№ 2-621/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2016 года г. Туринск
Туринский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Демидовой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Циркине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в суде гражданское дело по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах Колесникова И.А. и Колесникова А.А., *********, к Администрации Туринского городского округа о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости,
установил:
прокурор Туринского района, действуя в интересах Колесникова И.А. и Колесникова А.А., *********, обратился в Туринский районный суд с исковым заявлением к Администрации Туринского городского округа о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В исковом заявлении указал, что прокуратурой Туринского района на основания обращения Викторовой С.В. проведена проверка соблюдения законодательства при включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуаций со стороны Администрации Туринского городского округа. В ходе проведенной проверки установлено, что ********* Викторова С.В. обратилась в Администрацию Туринского городского округа с заявлением о включении её и членов её семьи в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. ********* она получила отказ во включении в указанный список истцов, так как не подтвержден факт их постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации на момент ее возникновения. Колесников И.А. и Колесников А.А. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Однако в данном жилом помещении не проживают. Данное жилое помещение принадлежит их матери - Колесниковой С.А., лишенной родительских прав. В соответствии с приказом от ********* № утвержденного начальником Управления социальной политики по Туринскому району, Викторова С.В. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно в отношении Колесникова И.А., Колесникова А.В., Колесниковой Т.В., Колесникова А.А. С ней заключен договор о приемной семье в связи с передачей в приемную семью Колесникова И.А., Колесникова А.А., Колесниковой Т.В., Колесникова А.В. В соответствии с постановлением главы Туринского городского округа № от ********* на территории Туринского городского округа создана межведомственная комиссия по обследованию и определению степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной весенним паводком. ********* вышеуказанная межведомственная комиссия обследовала утраченное имущество, принадлежащее Викторовой С.В., Свяжиной М.В., Колесникову И.А., Колесниковой Т.В., Колесникову А.В., Колесникову А.А., и составила соответствующие акты. В результате весеннего паводка затоплен жилой дом по адресу: <адрес> принадлежащий Викторовой С.В., Свяжиной М.В., Колесниковой Т.В., Колесникову И.А., Колесникову А.В., частично утрачено имущество первой необходимости: шкаф для одежды - 3 стенки, 5 шкафов; шкаф для посуды - кухонный гарнитур, кровать, стол, табуретка. Фактически Колесников И.А. и Колесников А.А., на протяжении длительного времени, в том числе в период действия чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>. Колесников И.А., Колесников А.А. в силу своего возраста, юридической неграмотности, тяжелого материального положения самостоятельно не могут защитить свои права и обратиться с иском в суд, в связи с чем прокурор подает заявление в их интересах. На основании изложенного просит суд обязать Администрацию Туринского городского округа включить Колесникова И.А., Колесникова А.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Обязать Администрацию Туринского городского округа включить Колесникова И.А., Колесникова А.А. в список граждан нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.
В судебном заседании прокурор Максимова О.В. (помощник прокурора Туринского района) исковые требования поддержала.
Истец Колесников И.А., а также законный представитель несовершеннолетнего истца Колесникова А.А. - Викторова С.В. исковые требования поддержали в полном объеме. Суду дополнили, что истцы проживают в доме по адресу: <адрес>, в течение десяти лет. Данное жилое помещение принадлежит Викторовой С.В. В него они были вселены в связи с тем, что последняя была назначена их опекуном. После достижения совершеннолетия Колесников И.А. остался проживать в данном доме, поскольку дом, в котором он и его брат зарегистрированы, непригоден для проживания. Так как на момент возникновения чрезвычайной ситуации Колесников И.А. и Колесников А.А. не значились на регистрационном учете по вышеуказанному адресу, то во включении их в специализированный список им было отказано. Поскольку уровень воды в реке поднимался стремительно, то в доме было утрачено практически все имущество первой необходимости, в частности, кровати, столы стулья, шкафы.
Представитель ответчика Администрации Туринского городского округа Неймышева О.А. суду пояснила, что действительно с ********* на территории Туринского городского округа был введен режим чрезвычайно ситуации, в связи с резким подъемом уровня воды в реке Тура. В результате были затоплены жилые дома, в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. По данному адресу выезжала комиссия, которая установила факт подтопления данного жилого дома, а также проводила обследование утраченного имущества первой необходимости. В мае 2016 года истцы обращались с заявлением о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи (финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Однако во включении в указанные списки им было отказано, поскольку Колесниковым И.А. и Колесниковым А.А. не был подтвержден факт постоянного проживания в жилом помещении, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на момент ее возникновения. В частности, факт регистрации истцов не соответствовал месту их постоянного жительства. Не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.
Третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Правительство Свердловской области в судебное заседание не явился. Было надлежащим образом извещено о месте и времени проведения судебного заседания. О причинах неявки суд не уведомило, не ходатайствовало об отложении дела слушанием. При таких обстоятельствах, учитывая надлежащее уведомление Правительства Свердловской области, суд, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным провести судебное заседание в отсутствии представителя Правительства Свердловской области.
