (или) оборудования устанавливается соответствие конкретных машин и (или) оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы стандарты, указанные в пункте 1 статьи 6 настоящего технического регламента, классификаторы, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена единая товарная номенклатура.
Под кодом ТНВЭД 8431 41000 0 значатся ковши, грейферы, захваты и черпаки.
Таким образом, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» установлены обязательные требования к подтверждению соответствия в форме декларирования приспособлений грузоподъемных операций, к которым относятся грейферы.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировой судья пришла к выводу о необходимости применения положений п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В рамках рассмотрения аналогичного административного дела <Номер обезличен> (<Номер обезличен>) судом была назначена судебная экспертиза.
Согласно экспертного заключения Всероссийского научно-исследовательского института сертификации от <Дата обезличена> Продукция: грейферный захват для бревен гидравлического гидроманипулятора форвардера (по наименованию и области применения) включена в «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования» требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823. Согласно Приложению № 3, рубрика: 5. Приспособления для грузоподъёмных операций. Однако, на указанное оборудование (грейферный захват дли бревен гидравлический гидроманипулятора форвардера) отсутствуют стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР те 010/2011. Кроме того, провести испытания грейферного гидравлического захвата без Форвардера невозможно. Форвардер является объектом обязательного подтверждения соответствия (в виде декларирования) по рубрике № 33. Оборудование технологическое для лесозаготовок, лесобирж и лесосплава (кроме пил бензиномоторных и цепных электрических)", Приложенин № 3 к ТР ТС 010/2011. На момент ввоза - <Дата обезличена> на товар: грейферный захват для бревен гидравлический гидроманипулятора форвардера оформления сертификата соответствия и декларации соответствия не требовалось. На продукцию, относящуюся к "Приспособлениям для грузоподъемных операций", действительно требуется обязательное подтверждение соответствия в форме предоставления декларации соответствия, однако на грейферный захват для бревен гидравлический оформить данный документ невозможно из-за отсутствия стандарта и невозможности проведения его испытаний. В настоящее время действует ГОСТ 24599-87 "Грейферы канатные для наволочных грузов. Общие технические условия", действие которого распространяется на другие конструкции грейферов (без гидравлического привода).
Учитывая заключение АО «ВНИИС», принимая во внимание, то что отсутствует ГОСТ или иной стандарт на грейферы гидравлические, что не позволяет применить необходимые методы и способы исследования (испытания), сам Форвардер подлежит сертификации, соответственно, все его узлы и агрегаты испытываются при сертификации Фарвардера и производятся в соответствии с такой сертификацией, мировой судья не усмотрела оснований для привлечения ООО «Фортипартс» к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ, и производство по делу прекратила за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Между тем, мировым судьей не в полной мере были исполнены требования главы 26 КоАП РФ, не была дана надлежащая оценка доказательств, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, а именно не дана оценка разъяснениям Росстандарта от 12.07.2018 № АШ-11460/03 (л.д.42-43) согласно которым, в соответствии пунктом 5 Приложения № 3 технического регламента TP ТС 010/2011 грейферные захваты для бревен, гидравлические, для гидроманипуляторов форвардера, ввозимые <Дата обезличена> ООО «Фортипартс», включены в «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823, в форме декларирования соответствия», и классифицируются как «Приспособления для грузоподъемных операций»; мировым судьей не принято во внимание, что консультация АО «ВНИИС», не является заключением эксперта, более того в определении о назначении экспертизы поставлены правовые вопросы, в связи с чем данная консультация, не является доказательством по делу, указывающим на отсутствие в деянии Общества состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена> в отношении ООО «Фортипартс» вынесено с существенным нарушением положений КоАП РФ, в связи с чем, его нельзя признать законным.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7.КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вправе вынести решение об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение в случае, существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности ООО «Фортипартс», установленный ст.4.5. КоАП РФ, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6., 30.7. КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 г.Сортавала Республики Карелия от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс» отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 г.Сортавала Республики Карелия.
Судья А.В. Михеев