Дело № 10RS0011-01-2020-016670-51 (2а-1010/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Филь Павла Анатольевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения, оформленного письмом № 27515/12.4-21 от 11.11.2020, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Филь П.А. обратилась в суд об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее –Министерство, административный ответчик) от 11.11.2020 №27515/12.4-21 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №. площадью I500 кв.м., по адресу: <адрес>, в порядке предоставления земельных участков многодетным семьям по причинам того, что 29.10.2020 года на официальном сайте torgi.gov.ru было опубликовано извещение о приеме заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже или аренде земельного участка, площадью 1272 кв.м, расположенного в кадастровом квартале № <адрес>. Филь П.А. просит признать указанное решение Министерства незаконным, обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, площадью 1500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, территориальная зона Ж1. Малоэтажная жилая застройка по заявлению Филь Павла Анатольевича от 01.10.2020 года.
Определением суда от 13.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Силаков А.И.
В судебном заседании Филь П.А. не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен, его представитель Филатов К.С., действующий на основании доверенности, требования, поддержал по основаниям указанным в иске.
Иные лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Учитывая выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, суд, принимает решение исключительно по заявленным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При этом обязанность доказывания такого нарушения возлагается на лицо, обратившееся в суд (части 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что административный истец 02.10.2020 обратился в адрес Министерства с заявлением от 30.09.2020 о предоставлении его многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №. площадью I 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии Законом Республики Карелия от 06.03.2017 № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее - Закон № 2101-ЗРК).
Письмом от 11.11.2020 №27515/12.4-21 административному истцу отказано в удовлетворении заявления на основании подпунктов 12, 13 пункта 1 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ.
Не согласившись, Филь П.А. просит признать данный отказ Министерства незаконным, обязать административного ответчика принять решение об утверждении схемы вышеуказанного земельного участка.
Земельный кодекс РФ устанавливает случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства Республики Карелии от 02.11.2017 № 390-11, Министерство осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, и земельных участков. государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2016 года.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержаться в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса (п. 11 ст. 39.16 ЗК РФ); в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (п. 12 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
По правилам подпункта 13 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, если опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 данного Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Судом установлено, что Филь П.А. с заявлением от 30.09.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 10:21:00300203, площадью 1 500 кв.м., на основании Закона 2101-ЗРК, обратился в Министерство 02.10.2020. Ранее 30.09.2020 в Министерство обратился Силаков А.И. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 272 кв.м, расположенного в Республике Карелия, д. Виданы, кадастровый квартал 10:21:0030203, на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которого договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 ЗК РФ предусматривают обязательность публикации органом местного самоуправления в средствах массовой информации извещения о предстоящем предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом в течение тридцати дней со дня опубликования извещения любые заинтересованные лица вправе подать заявления о намерении участвовать в аукционе. В случае подачи такого заявления уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов и совершает действия по организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Министерством по заявлению Силакова А.И. было опубликовано извещение о предоставлении земельного участка в периодическом издании Пряжинского национального муниципального района «Наша жизнь» от 29.10.2020, размещено на сайте Администрации Пряжинского национального муниципального района, на официальном сайте torgi.gov.ru.
02.11.2020 Силакову А.И. Министерством было направлено письмо за №26657/12.4-21 с указанием о том, что в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка опубликовано в газете 29.10.2020 и в случае поступления в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений от иных граждан о намерении участвовать в аукционе в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством будет принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В рамках проведенной аналитической работы с применением программного комплекса ГИС «ИнГЕО», на основании представленной административным истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административным ответчиком установлено, что испрашиваемый Филь П.А. земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка в отношении которого Министерством по заявлению Силакова А.И. было опубликовано извещение о предоставлений земельного участка в официальном издании. Данные обстоятельства также подтверждаются совпадением характерных точек границ земельных участков на кадастровом плане территорий, приложенных Филь П.А. и Силаковым А.И. к своим заявлениям в Министерство.
Таким образом, административный истец не является единственным претендентом на предоставление вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, соответственно, не вправе рассчитывать на его приобретение без проведения аукциона.
Во всяком случае должно соблюдаться требование положений подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации о публикации извещения, что предопределяет применение правила подпункта 13 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации ко всем лицам, подавшим заявления о предоставлении земельного участка, поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать без проведения аукциона. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проанализировав нормы закона, все перечисленные выше обстоятельства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска Филь Павла Анатольевича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 27.01.2021 года.