Выслушав доводы явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, допросив свидетелей, суд считает, что исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах Колесникова И.А. и Колесникова А.А., подлежат удовлетворению полностью. К данному выводу суд пришел на основании следующего.
На основании положений части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья. возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Прокуратурой Туринского района на основании обращения Викторовой С.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Колесникова А.А., *********, и Колесникова И.А. была проведена проверка соблюдения законодательства при включении указанных граждан в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации со стороны Администрации Туринского городского округа. В ходе указанной проверки были установлены нарушения прав несовершеннолетнего ребенка и Колесникова И.А. В связи с указанным, а также принимая во внимание характер спорного правоотношения (спор о праве на социальную поддержку при возникновении чрезвычайной ситуации) прокурор имел право обращения в суд с иском в защиту прав и законных интересов Колесникова А.А., *********. и Колесникова И.А.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом в пунктом 2 статьи 18 вышеуказанного Закона установлено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" были утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Согласно подпунктов Г и Д пункта 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Порядок подготовки документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен пунктом 7 Приказа МЧС России от 29.08.2014 N 470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Кроме того, Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 №688-ПП утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Свердловской области дл предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанными актами установлено, что к документам, обосновывающими размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, относится список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и список граждан, нуждающихся в оказании финансовой в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Данные списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан, а также по результатам комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органом местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. При формировании списка граждан следует учесть, что в список должны быть включены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, которые постоянно проживают и зарегистрированы по указанному адресу. То есть для занесения в список необходимо соблюдение этих условий. При этом, к имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями (глава 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. МЧС России от 03.10.2014 №2-4-87-24-7)).
Так судом установлено, что в начале апреля 2016 года на территории Туринского городского округа началось обильное таяние снегов и разрушение ледяного покрова, что привело к формированию максимальных расходов половодья на реке Тура. Указанное обстоятельство на основании части 1 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признается судом общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Постановлением главы Туринского городского округа от ********* № на территории Туринского городского округа, в связи с резким и значительным подъемом воды в реке Тура, подтоплением жилых домов, придомовых территорий и объектов инфраструктуры, был введен режим чрезвычайной ситуации с вышеуказанной даты (копия постановления от *********), который сохранялся до ********* (копия постановления № от *********).
На основании заключения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от ********* указанной чрезвычайной ситуации был присвоен характер - федерального значения (копия заключения от *********).
На основании актов визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в Туринском городском округе, а также обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа от *********, составленных межведомственной комиссией по обследованию и определению степени утраты имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной весенним паводком на территории Туринского городского округа, жилой дом по адресу: <адрес>, в результате наводнения в доме (вода от 35 до 50 см) пришел в негодность паркет и линолеум, штукатурка отпадывает, кроме того частично утрачено имущество первой необходимости: шкафы для одежды, шкафы для посуды, кровати, столы, табуреты (л.д. №). При этом в указанных актах собственником жилого помещения указана Викторова С.В.
Распоряжением главы Туринского городского округа от ********* № был утвержден реестр подтопленных жилых домов и придомовых территорий Туринского городского округа в период весеннего половодья *********. В указанном реестре значится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (копия распоряжения от ********* №).
В ********* Викторова С.В. обратились к ответчику с заявлением о включении Колесникова А.А., ********* рождения, и Колесникова И.А. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа. Однако постановлением главы Туринского городского округа от ********* № во включении в указанные списки Колесникова А.А. и Колесникова И.А. было отказано, в связи с тем, что заявителями не был подтвержден факт постоянного проживания в жилом помещении по вышеуказанному адресу, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации на момент ее возникновения (л.д. №).
Истцы на момент чрезвычайной ситуации имели постоянную регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. №).
Как было установлено в ходе судебного заседания на момент возникновения чрезвычайной ситуации, Колесников И.А. и Колесников А.А. постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>. Указанное подтверждается рапортом участкового уполномоченного полиции Гасанова Э.А. от ********* (л.д. №), выпиской из похозяйственной книги от ********* (л.д. №), приказом № от *********, согласно которого Викторова С.В. была назначена опекуном Колесникова А.А. (л.д. №).
Таким образом, на основании изложенного, учитывая, что в судебном заседании были установлены факты возникновения в ********* чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа, обусловленной резким подъемом уровня воды в реке Тура, которая носит федеральный характер, факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего, было частично уничтожено имущество первой необходимости, факт постоянного проживания Колесникова И.А. и Колесникова А.А. в жилом помещении по вышеуказанному адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации, то данные обстоятельства в своей совокупности позволяют суду удовлетворить требования истцов, возложив обязанность на Администрацию Туринского городского округа включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах Колесникова И.А. и Колесникова А.А., ********* рождения, к Администрации Туринского городского округа о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Туринского городского округа включить Колесникова И.А., ********* года рождения, уроженца села <данные изъяты>, и Колесникова А.А., ********* года рождения, уроженца села <данные изъяты>, в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, а также список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации на территории Туринского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Туринского районного суда.
Решение не может быть обжаловано в кассационном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в апелляционном порядке.
Председательствующий Л.В. Демидова